Сделай Сам Свою Работу на 5

Ценовые и неценовые факторы





Контрольная работа

По Экономике

 

 

Исполнитель: студент

Группа: ЮР-15 Нев

Ф.И.О Саканцев Андрей

Анатольевич

 

Екатеринбург 2015

 


 

Содержание

1. Предмет экономической науки и подходы к его определению. Принципы экономического детерминизма и экономического империализма и их практическая интерпретация.

2. Предложение: понятие, ценовые и неценовые факторы, эластичность предложения.

3. Рынки несовершенной конкуренции: типы, основные признаки.

4. Инфляция: сущность, типы, причины, особенности современной инфляции.

5. Список литературы.

 

Предмет экономической науки и подходы к его определению. Принципы экономического детерминизма и экономического империализма и их практическая интерпретация.

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом, самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Так же как точные весы химика сделали химию более точной, чем большинство других естественных наук, так и эти весы экономиста, сколь бы грубы и несовершенны они ни были, сделали экономическую науку более точной, чем любая другая из общественных наук. Но экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.





Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

 

· экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

· политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

· экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченныхресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизмасчитали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.



Различают два подхода к определению предмета экономической теории.

1. Классификаторский подход - предполагает выделение экономической деятельности как особого объекта исследований:

  • Эволюционный подход (анализ объективных условий и факторов эволюции экономических систем): экономическая теория изучает социальноэкономические отношения и причины их эволюции. Экономическая теория - наука о системе экономических отношений в обществе.
  • Функциональных подход (анализ условий функционирования экономической системы): экономическая теория изучает условия функционирования отдельных элементов экономической системы и функциональные взаимосвязи между ними. Экономическая теория — наука, изучающая какие из редких ресурсов люди и общество избирают для производства различных товаров для распределения их в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.


Для классификаторского подхода характерно использование философской доктрины экономического детерминизма, наиболее развитой в трудах К. Маркса, согласно которой тип общественных отношений, включая политику, право, культуру, искусство и т. п. определяют экономические отношения, сложившиеся в обществе в конкретный исторический момент, то есть составляют его базис. Надстройка как совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений вырастают на определенном базисе и им обуславливаются. Следовательно, изменение в экономических отношениях в данном обществе вызывает соответствующее изменение в общественной надстройке.
2. Аналитический подход - исследуется в большей степени методы, принципы и методология экономического исследования объекта. Согласно данному подходу, получившему название экономического империализма экономическую теорию отделяет от других наук не объект, а метод исследования, что делает экономическую науку универсальной. Экономическая теория - наука о принципах выбора путей использования ограниченных ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения.
таким образом, можно сделать вывод, что экономическая теория - наука о выборе, осуществляемом экономическим агентами.
Функции экономической науки.

1. Познавательная - предполагает всестороннее изучение и анализ сущности экономических процессов и форм их проявления для определения закономерностей общественного развития, разработки механизмов хозяйствования, принятия обоснованных решений.

2. Прогностическая - ориентирует на исследование закономерностей, тенденций экономического развития, определение с учетом их прогнозов экономической динамики.

3. Практическая - состоит в использовании арсенала экономических знаний на практике при решении актуальных экономических и социальных проблем, разработке и формировании механизмов эффективного хозяйствования.

4. методологическая - предполагает разработку системы методов приемов и способов исследования экономических процессов. Методология - учение о методах, приемах и способах исследования.

 

 

Предложение: понятие, ценовые и неценовые факторы, эластичность предложения.

Товаропроизводители исходят из потребностей людей и про­изводят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует пред­ложение.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые представлены на рынке. Оно определяется производством, но не совпадает с ним. При одном и том же объеме производства в зависимости от цен на товары и услуги предложение изменяется. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь вели­ка, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь сово­купные потребности, как известно, безграничны.

Ценовые и неценовые факторы

Ценовые факторы предложения.

