Сделай Сам Свою Работу на 5

Японская и американская модели управления качеством





В качестве критериев в зарубежных моделях используются возможности реализации системы, получаемые результаты и их сопоставление с затратами, связанные с функционированием системы. Главной особенностью реализации моделей США и Японии является их ориентация на потребителя.

Опыт зарубежных предприятий

Наибольшее распространение на промышленных предприятиях Европы, Америки и Японии получили две концепции: концепция TQC (англ. Total Quality Control) и CWQC (англ. Company-Wide Quality Control). Концепция TQC предполагает построение хорошо структурированного функционального подразделения, специали­зирующегося на проблемах качества. Вся полнота ответственности за качество продукции возлагается на высший уровень руковод­ства фирмы. Концепция CWQC основана на децентрализации функций управления и предполагает участие всего персонала фир­мы в управлении качеством, включая рядовых работников.

В американских компаниях базовым элементом в формировании качества продукции является анализ требований потребителя. Система обратной связи построена таким образом, что конечным элементом процесса регулирования качества также становятся тре­бования потребителя. Выбранные показатели качества достигают своих планируемых значений в процессе производства, основыва­ясь на стабильном технологическом процессе. Эксплуатация, тех­ническое обслуживание и гарантийный ремонт дают дополнитель­ную информацию о степени удовлетворения потребностей продукцией данного уровня качества и определяют направление его улучшения. Характерной особенностью функционирования япон­ских систем управления качеством является всестороннее обучение персонала предприятия методам бездеффектного труда, жесткий контроль за соблюдением технологии, привлечение рабочих к управле­нию качеством продукции с помощью кружков качества.



Современный подход обусловливает всестороннее удовлетво­рение требований потребителей. Базируясь на системном подходе, основной акцент в управлении качеством смещается на реализа­цию мер, гарантирующих выпуск продукции стабильного уровня качества, при этом обеспечение качества рассматривается как главная стратегическая задача предпринимательства. Этот прин­цип был реализован в концепции стандартов ИСО серии 9000.



Методы обеспечения качества

В процессе обеспечения качества обычно используются экономико-математические методы: линейное, нелинейное, динамическое программирование, планирование эксперимента, имитаци­онное моделирование, теория игр, теория массового обслуживания, теория расписаний, функционально-стоимостный анализ, метод Тагути и метод структурирования функции качества (СФК).

Метод Тагути базируется на понятии функции потери качест­ва, которая характеризует меру связи между качеством и потерями от его снижения. Этот метод направлен на создание устойчивых технологических и управленческих процессов системы качества, позволяющих быстро реагировать на изменение потребностей рынка и охватывать весь жизненный цикл изделия.

Метод структурирования функции качества, или развертывание функции качества (Quality Function Deployment - QFD), был разра­ботан в Японии. Его идея состоит в обеспечении связи ожидания потребителя с параметрами качества и процесса создания. Наиболь­ший вклад в развитие этой методологии принадлежит И. Акао, С. Низуно, Я. Фурукава. Метод QFD используется на всех четырех этапах создания продукции: планирования продукта, проектирова­ния продукта, процесса производства, контроля качества продукта. Все этапы взаимосвязаны между собой и выходы каждого предыду­щего этана являются входами каждого последующего. Метод QFD применяется как при создании новой, так и модернизации или улучшения существующей продукции. Важно отметить, что цель развертывания функции качества не только в обеспечении связи и удовлетворении потребностей покупателей, а обеспечении этой функции с наименьшими затратами. Поэтому вначале проводятся анкетирование и ранжирование потребительских требований. И только затем улучшаются не все, а совершенно конкретные свой­ства и параметры готового изделия, добавляющие ценность продук­ту и необходимые для функционирования изделия. ;



При управлении улучшением качества должен реализовываться цикл: планируй — выполняй — контролируй — регулируй. Ме­тодическим средством для этих целей служит круговой цикл Деминга, или цикл PDCA: Р — план; D — выполнение работ в соот­ветствии с планом; С — проверка соответствия полученного результата, запланированному; А — принятие необходимых мер в случае отклонения полученного результата от запланированного. После достижения определенных результатов этот цикл повторя­ется, но на более высоком уровне. Круг Деминга — это метод управления, позволяющий руководству предприятия постоянно двигаться в направлении достижения главной цели, получая важ­ные промежуточные результаты, контролируя свои действия.

