Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение надежности психодиагностической методики





Кафедра психологии управления

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

Самара


 

Психодиагностика: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы /Сост. А.В.Капцов. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2015. – 31 с.

 

 

В методических рекомендациях содержатся основные требования, предъявляемые к содержанию и оформлению курсовой работы по психодиагностике для студентов, обучающихся по направлению 030300 Психология. Приводится перечень тем курсовых работ, перечень методик и литературы по основным разделам курса.

 

Ó Самарская гуманитарная академия, 2012

Ó Капцов А.В. 2012

 

Содержание

Стр.

1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………4

2. Структура курсовой работы ………..……………………………………………….4

2.1. Титульный лист …………………………………………………………………5

2.2. Реферат …………………………………...………………………………………5

2.3. Оглавление ………………………………………………………………………5

2.4. Введение …………………………………………………………………………5

2.5. Теоретическая глава …………………………………………………………….7



2.6. Эмпирическая глава …………………………………………………………….8

2.7. Заключение ………………………………………………………………………9

2.8. Список использованной литературы …………………………………………..9

3.Требования, предъявляемые к написанию курсовой работы ……………………..10

4. Психодиагностическое обследование ……………………………………………..10

4.1. Подготовка обследования ……………………………………………………..10

4.2. Организация обследования ……………………………………………………11

4.3. Процедура обследования ………………………………………………………11

4.4. Завершение обследования ……………………………………………………..11

4.5. Требования к психодиагносту …………………………………………………12

5. Обработка эмпирических данных …………………………………………………. 12

6. Примерная тематика курсовых работ по психодиагностике ……………………..13

Аннотированный указатель литературы по методам и методикам

исследования ………………………………………………………………………..14

7.1. Общие вопросы психодиагностики …………………………………………...14



7.2. Диагностика в профориентации и профотборе ………………………………15

7.3 Детская и подростковая психодиагностика ……………………………………16

7.4. Диагностика личностных свойств и индивидуальности …………………….16

7.5. Диагностика психических состояний …………………………………………18

7.6. Диагностика мышления, интеллекта и креативности ……………………… .18

7.7. Социально-психологическая диагностика …………………………………… 19

7.8.Математико-статистические методы …………………………………………. 19

 

Приложение А. Примерный вариант оформления титульного

листа курсовой работы ……………………………………………….20

Приложение Б. Примерный вариант оформления реферата …………………………21

Приложение В. Примерный вариант оформления оглавления

курсовой работы ………………………………………………………21

Приложение Г. Пример формулировки объекта, предмета цели, гипотезы

и задач исследования в соответствии с выбранной темой …………22

Приложение Д. Пример оформления таблиц ………….. …………………………….23

Приложение Е. Примерный перечень психодиагностических методик……………..24


1. Цели и задачи дисциплины

Современная психологическая диагностика (психодиагностика) определяется как дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Психологическая диагностика включает в себя и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.



Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.).

К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные примеры изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.

Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами практики.

Целью курса «Психодиагностика» является подготовка психолога-психодиагноста, использующего готовые психодиагностические методики.

Вследствие этого предлагается освоение как теории психодиагностики, так и практического применения психометрических процедур.

Изучение курса психодиагностика в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 030300 – Психология предполагает аудиторную и самостоятельную работу студентов. Теоретическая и практическая части изучения курса завершается выполнением курсовой работы, целью которой является более глубокая проработка той или иной проблемы курса.

Курсовая работа по психодиагностике является научной работой студента и должна отразить приобретенные им практические навыки и полученные результаты исследования по различным разделам психологии в рамках выбранной темы. При написании курсовой работы в теоретическом плане студент должен показать умение работать с литературой, анализировать различные источники, делать обоснованные выводы. В практическом плане студент должен проявить умения в подборе психодиагностического инструментария, адекватного целям и задачам исследования, в профессионально грамотном использовании выбранных методов и методик исследования, в составлении психологических портретов и интерпретаций полученных данных, в использовании методов математической статистики для подтверждения выдвинутой в курсовой работе гипотезы.

Работа над избранной темой требует от студента знания основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения личной позиции к данной проблеме, прилежания и профессионализма.

Структура курсовой работы

 

Курсовая работа по психодиагностике представляет собой письменный текст-отчет, включающий постановку научной проблемы (теоретической или прикладной), обоснование основной идеи, гипотезу исследования и результаты учебной работы.

Как и любой отчет, курсовая работа имеет стандартную структуру, т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных частей текста:

1. Титульный лист.

2. Реферат.

3. Оглавление.

4. Введение (1-2 страницы).

5. Теоретическая глава, распределенная на главы и параграфы (2-3 вопроса; 10-13 страниц).

6. Эмпирическая глава (2 вопроса; 15-20 страниц).

7. Заключение курсовой работы (2-3 страницы).

8. Список использованной литературы (1-2 страницы);

9. Приложения (до 10 страниц).

 

Титульный лист

 

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

§ название учебного заведения, факультета и кафедры;

§ название дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;

§ полное название работы;

§ фамилию, имя, отчество автора с указанием группы;

§ фамилию и инициалы научного руководителя, его ученую степень (звание);

§ место и год написания работы.

