Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация финансовой работы на предприятии





Финансовая деятельность предприятия осуществляется финансовым отделом, как правило, самостоятельным структурным подразделением, выполняющим определенные функции в системе управления предприятием. В задачи финансовой службы входят:

· Мобилизация финансовых ресурсов для производственно-коммерческой деятельности и социального развития с целью максимизации прибыли.

· Своевременное и полное выполнение обязательств перед финансовой системой, банками, страховыми организациями, партнерами, персоналом, рациональная организация этих расчетов.

· Эффективное использование производственных фондов, разработка соответствующих нормативов и обеспечение сохранности и ускорения оборачиваемости оборотных средств.

· Разработка и реализация финансовых планов.

Структура и численность финансовой службы зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера его хозяйственной деятельности, объемов производства, численности работников, поскольку именно эти факторы определяют величину денежного оборота, формы, количество платежных документов и характер документооборота, объем кассовых операций.



Работники финансового отдела осуществляют планирование и оперативную работу на основе анализа и контроля, поэтому в структуре отдела обычно выделяют 3 направления:

- планово-экономическая работа;

- работа по организации расчетов;

- работа с банком и кассовые операции.

Планово-экономическая работа проводится 3 группами специалистов:

1. группа финансово-кредитного планирования;

2. группа оперативного планирования;

3. группа экономического анализа и контроля.

Исходя из этих направлений работы, каждое предприятие формирует структуру собственной финансовой службы.

Совершенствование финансовой работы на предприятии должно быть направлено на достижение оптимальной структуры и рационального использования денежных средств. К основным направлениям такой работы следует отнести:

· систематическое проведение финансового анализа деятельности, диагностика финансового состояния и мониторинга финансовых результатов;

· оптимизация затрат предприятия на основе их группировки;



· оптимальная организация оборотных средств и эффективное их использование;

· формирование рациональной структуры источников средств и эффективное использование основных производственных фондов;

· рациональное распределение прибыли;

· введение в практику более широкого круга современных форм безналичных расчетов для оптимальной организации фондов обращения;

· разработка и реализация финансовой политики предприятия с использованием его финансового механизма, который представляет собой систему управления финансами предприятия.

 

2. Сущность, цели и задачи финансового планирования

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования хозяйствующий субъект оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов и пути наиболее эффективного использования.

В рыночной экономике финансовое планирование необходимо для обеспечения требуемого объема финансовых ресурсов для расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности производственной и коммерческой деятельности, создания условий обеспечения финансовой устойчивости предприятий. Рыночные условия более требовательны к качеству финансового планирования, так как за все последствия в своей деятельности предприятие несет ответственность своим имуществом вплоть до банкротства, если конъюнктура рынка планом учтена неадекватно.



В современных условиях финансовое планирование базируется на учете вероятности наступления каких-либо событий, оно должно смоделировать поведение предприятий при возможных изменениях конъюнктуры рынка и объеме ресурсов.

Финансовое планирование преследует две основные цели:

· расчет потребности в денежных средствах;

· определение источников финансирования.

Расчет потребности в капитале начинается с анализа положения предприятия на рынке – определения возможности расширения рынка, спада производства, появления новых технологий у конкурентов. Далее анализируются возможные изменения законодательных актов и их влияние на изменение положения предприятия на рынке. Рассматриваются сильные и слабые стороны предприятия, наличие ресурсов для изготовления продукции. На основе этого анализа вырабатываются стратегия и условия ее реализации.

Источники финансирования во многом определяются той стадией жизненного цикла, на которой находится данное предприятие:

· концептуальная стадия – есть идея создания компании, для нее найдена свободная ниша на рынке; на этой стадии в качестве источника финансирования могут использоваться только собственные средства;

· стадия первоначальной деятельности – используется венчурный капитал;

· стадия роста – применяется акционирование и кредиты банков;

· стадия зрелости – используются кредиты банков;

· стадия угасания компании – используются собственные средства.

При использовании различных источников финансирования следует учитывать их положительные и отрицательные стороны:

· акционирование может привести к потере контроля над компанией, действовать придется в интересах всех акционеров, а не только в своих собственных, акционеры же требуют дивидендов, изменения политики компании, места в Совете директоров и т.п.;

· частные капиталы – это средства родственников, знакомых, друзей; это очень рискованный источник финансирования, так как все эти инвесторы будут вмешиваться в дела компании;

· венчурный капитал – это долгосрочные инвестиции, но венчурный капиталист ожидает годовой нормы прибыли не меньше 30 – 40%, он требует места в Совете директоров, влияет на политику компании;

В условиях хозяйственной и финансовой самостоятельности предприятие разрабатывает свои планы с единственной целью – максимизировать прибыль при минимизации затрат. Поэтому много внимания при планировании уделяется полному выявлению резервов, эффективному использованию мощностей и ресурсов, организации труда.

