Сделай Сам Свою Работу на 5

Расследование преступлений органами прокуратуры





 

Предварительное расследование преступлений осуществляется органами дознания и следователями. При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, после чего обязан передать дело следователю. По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания возбуждает дело и производит расследование в полном объеме. Предварительное следствие обязательно по всем делам, за исключением преступлений, исчерпывающе перечисленных в уголовно-процессуальном законодательстве.

Предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, федеральной службы безопасности, внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции. Организационное разделение следователей и разграничение их компетенции объясняются историческими условиями формирования следственного аппарата в стране.

В 1860 г. предварительное следствие было изъято из ведения полиции и передано органам юстиции, были учреждены судебные следователи, которые и стали осуществлять предварительное следствие.



После 1917г. предварительным расследованием занимались следственные комиссии Военно-революционных комитетов. Характерной особенностью деятельности следственных комиссий было коллегиальное проведение расследования.

В 1920 г. учрежден институт единоличных следователей:

при совете народных судей (города, уезда, губернии) состояли народные следователи; при отделах юстиции губернских исполкомов – особые следователи по важнейшим делам; при народном комиссариате юстиции – следователи по важнейшим делам.

В 1928 г. следственный аппарат был передан в полное подчинение прокуратуры. В 1929 г. военные следователи были переданы в состав военных прокуратур.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.07.61 право производства предварительного следствия предоставлено следователям органов государственной безопасности (ныне органы Федеральной службы безопасности РФ), а Указом от 06.04.63 – следователям органов охраны общественного порядка (ныне органов внутренних дел). Федеральным законом от 15 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции»» и УПК РСФСР предусмотрено право производства предварительного расследования и следователями федеральных органов налоговой полиции.



Несмотря на организационное разделение следователей, их деятельность едина и специфична по своей юридической природе, задачам, принципам и содержанию.

В соответствии с Законом о прокуратуре следователи прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, а также по другим делам, переданным им прокурором. Предварительное расследование могут проводить и другие работники органов прокуратуры: прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники. В Законе о прокуратуре имеется важная норма (ст. 31), предусматривающая право прокурора принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. Этим же Законом определена структура следственного аппарата прокуратуры.

В соответствии с приказами Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Департамента налоговой полиции РФ при расследовании сложных уголовных дел о преступной деятельности межрегиональных организованных групп; большого объема следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо провести по многоэпизодным уголовным делам; реализации в рамках конкретного уголовного дела оперативных-материалов разных правоохранительных органов либо в случаях отнесения преступления к альтернативной подследственности создаются совместные следственно-оперативные группы (бригады) этих органов. В целях раскрытия убийств созданы и действуют на постоянной основе следственно-оперативные группы, в которые входят следователи органов прокуратуры и работники оперативных подразделений органов внутренних дел.



В отдельных случаях, исходя из сложности дела и объема следственных действий по нему, следственные группы создаются лишь из числа следователей органов прокуратуры.

Следователи органов прокуратуры в административном отношении подчинены прокурорам. Однако это не означает ущемления их процессуальных функций, к которым относятся:

. рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях;

•исследование обстоятельств дела;

. обвинение в совершении преступления;

• ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления;

. обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества;

• пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления;

• розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно;

. разрешение уголовных дел.

Деятельность следователя осуществляется в трех стадиях: возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Следователь – самостоятельный субъект уголовно-процессуальной деятельности, несущий определенные обязанности и обладающий определенными правами, которые определены законом. Следователю прокуратуры никто, кроме прокурора, не вправе давать указания по уголовному делу. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и судебного решения, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В процессе расследования взаимоотношения следователя с прокурором носят не административный, а процессуальный характер. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для рассмотрения судом или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Прокурорский надзор за следствием не только не лишает следователя самостоятельности и не умаляет его авторитета, а напротив, обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.

При раскрытии и расследовании преступлений, изобличении виновных следователь вступает в правоотношения с органами дознания, на которые возложено принятие необходимых мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также предупреждения и пресечения преступлений. Следователь по расследуемым им делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством может давать органам дознания в письменном виде обязательные для них. поручения и указания: о производстве следственных действий; о содействии при производстве следственных действий; о производстве розыскных действий. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г.

№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» следователь обладает правом давать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Взаимодействие следователей с работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не означает слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, присущими им способами, методами и средствами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.