Название курсовой работы должно отвечать ряду требований. Во-первых, тема должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это означает, что в названии темы должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Во-вторых, сама формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 8 слов (см. приложение А).

 

Реферат

Реферат представляет собой краткое содержание курсовой работы, представленное в строго регламентированной форме (см. приложение Б). Объем реферата не может превышать одной страницы А4.

Оглавление

 

Оглавление помещается в начале текста, сразу за рефератом. В нем указываются номера страниц не только глав и параграфов, но и подпараграфов, если последние пронумерованы, а также номера страниц, на которых расположены: заключение, список использованной литературы, приложения. Пример оформления приведен в приложении В.

 

Введение

Во введении автор:

1. Обосновывает тему исследования и ее актуальность, выражающуюся в постановке проблемы, ее состояние в настоящее время, существующие трудности в разрешении проблемы.

2. Определяет объект и предмет исследования.

3. Формулирует цель исследования.

4. Исходя из цели и предмета исследования, выдвигает гипотезу.

5. На основе гипотезы определяются задачи исследования, которые могут быть решены с помощью методов, применяемых студентом в своей работе.

6. Излагает научную новизну и практическую значимость исследования.

 

Объект исследования (какое психологическое явление изучается?) – это то, что познается. В психодиагностике объектом исследования являются психические свойства, состояния, процессы, отношения, подлежащие диагностике.

Предмет исследования (какие стороны психологического явления изучаются?) – это свойства, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных условиях. В психодиагностике предметом являются инструментарий, его психометрические характеристики и процесс диагностики.

Цель исследования определяется как конечный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной. Например, в психодиагностике основные виды целей и возможные формулировки при их постановке могут быть следующими:

1. Исследование психометрических характеристик известных методик.

2. Адаптация психодиагностической методики:

- модификация методики применительно к новой культуре, этносу, языковой среде, географическому региону, современному времени.

- рестандартизация и ревалидизация известных методик для другого географического региона или современного времени.

3. Создание методики для:

- повышения точности, надежности измерения;

- более полной характеристики качеств (повышение валидности);

- сокращения времени обследования;

- расширения контингента испытуемых (возраст, пол, уровень образования, состояние психического здоровья и т.д.);

- облегчения обработки результатов (упрощение, алгоритмизация);

- психометрической проверки неэкспериментальных методов.

Цель исследования конкретизируется в задачах (ставится от 4 до 6 задач). При этом обязательно должны быть задачи по проверке одной из используемых методик на валидность и надежность. При формулировании задач надо обязательно уточнять вид психометрических показателей методики (например, ретестовая надежность, одномоментная надежность, конструктная валидность, критериальная валидность).

Гипотеза – это конкретное научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотезы должны быть:

- содержательными;

- операциональными (потенциально опровергаемыми);

- формулироваться в виде их альтернатив.

Гипотеза может опровергаться, но не может быть принята окончательно, т.к. она всегда открыта для дальнейшей проверки.

Гипотезы бывают:

1. По происхождению:

- для проверки следствий конкретной теории, модели;

- основываются не на теории, а на принципе: «А почему бы не так?»;

- для данного конкретного случая.

2. По содержанию:

- факты, применяемые для установления истины (например, методика диагностики надежна, т.е. уровень внутренней согласованности пунктов опросника превышает 0,6);

Процесс выдвижения и опровержения гипотезы является основным и наиболее творческим этапом деятельности студента. В ходе эксперимента может формулироваться одна или две гипотезы (основная и альтернативная), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных, которая сводится к оценке сходства и различия этих данных с гипотезой. Если гипотеза в ходе исследования не подтвердилась, то необходимо представить объяснение причин доказательства нулевой гипотезы, а не альтернативной.

Пример формулирования объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования в соответствии с темой работы приведен в приложении Г.

 

 

Теоретическая глава

В теоретической главе студент должен продемонстрировать знание того, что известно о проблеме исследования в современной науке. Наиболее прямой способ демонстрации этого – полный литературный обзор в избранной предметной области психологической науки, а также в смежных областях других наук. Выполнение этой задачи невозможно без умения работать с научной литературой.

Первый параграф теоретической главы должен обязательно содержать описание объекта исследования. Для этого используются психологические словари, справочники, в которых даны определения изучаемых понятий.

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы:

§ по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами;

§ по логическому принципу. Тогда структура текста может быть примерно такой:

1. Описание объекта изучения: область проявлений, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики.

2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы его обуславливающие.

3. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании.

4. Выбор методологического подхода, с помощью которого описывается структура изучаемого явления и диагностический инструментарий, с помощью которого изучается явление.

5. Описание предмета исследования обычно производится с описания всех возможных диагностических средств, предназначенных для диагностики объекта исследования. Желательно описание давать согласно любой из существующих классификаций. Указываются достоинства, недостатки и область применения каждого из диагностического средства.

6. Завершается теоретический обзор выявлением проблемы (нехватки информации), требующей изучения. Выбирается наименее изученное диагностические средство и как минимум одно наиболее известное с точки зрения психометрики диагностическое средство, служащее в дальнейшем базой для определения конструктной валидности.