Современное финансовое планирование руководствуется рядом специфических принципов:

· соотнесение затрат со сроками их окупаемости и выбор вариантов затрат, обеспечивающих наивысшую рентабельность;

· обеспечение сбалансированности рисков, что достигается диверсификацией вложений;

· учет инфляционных факторов при оценке финансовых вложений;

· обеспечение платежеспособности и ликвидности на всех этапах осуществления затрат;

· единство системы показателей финансовых планов и взаимосвязь показателей производственных и финансовых планов.

Финансовое планирование на предприятии решает следующие задачи:

· обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами производственной и коммерческой деятельности;

· максимизация прибыли за счет снижения издержек и повышения качества товаров и услуг;

· определение финансовых взаимоотношений с бюджетами всех уровней , внебюджетными фондами, банковской системой и страховыми организациями;

· обеспечение сбалансированности доходов и расходов на принципах коммерческого расчета;

· контроль за индикаторами финансового состояния предприятия.

 

3. Виды и методы финансового планирования

На предприятиях могут разрабатываться стратегические (перспективные), текущие и оперативные финансовые планы. Перспективное планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, необходимые для реализации целей предприятия. Оно включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности на срок от 1 до 3 лет.

Текущее планирование рассматривает и планирует пути осуществления перспективных планов и представляет собой конкретизацию его показателей на текущий год.

В целях контроля за поступлением фактической выручки и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее.

Рынок диктует и иные методы планирования: на краткосрочную перспективу – финансовые показатели поведения предприятия в складывающихся условиях могут быть точно рассчитаны и найдут свое отражение во взаимоувязанных производственных и финансовых планах; на долгосрочную перспективу – процессы могут быть лишь спрогнозированы, причем расчеты будут многовариантными, носящими вероятностный характер и произведенными с использованием современных экономико-математических методов и методов моделирования.

Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах, где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Рассмотрим финансовые планы предприятия с различных точек зрения:

1. План как экономический прогноз.

Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

2. План как основа для контроля.

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам план был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов.

3. План как средство координации.

План представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

4. План как основа для постановки задачи.

Разрабатывая планы на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

5. План как средство делегирования полномочий.

Одобрение руководством предприятия плана подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные планом рамки. Если же планы уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

В процессе финансового планирования используются различные методы. Метод планирования – это способ или прием расчетов. Существуют следующие методы финансового планирования:

1. Расчетно-аналитический метод – один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.

2. Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

Он + П = Р + ОК,

Где:

Он – остатки средств на начало года;

П – поступления средств в планируемом периоде;

Р – расходы в планируемом периоде;

ОК - остаток средств на конец планового периода.

3. Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный, Медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др.

Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

· Органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

· Ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);

· Предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

4. Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

5. Экономико-математическое моделированиеиспользуется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели представляют собой точное математическое описание экономического процесса. Они позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи (в экономической статистике – понятие, отражающее наличие связи между явлениями, процессами и характеризующими их величинами). Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.

 

4. Бизнес-план и его финансовые аспекты

Бизнес-план является не только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства. Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении планов предприятия.

Бизнес-план – это документ, который:

а) определяет планы компании;

б) показывает, что эти планы достижимые и как их достичь;

в) демонстрирует, что реализация планов позволит для финансирующей стороны – вернуть кредит с процентами, а для компании – выйти на уровень рентабельности.

Разработка бизнес-плана предприятия преследует определенные цели:

· получение кредита;

· получение инвестиций;

· создание стратегических союзов;

· получение крупных контрактов и т.д.

Значение бизнес-плана состоит в том, что он:

- определяет финансово-экономические условия и результаты предпринимательства;

- содержит оценку жизнеспособности создаваемого или действующего предприятия;

- даёт необходимые ориентиры для практических действий на каждом этапе осуществления предпринимательской акции;

- является важным информационным инструментом для привлечения внешних инвесторов и получения банковских кредитов.

Внутри предприятия бизнес-план используется как инструмент управления и инструмент стратегического планирования. Бизнес-план состоит из 9 разделов:

1. «Резюме». Этот раздел составляется в конце работы над бизнес-планом. Он содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях: что нужно сделать? За счет каких финансовых источников? Почему это нужно сделать? Что это даст?

2. Досье компании. В этом разделе бизнес-плана содержатся следующие сведения: название компании и ее адрес; перечень регистрационных документов и лицензий; список акционеров и их доля в акционерном капитале; цели и задачи компании; краткая история компании; положение компании на данный момент; руководство компании; организационная структура компании.

3. Продукты и услуги. В разделе содержатся следующие сведения: какой продукт изготавливает компания, его особенности и характеристики; отличие от аналогичных продуктов; реакция клиентов на него; степень удовлетворения потребности в продукте; конкурентоспособность продукта; результаты проверок и исследований продукта и т.д.