В планировании качества продукции широкое применение находит программно-целевой подход с использованием методов се­тевого планирования с разграничением стратегических и опера­тивных функций управления качеством и их раздельное финанси­рование, разработка нескольких ситуационных планов (многова­риантность планирования) для обеспечения большей вероятности их осуществления в меняющихся условиях рынка.

Большое значение придается методам оптимизации работ по обеспечению качества и функционированию системы управления качеством, что в значительной степени снижает издержки. Особое место по степени использования занимают статистические методы обеспечения качества. Методы прикладной статистики дают воз­можность анализировать и интерпретировать получаемую инфор­мацию о потребительском спросе, нарушениях системы качества, динамике качества производства изделий, тем самым повышая на­дежность технологического процесса и получения стабильного уровня качества изделий.

В целом применение статистических методов сводится к ана­лизу, прогнозу, выработке и реализации решения по проблемам качества. Эти методы классифицируются на три основные группы: графо-аналитические методы, методы анализа статистических со­вокупностей и экономико-математические методы. На передовых предприятиях Японии, США, ФРГ, Англии и других стран графо­аналитическими методами владеют не только инженерно-техниче­ские работники, но и рабочие. С помощью простых методов — диаграмм Паретто, графиков разброса, графиков временного ряда, метода стратификации, причинно-следственных диаграмм, гисто­грамм и контрольных карт можно решать до 95% всех проблем ка­чества.

Обобщающий показатель качества можно вычислить в виде

где Кк — обобщающий показатель качества; С6 — стоимость забра­кованной продукции в процессе производства, ден. ед.; Сд — стои­мость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.; Сг — стоимость продукции, подвергнутой гаран­тийному ремонту, ден. ед.; Сф — стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.

1. Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Качество — совокупность свойств и характеристик продук­ции или услуги, которые обусловливают ее способность удовлетворять вы­явленные или предполагаемые потребности.

2. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности про­изводства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

3. С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции, основанного на сопоставлении значений показателей техни­ческого совершенства оцениваемой цродукции с соответствующими ба­зовыми показателями.

4. Управление качеством должно осуществляться системно, Т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко определяю­щую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы» необходимые для управления качеством.

5. Важным элементом в системе управления качеством изделий явля­ется стандартизация. Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, а также контроль за правильностью использова­ния этой документации.

6. В направлении повышения конкурентоспособности организации необходимо:

• повышать качество управления путем внедрения современных мо­делей и методов;

• совершенствовать маркетинг путем использования современных методов изучения окружающей экономической среды;

• совершенствовать инновационную деятельность на основании ре­зультатов ее анализа;

• внедрять новые технологии (в том числе и в области финансов — МСФО) путем анализа эффективности внедрения технологий и прогноза прибыльности каждого вида изделий;

• анализировать ресурсоемкость каждого товара — разрабатывать и внедрять методику комплексного анализа ресурсоемкости товаров по стадиям жизненного цикла. Разрабатывать стратегии и технологии ресур­сосбережения;

• повышать организационно-технический уровень Производства за счет быстрого обновления основных фондов и замкнутых безотходных циклов автоматизированного производства;

• развивать логистику за счет информационного и финансового обеспечения, нормирования потребностей в ресурсах, автоматизации процессов.

 

Задания для практических занятий:

1. Дайте определение понятий «качество» и «конкурентоспособность продукции». В чем их взаимосвязь, особенности и отличия?

2. Какие показатели включаются в систему показателей качества?

3. Какие показатели характеризуют конкурентоспособность продукции?

4. В чем состоят цели и задачи стандартизации продукции?

5. Каковы особенности управления качеством продукции?

6. В чем состоят цели и задачи сертификации продукции? Каковы спосо­бы ее проведения?

7. Каковы особенности американской и японской моделей управления

качеством?

8. Какие методы используются в управлении качеством?

9. Каковы задачи управления качеством продукции на предприятии?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.