Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое и социальное государство: ценности и принципы





ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Глава 10

ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1. Особенности государства как политической организации

Государство выступает в качестве основного средства осущест­вления политической власти. Это обстоятельство придает ему ста­тус центрального института политической системы. В качестве та­кового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуетсяопределенными формами устройства и типологическими чертами.

Термин «государство» употребляется в узком и широком значе­ниях:

1) в узком значении — как институт господства, как носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что про­тивостоит «обществу»;

2) В широком— как государственно оформленная всеобщность,
союз граждан, как община. Здесь оно обозначает целое, охваты­
вающее «государство» (в узком смысле) и «общество».

Отправной пункт политологического анализа государства — определение его основным элементом, сердцевиной политической системы.

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих дел» неех граждан. Средневековье ограничива­лось констатацией божественной сущности государства. Различе­ние собственно государственно-политической сферы начинается с




Нового времени. С XVI—XVII вв. термином «государство» стали обозначать все государственные образования, которые до того на­зывались «княжеское господство», «городская община», «респуб­лика» и т.д. Заслуга введения понятия государства принадлежит Н. Макиавелли, использовавшего для обозначения государства термин «Stato» (лат. status — положение, статус), которым он объ­единил такие понятия, как «республика» и «единовластное правле­ние». Сначала термин «государство» укореняется в Испании («estado») и во Франции («etat), позднее — в Германии («Staat»). С этого времени понятия «государство» и «гражданское общество» стали различаться. К XVIII в. с завершением становле­ния европейского понятия нации-государства оно решительно и по­всеместно вытесняет широкое понятие республики как политичес­кого сообщества вообще.



Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства.

Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реаль­ные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства — обя­зательность. Современный католицизм также предполагает боже­ственный генезис идеи государства и принципов власти при прехо­дящем характере и происхождении конкретных актов ее осущест­вления.

Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате со­единения родов в племена, племен в общности. Государство трак­туется как большая семья, в которой отношения монарха и его под­данных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он призывал правителей строить отношения с поддан­ными на началах добродетели. Государство — это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу средневековья использовалась родовая


       
 
 
   

Раздел IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

идея вождя как господа (господаря / государя), т.е. могущественно­го деятеля, регулирующего отношения с другими — чужаками.



В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж-Ж- Руссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударст-венном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. Как отме­чал французский мыслитель Д. Дидро, люди «осознали, что каждо­му человеку нужно поступаться частью своей естественной незави­симости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. В.И. Ленин подчеркивал: «Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов». Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же не­избежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет («отомрет») и государство — таков конечный вывод марксистской теории.

В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией завоевания (насилия). Ее сторонники (Л. Гумшювич, К- Каутский) полагали, что первые государства возникли в резуль­тате воздействия внешнего фактора — завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуата­ции их победителями. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие — «вот родители и повиваль­ная бабка государства», — полагал Л. Гумплович.

В целом, как показали сравнительно-исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и обязательной причины возникновения государства. На этот процесс оказывали


влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, географические условия, этнические отношения, рост народонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торгов­ля, идеологический фактор и т.д. Так, причиной появления первого в истории славян государства Карантании (территория нынешней Словении) стали не классовые антагонизмы, а сильное влияние Рима. Абсолютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости на­циональной обороны. И в то же время процесс централизации госу­дарственной власти был процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому центру, Москве.

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и лич­ности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделя­ются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.

Основные поворотные пункты развития современного конституционного государства представлены в табл. 16.

Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, об­ладающими определенными правами и обязанностями. Такими кри­териями выступают три важнейших конституирующих элемента го­сударства: территория, население (народ) и суверенная власть.

Территория — это физическая, материальная основа государ­ства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и дру­гих объединений.

Территория как признак государства нераздельна (принадлеж­ность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти вдела другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).