Ценовые факторы - это изменение уровня цен. Они полностью зависимы от уровня цен на рынке сбыта. Чем ниже цена на готовый продукт, который изготавливает и поставляет на продажу та или иная фирма, тем больше убытка она будет получать. Значит, если цены начнут падать, а стоимость материала для изготовления продукта, обслуживание техники, заработная плата рабочих высоки, фирма станет нерентабельной. Соответственно, если нет возможности поднять цену на товар, а чистая прибыль от него не способна принести доход, предложение уменьшается.

К ценовым факторам относятся следующие:

1) Эффект реального богатства.

Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается (повышение уровня цен, приводит к тому, что финансовые активы обесцениваются, население становится реально беднее, совокупный спрос снижается).

2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.

Связан с изменением уровня ценна деньги.

Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. В связи с этим покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается. (Повышение уровня процентной ставки приводит к росту спроса на деньги, росту спроса на товары и росту совокупного спроса и наоборот).

3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.

Связан с изменением уровня цен на отечественную продукцию. Повышение цен на отечественную продукцию совокупного спроса, т.к. он смещается в сторону импортных товаров.

Неценовые факторы - не связаны с уровнем цен, т.е. влияют на величину совокупного спроса при неизменных ценах.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).

Факторы, воздействующие на C(потребительские расходы):

§ уровень благосостояния населения;

§ ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;

§ налоги;

§ трансфертные платежи;

§ процентная ставка.

Факторы, воздействующие на I(инвестиционные расходы):

§ ожидания инвесторов;

§ процентная ставка;

§ налоги;

§ трансфертные платежи;

§ новые технологии.

Факторы, воздействующие на G(государственные расходы):

§ Государственные закупки.

Факторы, воздействующие на Xn(чистый экспорт):

§ объемы ВНП в других странах;

§ величина ВНП в данной стране;

§ валютный курс национальной денежной единицы.

 

 

Эластичностью называется уровень реакций одной экономической переменной, в то время как изменяется другая. Иными словами, эластичность – это зависимость спроса и предложения на товар от различных ценовых и неценовых факторов.

Зависимость таких показателей, как спрос и предложение, заключается во многих факторах. С ней же связан и термин эластичности. В теории экономики выделяют понятия эластичности спроса и предложения. Эластичностью спроса на товар является процентное соотношение изменений цен или дохода с изменением спроса. Она существует, чтобы контролировать, как потребитель реагирует на повышение и снижение цен.

Эластичностью предложения по цене является процентное отношение изменений цен с изменением уровня предложения. На данный показатель имеют влияние такие факторы: Наличие/отсутствие резерва производства (в том случае, если есть резервы, предложение является эластичным). Возможность сохранять запасы готовых изделий (если да, то предложение является эластичным).

Основные виды:

· Эластичное предложение. Даже при однопроцентном увеличении цен значительно повышается предложение на товары.

· Предложение с единичной эластичностью. При однопроцентном повышении цен происходит аналогичное увеличение предложения на рынке.

· Неэластичное предложение. При повышении цен с предложением ничего не происходит.

· Эластичность «в мгновенье». Период времени настолько мал, что производители и продавцы не успевают отреагировать на изменение цен.

Высокая эластичность в долгосрочный период. Предложение наиболее эластично, потому что у производителей достаточно времени для того, чтобы создать новые производственные мощности или ускорить процесс производства.

Проанализировав спрос и предложение, можно выявить основные направления в изменениях этих понятий, связанные с ценовыми или неценовыми факторами. Благодаря этому был сформулирован закон спроса и предложения. Часто исследователям недостаточно данных о том, что рост цен влечет за собой снижение объемов спроса на продукцию. Им необходимо точное количественное оценивание, потому что сокращение объема бывает быстрым, медленным, слабым или сильным. Рыночная чувствительность относительно ценовой политики, доходов или других показателей конъюнктуры находит отражение в показателях эластичности, которые охарактеризованы специальным коэффициентом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.