Сделай Сам Свою Работу на 5

Рынки несовершенной конкуренции: типы, основные признаки.





Рынок Несовершенной Конкуренции - это рынок, на котором и продавцы, и покупатели могут существенно влиять на цены. На рынках несовершенной конкуренции существует в определенной мере рыночная власть одного из субъектов рынка и отсутствует свобода выражения экономических отношений, свойственная условиям совершенной конкуренции.

Основные признаки

Особенности рынка несовершенной конкуренции состоят в следующем:

1. Присутствует два и более продавца, которые обладают определенным (ограниченным) контролем над ценообразованием, соперничают друг с другом.

2. Не соблюдается хотя бы один признак совершенной конкуренции.

3. Продавцы или покупатели принимают в расчет способность влиять на образование цены.

Типы рынков несовершенной конкуренции:

Для лучшего понимания и более тщательного изучения механизма необходимо рассмотреть существующую классификацию структур. Существуют следующие виды рынков несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия (в широком смысле представляет собой рынок, не имеющего конкурентов).

2. Олигополия (представляет собой систему, в которой присутствует небольшое количество компаний, производящих продукцию и действующих совместно).



3. Дуополия (представляет собой рынок, на котором существуют только два производителя или продавца данного товара или услуги и множество покупателей).

4. Монополистическая конкуренция при дифференциации продукции (представляет собой рынок с множественностью конкурентов) .

 

 

Инфляция: сущность, типы, причины, особенности современной инфляции.

Инфляция — это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция — не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее. Она оказывает сильное влияние на экономических агентов, кто-то из-за неё выигрывает, кто-то проигрывает, но большинство считают инфляцию серьезнейшей проблемой.



Типы инфляции

1. Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен. Если равновесие нарушается со стороны спроса, то возникает «инфляция спроса». В этом случае инфляция вызывается неудовлетворенным спросом на товары. Потребители хотят приобрести больше продукции, чем может быть произведено экономикой. Возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

2. Инфляция предложения (издержек)

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения. Инфляция предложения происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.



Причины инфляции

1. Монетарные (несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда);

2. структурные причины( деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой);

3. внешние причины (сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса).

К причинам возникновения инфляции относятся:

a. Низкий уровень безработицы. Если уровень безработицы высок, то на увеличение совокупного спроса экономика отвечает увеличением объема производства, привлекая бездействующие трудовые и материальные ресурсы по существующим ценам.

b. Сверхэмиссия денег. Увеличение платежеспособности может возникнуть из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрезмерно.

c. Стимулирующая кредитно-денежная политика Центрального банка в случае продажи облигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизится за счет расширения денежной массы, а инвестиционные проекты реализуются через определенный лаг времени, за период которого и может произойти инфляционный всплеск.

d. Обесценение отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывает подобно дополнительной эмиссии и может вызвать инфляцию спроса.

e. Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем - совокупный спрос.

f. Повышение зарплаты. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.

g. - Импортируемая инфляция. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.

h. - Монополизм фирм. Все виды монополий и олигополий удерживают цены за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным объемом выпуска. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на продукцию. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития.

i. - Административное регулирование экономики. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д. Все это усиливает административные издержки в частности и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.

j. Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.