Раздел IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ


Глава 10 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



 


В современных условиях признак исключительного владения государством определенной территорией постепенно ослабевает, как бы размывается. Это проявляется прежде всего в том, что господ­ство многих государств на своей собственной территории становит­ся все более ограниченным за счет экономического, военного, по­литического и информационного проникновения других государств, образования межгосударственных объединений и блоков. Наличие данной тенденции развития государств вовсе не означает отмирания территории как конституирующего элемента государственности в современную эпоху. Государственно-территориальное деление ос­тается реальностью сегодняшнего дня. Не прекращаются острые, в том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или за сохранение территориального единства.

Население как составляющий элемент государства есть челове­ческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифициро­вали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, курды в Турции).

В научной литературе имеются различные интерпретации государственного народа. Одни авторы полагают, что «государственный народ» — общее понятие, которое охватывает разного рода круп­ные общности, возникающие преимущественно на этнической ос­нове. Для народа характерна общность происхождения, языка и культуры.

Приведенная достаточно широко распространенная трактовка государственного народа не всегда отражает политические и исторнческие реальности. Так, США, Швейцария и некоторые другие страны сформировались как полиэтнические государства. Этиическая общность далеко не всегда выступает государственнообразующим фактором. Учитывая это, некоторые ученые трактуют народ как общность хозяйственную и гражданскую, в отличие от нации как этнической группы.

Такая «деэтнизированная» трактовка народа как социальной ос новы государства отражает политические реальности современного



Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ


Глава 10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



 


мира точнее, нежели широкое, преимущественно этническое, пони­мание этой общности.

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения суще­ствующей власти, является важнейшим условием целостности го­сударства. Раскол населения но социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную уг­розу существованию государства.

Суверенная власть является определяющим элементом (при­знаком) государства.

Суверенитет (лат. super — над) — не зависимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного суверенитета Жан Боден отмечал, что «без единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса».

Государственная власть суверенна, т.е. облагает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государ­ствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, яв­ляется универсальной, распространяясь на вес население и на все общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

В отличие от коллективной власти родового общества государ­ственная власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной власти требует определенной организации — формирования государственных учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии, судей и т.д.).

Государство поддерживает порядок, необходимый для нормаль­ной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения, выражающимися в законах и учреждениях, призван­ных гарантировать их исполнение. «Государство, — подчеркивал М. Вебср, — является таким союзом, который обладает монопо­лией на легитимное насилие...».

Подчеркнем, что формы, средства, условия использования госу­дарством насилия или угрозы применения насилия строго опреде­лены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитим­ном, или узаконенном, насилии со стороны государства. Важно


учесть и то, что государство не просто наделено правом на приме­нение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монопо­лией на применение насилия.

Сила, насилие и связанное с ним страдание — неизбежные спутники человеческой жизни. Но то страдание, которое человеку приходится испытывать от государства, неизмеримо меньше стра­даний, которые выпали бы на его долю, не будь государства, не будь его сдерживающей зло силы, являющейся основой безопасности населения. Как образно заметил В.С. Соловьев, «государство су­ществует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Предшествующий анализ позволяет сформулировать следую­щее обобщенное определение государства как центрального инсти­тута политической системы. Государство особая форма орга­низации политической власти в обществе, обладающая суве­ренитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специ­ального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные на­правления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям государства можно отне­сти экономическую, социальную, организаторскую, правовую, по­литическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.

Экономическая функция выражается в организации, координа­ции, регулировании экономических процессов с помощью налого­вой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономи­ческой стабильности.

Социальная функция государства проявляется в осуществле­нии заботы о человеке как члене социума: удовлетворение потреб­ностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образова­нии; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении реше­ний, формировании и использовании управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации де­ятельности различных субъектов политической системы и т.д.



Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, уста­новление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении по­литической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития об­щества.

Образовательная функция реализуется в деятельности госу­дарства по обеспечению демократизации образования, его непре­рывности, предоставлении людям равных возможностей получения

и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направле­на на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами и функцию обороны, страны.

2. Формы государственного устройства и правления

Государство представляет собой особую форму организации по­литической власти, которая имеет определенное устройство. Орга­низацию, устройство и реализацию государственной власти отра­жает понятие «форма государства».

Форма государства как совокупность внешних признаков госу­дарства включает три элемента: форму государственного устройст­ва, форму правления, политический режим.