 

При составлении литературного обзора рекомендуется начать работу с установления основных понятий, относящихся к изучаемой теме, используя словари и энциклопедии. Библиография составляется с помощью:

- систематического каталога;

- реферативных журналов, в которых даны аннотации на статьи из периодических изданий, книг и т.д.;

- библиографий известных работ в данной области исследования.

Библиографическое описание каждой публикации лучше делать на отдельных стандартных карточках. В результате составления библиографии можно сделать выводы:

- о наиболее признанных в данной сфере исследования авторах;

- о количестве публикаций по интересующей теме;

- о временных рамках публикаций;

- о наиболее цитируемых авторах.

Выводы по результатам теоретического анализа представляют собой краткое изложение актуальности диагностики объекта исследования, перечня возможных средств диагностики, обоснования наиболее подходящего диагностического средства и проблемы неизвестности психометрических характеристик этого средства, что ставит задачу проведения психометрического исследования.

 

Эмпирическая глава

Эта глава представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. В структуру этой главы входят:

1. Программа эмпирического исследования. В программе уточняются цель и задачи исследования. Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики и др.). Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Указываются способы обработки первичных данных, т.е. обосновывается выбор методов математической статистики.

2. Проверка психометрических показателей одной из используемых методик. Вначале дается описание выбранных показателей, способы их проверки. Затем подробно описываются этапы работы, приводятся полученные значения, делается вывод о возможности использования данной методики в практике.Обсуждение полученных данных начинается с описания. Наиболее удобный вид представления данных – таблицы, каждая их которых должна иметь свой номер и название. Частные данные, а также промежуточные расчеты приводятся в «Приложениях».

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схемы и т.д.) помещаются внизу и содержат не только название, но и необходимые пояснения, например расшифровку условных обозначений (см. приложение Д).

После представления данных приводится их анализ, который завершается интерпретацией полученных результатов, т.е. описание результатов с объяснением причин результатов.

3. Выводы. Выводы подводят итог эмпирического исследования, показывая, насколько студент способен обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиции избранной теоретической концепции. Количество выводов должно соответствовать поставленным задачам и отражать результаты проверки первоначально высказанной гипотезы.

Рассмотрим более подробно основные методические рекомендации для выполнения ключевых моментов курсовой работы.

 

Определение надежности психодиагностической методики

 

Одной из важнейших психометрических характеристик является внутренняя согласованность пунктов опросника. В практике чаще всего надежность (согласованность) определяется по формуле Кронбаха или при использовании факторного анализа по формуле Тета-надежности. Если опросник имеет дихотомическую шкалу, то для определения надежности используется формула Кьюдера-Ричардсона

 

(1)

где KR – коэффициент надежности

k - количество пунктов в шкале опросника

Sx2 - дисперсия суммарной шкалы опросника

pj – относительное количество утвердительных ответов на j-ый пункт опросника

qj = 1- pj

При использовании пакета STATISTICA определение надежности может быть осуществлено в следующей последовательности:

Надежность шкалы опросника по Кронбаху:

Нажмите кнопку Статистика - Многомерные исследовательские методы - Анализ достоверности / Элемента – Ok.В появившемся окне, нажав кнопку Variables,выберите все номера пунктов, входящие в состав шкалы опросника. Нажмите Ok.Ok. В появившемся окне Reliability Resultsсчитайте значение синхронной надежности Альфа-Кронбаха -Cronbach’s alpha (в верхней части меню в разделе Summary statistics for scale).

 

Надежность шкалы опросника Тета-надежность

1. Для запуска факторного анализа щелкните левой кнопкой мыши на кнопки Статистика – Многомерные исследовательские методы – Анализ фактора. На экране появится окно, в котором необходимо выбрать переменные для проведения факторного анализа. Для этого щелкните левой кнопкой мыши на кнопку Variables и левой кнопкой мыши нажмите все переменные (пункты опросника), которые будут участвовать в факторном анализе (не забудьте при этом держать нажатую кнопку Ctrl на клавиатуре ПК),щелкните левой кнопкой мыши на кнопкуOk.

2. В появившемся окне приведены некоторые статистические данные вашего файла. Выберите однофакторный эксперимент. Для этого в опции Max. no. of factorsвведите число 1 и нажмите кнопкуOk.

3. По окончанию факторного анализа на экране появится окно Factor Analysis Results, в котором щелкните левой кнопкой мыши на кнопку Summary:Factor loadings.На экране появится таблица с факторными нагрузками Ваших переменных, а также собственным значением фактора Expl.Varи дисперсией – Prp.Totl.Вычислите тета-надежность шкалы по формуле:

(2)

где k – количество пунктов в шкале опросника;

l - факторный вес шкалы (собственное значение фактора).

Проанализируйте наличие и причины «сильных» и «слабых» пунктов опросника.

Кроме рассмотренных широко распространенных методов определения надежности в случае многошкальных опросников используется дополнительный метод определения внутренней согласованности суммарной шкалы опросника как коэффициент корреляции отдельных шкал с суммарной шкалой опросника.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.