4. Производственная деятельность. В этом разделе плана определяется потребность компании в оборудовании, зданиях, сырье и материалах. Одновременно указываются поставщики, условия и сроки доставки, цикл доставки и т.д.

5. Анализ отрасли. В разделе анализируется рынок данного вида продукта – его размеры, доля компании на рынке, стабильность рынка, потенциальная доля на рынке и т.д. рассматриваются основные факторы, влияющие на рынок – появление новых технологий, политические, правовые проблемы и др. Анализируется конкуренция на рынке – название конкурентов, их адрес, их доля рынка, их преимущества и т.д.

6. Объем продаж. Уточняется объем текущих продаж и рассчитывается планируемый объем продаж, прогнозируются цены, планируется организация сбыта (число продавцов, регионы продажи. Методы продажи и др.).

7. Маркетинг. Рассчитывается потребность в продукте, сегментируется рынок, выбираются сегменты, на которые компания будет работать, производится дифференциация продукта, организуется продвижение товара от производителя до потребителя, реклама и т.д.

8. Финансовый план. Это заключительный раздел бизнес-плана, его разработка производится на базе всех предыдущих разделов.

9. Планирование на будущее. В разделе описывается будущее компании.

Финансовый результат реализации бизнес-плана – получение определённых доходов от производства, погашение кредитной задолженности, увеличение активов предприятия, обеспечение платежеспособности, поддержание эффективной производственно-хозяйственной деятельности.

Существует несколько вариантов разработки финансового плана, которые включают следующие разделы:

1. Прогноз объемов реализации товаров и услуг. Выполняется обычно на 3 года. На первый год – по месяцам, на второй год – по кварталам, на третий год – на год. Прогноз рассчитывается в натуральном и денежном выражении на основе маркетинговых исследований, которые позволяют уточнить потребность рынка в продукте и цены. Источником подавляющей части финансовых ресурсов является выручка от реализации, в состав которой включаются практически все предстоящие денежные расходы предприятия.

2. Баланс денежных расходов и поступлений.Баланс денежных потоков строится по следующей схеме:

· Наличие денежных средств на начало периода;

· Возможные источники поступления денежных средств;

· Расход денежных средств;

· Наличие денежных средств на конец периода.

Баланс денежных потоков позволяет определить остатки денежных средств на определенные моменты времени и, сопоставив их с нормой, рассчитать свободные остатки денежных средств или их недостаток. В случае наличия свободных денежных средств можно планировать их вложение в ценные бумаги, в операции с валютой и другие операции, позволяющие получить доходы. В случае недостатка денежных средств планируются источники его покрытия в виде кредитов банков.

Цель составления баланса денежных потоков состоит в том, чтобы добиться синхронности поступления и расходования денежных средств или, иными словами, добиться необходимого уровня ликвидности активов предприятия.

3. Таблица доходов и затрат. Данный документ состоит из доходов (прибыль, амортизация, доходы от выпуска ценных бумаг и т.д.) и расходов (выплата налогов, создание фондов накопления и потребления, фондов социальной сферы, резервного фонда и т.д.) предприятия.

4. Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия.Такой баланс целесообразно составлять на начальную и конечную дату планируемого периода реализации проекта. Этот документ имеет структуру, соответствующую общепринятому бухгалтерскому балансу предприятия и характеризует размер и состав активов предприятия, т.е. направления вложения инвестируемых средств.

5. Расчет точки достижения безубыточности.Эта точка характеризует объем производства, при котором предприятие не получит ни прибыли, ни убытка, т.е. выручка от реализации товаров и услуг равна себестоимости реализованной продукции. Максимизация прибыли является одной из главных целей функционирования предприятия и одним из подходов к ее достижению служит сопоставление выручки от реализации не с суммарными затратами, а переменными постоянными затратами. К переменным (пропорциональным) затратам относятся те затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производимой продукции – затраты на сырье и материалы, оплату труда производственных рабочих, транспортные издержки и др. К постоянным (непропорциональным, фиксированным) относятся затраты, не возрастающие с ростом объема производства и реализации, - управленческие расходы, арендная плата, амортизация, плата за кредит и др.

Различие в соотношении между постоянными и переменными затратами приводит к тому, что изменения объемов производства и следующей за ним выручки от реализации по-разному влияют на изменение прибыли.

 

Задания для практических занятий:

1. Финансовое планирование на предприятии, его принципы.

2. Виды финансового планирования на предприятии.

3. Бизнес-план и его финансовый аспект.

4. Методы, применяемые в финансовом планировании.

5. Направления совершенствования финансовой работы предприятия.

6. Методы текущего финансового планирования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.