Форма государственного устройства это националь­но-территориальная организация государства и взаимоот­ношения центральных, региональных органов.

Основными формами государственного устройства являются конфедерация, унитарное государство, федерация.

Конфедерация. Эта форма государственного устройства пред­ставляет из себя постоянный союз суверенных государств, создан-


ный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешне­политических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя госу­дарственную самостоятельность и объединяясь с другими государ­ствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограничен­ный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждений центральными органами власти соответствую­щих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из

сторон.

Примером конфедерации в прошлом могут служить США {1776— 1787), Швейцария (1815— 1848), Германский союз (1815—1867). Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе.

Унитарное государство. Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире. При­мером могут служить такие страны, как Финляндия. Франция, Ис­пания. Великобритания, Япония и многие другие.

В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; централизованная судебная система; единая система высших органов государст­венной власти; единое гражданство и единая система права. Терри­тория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью.

В настоящее время существует несколько унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Дания. Финляндия), устройст­во которых характеризуется наличием административной автоно­мии для отдельных, территорий, например, в состав Великобрита­нии входят Шотландия и Северная Ирландия, которые пользуются

ограниченной автономией.

Федерация. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Феде­рация является достаточно распространенной формой государст




Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ


Глава 10


ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



 


венного устройства (Россия, США, Канада, Бразилия, Танзания и др.)

Объединяющими началами федерации выступают единое соци­ально-экономическое пространство, единая денежная система, фе­деральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. Но наряду с ними имеется гражданст­во отдельных субъектов федерации (штатов, республик, земель); в них существуют собственные конституции и законодательство, соб­ственные законодательные и исполнительные органы власти. Между федерацией и се субъектами устанавливаются особые отно­шения, при которых действует принцип верховенства конституции и законов федерации. Субъекты федерации имеют прямое предста­вительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты. Так, в России эту функцию выполняет Совет Феде­рации, в США — Сенат, в Германии — Бундесрат.

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотно­шений ее органов, степень участия населения в их формиро­вании.

Принято различать две основные формы правления — респуб­лику и монархию.

Республика представляет собой форму правления, при ко­торой все высшие органы государственной власти либо изби­раются, либо формируются общенациональным представи­тельным учреждением. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому государству, но наибольшее раз­витие она получила в условиях более совершенных общественных структур.

Различают две формы республиканского правления: прези­дентскую и парламентскую.

При президентской форме правления глава государства — президент — одновременно является и главой правительства. Фор­мальной отличительной особенностью является отсутствие долж­ности премьер-министра.

Президентская республика отличается внепарламентским мето­дом формирования правительства и отсутствием у правительства института парламентской ответственности; отсутствием у президента права роспуска парламента и др.


Президентская республика строится по принципу жесткого раз­деления властей: в конституции закрепляется разграничение ком­петенций между высшими органами законодательной, исполни­тельной и судебной власти, которые функционируют в течение всего срока полномочий.

Президентская республика впервые была введена в США на ос­нове конституции 1787 г. Такая же форма правления широко рас­пространена в странах Латинской Америки — Мексике. Аргенти­не, Бразилии. Колумбии, Венесуэле, Боливии. Уругвае и др.

Президентская республика в США. Здесь, согласно конститу­ции, президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (схема 16). Это единственное долж­ностное лицо федерального правительства, которое выбирается всеми гражданами косвенным путем сроком на 4 года и может быть переизбрано только один раз.

Президент играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности, ему "принадлежит право принятия окончательных решений. Полномочия главы государства в области правительственной деятельности: руководство административным аппаратом и вооруженными силами, назначение судей федеральных судов, руководство деятельностью государственного аппарата и т.д. По конституции президент формально не должен вмешиваться во внутреннюю деятельность парламента, что мотивируется независимостью законодательной и исполнительной власти. Но на практике сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент, используемые главой государства. Одно из них — право «вето» на законопроекты, вотированные парламентом. Для преодоления вето необходимо, чтобы законопроект получил по­вторное одобрение квалифицированным большинством (2/3 голо­сов) в обеих палатах Конгресса (Палата представителей и Сенат). В то же самое время Конституцией США предусмотрены сред­ства контроля со стороны парламента исполнительной деятельнос­ти президента. Одно из них — голосование бюджета обеими палатами. Решая вопрос о доходах и расходах государства, палаты могут существенно ограничивать главу государства. Контроль Конгресса над расходами дополняется контролем Сената за назначениями на некоторые высшие посты (членов кабинета, судей федеральных судов, послов н ряд других).



Раздел N ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ


Глава Ю ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧКЮЙ СИСТЕМЫ


31 ■


 


           
   
 
 
     
 


Схема 16. Форма правления в США


В области внешнее политики конституция возложила на Сенат ратификацию международных договоров (большинством 2/3 голо­сов), а на Конгресс — полномочия разрешать президенту объяв­лять войну. Существуют и другие полномочия парламента по кон­тролю за деятельностью президента.

Согласно Конституции США законодательная деятельность яв­ляется главной функцией Конгресса. Но он осуществляет данную функцию при сильном влиянии президента и Верховного суда. Фор­мально только члены конгресса имеют право законодательной ини­циативы. Но на практике именно президент ориентирует законода­тельную работу Конгресса как путем своих «посланий», так и кос­венно. В настоящее время все чаше проекты законов прямо прила­гаются к посланиям президента Конгрессу.

Для проведения через Конгресс своей программы президент ис­пользует и разнообразные внеконституционные методы: созывает регулярные совещания с лидерами своей партии в палатах Конгрес­са н разрабатывает вместе с ними законодательные предложения и тактику воздействия на членов палат; приглашает на консультации лидеров оппозиционных партий; поддерживает контакты с влия­тельными членами палат и другие.

Взаимоотношения президента и Конгресса есть главное для ха­рактеристики президентской республики, поэтому поиск поддержки большинства в Конгрессе становится постоянной задачей прези­дента. Отсутствие парламентской поддержки президента не исклю­чает того, что при чрезвычайных обстоятельствах возможно при­влечение президента к ответственности при помощи особой проце­дуры, именуемой импичментом.

Наряду с классической президентской республикой имеется не­мало смешанных форм правления, так называемых полу президент­ских. Основными признаками данной формы правления являются: избрание президента всеобщим голосованием; президент распола­гает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют пре­мьер-министр и министры, образующие правительство, ответст­венное перед парламентом. Конституции Франции, Исландии, Пор­тугалии, Австрии и других западноевропейских стран позволяют го­ворить о полу президентской форме правления.



Раздел N ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ


Глава 10


ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



 


       
   
 
 


Полупрезидешпская республика во Франции. В структуре ис­полнительных органов власти наряду с президентом действуют пре­мьер-министр и правительство, пользующееся определенной авто­номией. Это освобождает президента от необходимости самому за­ниматься текущими проблемами (схема 17).

Президент Франции избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет и не несет политической ответственности за свои действия ни перед каким органом и никем не контролируется. Принцип не­ответственности президента предполагает контрассигнирование его актов (подпись премьер-министра или министров, несущих за них ответственность). В то же время конституция перечисляет акты президента, свободные от контрассигнации, — назначение пре­мьер-министра, вынесение вопроса на референдум, роспуск Наци­онального собрания, чрезвычайные меры, послание президента парламенту, обращение в Конституционный совет, назначение части членов Конституционного совета (трех из девяти).

Традиционными прерогативами главы государства во Франции являются представительство в отношениях с зарубежными государ­ствами и между народными организациями, аккредитование и прием послов, объявление войны (с разрешения парламента), ратифика­ция международных договоров.

Президент может воспользоваться правом «вето» на законопро­екты, принятые парламентом, если последние не соответствуют конституции. Он может созвать парламент на чрезвычайные сес­сии, более того, послания президента парламенту обсуждению не подлежат. В сложных, критических ситуациях президент может взять на себя всю полноту власти. Для этого он должен проконсуль­тироваться с премьер-министром, Конституционным советом, председателями палат, однако их мнение не связывает президента. Парламент не может быть распущен, но он лишается полномо­чия — возможности выражать недоверие правительству. Таким об­разом, в руках президента Франции сосредоточена огромная власть, и его полномочия шире, чем права и полномочия президента США. Однако, полнота власти президента зависит от расстановки поли­тических сил в парламенте.

Парламентская республика и ее особенности. Она характе­ризуется провозглашением верховенства парламента, перед кото­рым правительство несет политическую ответственность за свою


Схема 17. Форма правления во Франции


 

 


Раздел IV ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

деятельность. Формальной отличительной особенностью является наличие должности премьер-министра.

В парламентской республике правительство формируется толь­ко парламентским путем из числа лидеров партии, располагающем большинством в нижней палате. Участие главы государства в фор­мировании правительства носит чисто номинальный характер. Пра­вительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает под­держкой парламентского большинства. В парламентской республи­ке правление носит партийный характер, что вовсе не является обя­зательным дли президентской республики.

Для парламентской республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавлива­ется ответственность правительства за спою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распушен правительством, утратившим его доверие. Президент на­деляется широкими полномочиями, но они осуществляются не им, а правительством. Парламентская форма правления осуществляет­ся в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии, Турции и др.

Парламентская форма правления в Германии. Главой госу­дарства является федеральный президент, избираемый специально созываемым федеральным собранием сроком на 5 лет. Для боль­шинства актов президента требуется обязательная контрассигна­ция федерального канцлера или соответствующего министра. Но у президента достаточно полномочий, чтобы активно влиять на поли­тику страны: он может участвовать в заседаниях правительства, распускать нижнюю палату парламента (Бундестаг) по предложе­нию канцлера, объявить, по представлению правительства и с со­гласия Бундесрата, состояние законодательной необходимости (I! этот период федеральные законы принимаются безучастия Бундес­тага). Важно и то, что президент не несет политической ответствен -ности за свои действия.

Главное место в системе центральных органов власти Германии занимает федеральное правительство, состоящее из канцлера и ми­нистров. Кандидатура канцлера предлагается президентом и изби­рается большинством голосов Бундестага. Канцлер фактически на-


значает и увольняет министров, причем их число не лимитировано

конституцией.

В Германии правительство признается ответственным только

перед нижней палатой. По конституции Бундестаг может выразить недоверие федеральному канцлеру (а это считается недоверием всему правительству) ЛИШЬ при условии, что большинством голо­сов ему изберут преемника. В то же время в качестве ответной меры на вотум недоверия правительство может обратиться к пре­зиденту с просьбой о досрочном роспуске Бундестага.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламен­ту с четырехлетним сроком полномочий, избираемому по весьма сложной системе. Парламентские полномочия, кажущиеся на пер­вый взгляд значительными, на деле весьма ограничены и полностью подконтрольны правительству (существует партийный механизм подчинения депутатов правительству).

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государстве иная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном по рядке престолонаследия. Различают монархию абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневеко­вья. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государст­венной власти в руках монарха. В настоящее время абсолютные мо­нархии сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

По мере развития социально-экономических отношений абсолютная монархия в целом ряде стран эволюционировала в консти­туционную монархию, которая условно подразделяется на дуалис­тическую и парламентскую. Дуалистическая монархия является переходной формой правления, характерной для того периода, когда экономически и политически слабая буржуазия вынуждена делить власть с феодалами (Иордания, Марокко). При этой форме правления делят между собой государственную власть монарх и парламент. Парламент, которому конституция формально предо­ставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятель­ность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право



 

 

Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

«вето», право назначения в нижнюю палату и право роспуска пар­ламента.

Монархическая форма правления в Великобритании. Это наиболее типичный пример парламентской монархии (схема 18). С формальной точки зрения, высшим органом исполнительной власти является монарх, при котором действует Тайный совет, включаю­щий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по реко­мендации премьер-министра. Практически этот совет выполняет лишь церемониальные задачи, а все решения принимает сам каби­нет министров. Все акты, исходящие от монарха, нуждаются в ми­нистерской подписи, причем ответственность несет только прави­тельство.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.