Сделай Сам Свою Работу на 5

Французский реализм. Творчество Стендаля. Роман «Красное и черное»





Литература для обязательного чтения

1. Ф. Гельдерлин Лирика, «Гиперион» (в сокращении)

2. Э. Т. А. Гофман «Золотой горшок», «Крошка Цахес»

3. Дж. Г. Н. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда», «Дон Жуан», «Еврейские мелодии»

4. В. Скотт «Айвенго»

5. В. Гюго «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «93-й год» (на выбор)

6. Ж. Санд «Консуэло»

7. В. Ирвинг «Рип Ван Винкль»

8. Дж. Ф. Купер Один из романов пенталогии о Кожаном Чулке

9. Г. Д. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»

10. Э. А. По «Падение дома Ашеров», «Низвержение в Мальстрем»

11. Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

12. Н. Готорн «Алая буква», «Мхи Старой усадьбы»

13. Г. Мелвилл «Моби Дик», «Писец Бартльби», «Билли Бадд»

14. Ф. Стендаль «Красное и черное»

15. О. Бальзак «Утраченные иллюзии», «Отец Горио», «Гобсек», «Евгения Гранде»

16. Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

17. Ч. Диккенс «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд»

18. У. М. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

19. Ш. Бронте «Джен Эйр»

20. Г. Гейне «Германия (Зимняя сказка)»

21. Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

22. У. Уитмен «Листья травы»

23. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Геккльберри Финна»



24. Э. Дикинсон Лирика

25. Г. Флобер «Мадам Бовари», «Бувар и Пекюше»

 

Занятие 1

Поэма Д.Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»

(проблематика, особенности жанра, романтический герой)

Вопросы

1. Английский романтизм.

– Социально-политические и идеологические основы английского романтизма.

– Этапы и особенности развития английского романтизма; основные представители.

2. Творчество Джорджа Байрона.

а) Периодизация творчества Джорджа Байрона.

б) Значение творчества Байрона в истории английской и мировой литературе.

в) Место поэмы в творчестве Д.Байрона, история ее создания.

3. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Д.Байрона и ее воплощение в поэме.

4. Своеобразие жанра.

а) «Паломничество Чайльд-Гарольда» как лиро-эпическая романтическая поэма.

б) Соотношение эпического и лирического пластов повествования.

в) «Паломничество», путешествие как организующее начало в свободной романтической композиции поэмы.

5. Проблема романтического героя:

а) «байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи;



б) проблема центрального героя поэмы.

5. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, его функции.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, выясните сущность понятий: романтизм, романтическое мировоззрение, романтическое мировосприятие, романтическая личность.

2. В чем состояли основные достижения романтической литературы?

Сообщения

Манифест “Озерной школы”. Предисловие к “Лирическим балладам” У. Вордсворта и С. Кольриджа.

 

Занятие 2

Идейно-художественное своеобразие сказочных новелл Э.Т.А.Гофмана «Золотой горшок» и «Крошка Цахес»

Вопросы

1 Развитие романтизма в Германии.

а) иенская школа: роль братьев Шлегелей в создании эстетики немецкого романтизма, борьба с классицизмом, романтическая ирония;

б) гейдельбергская школа: собирание и изучение фольклора, «Волшебный рог мальчика» А. фон Арнима и К. Брентано;

– поздний романтизм.

2. Сколько «миров» в этих произведениях?

3. Структура идеального и реального мира. Какой из миров более значим в

каждой из новелл, законы какого из них являются определяющими и для другого

мира?

4. Как соотносятся мир фантастический и мир реальный в НОВЕЛЛАХ Гофмана?

а) какова роль образов-двойников, «двойных» имен?

б) каковы формы существования представителей волшебного мира в реальности?

в) в каких эпизодах проявляется прозрачность границ между мирами?

5. Образ Цахеса, его происхождение. Функции Цахеса в реальном мире.

6. Какова роль Ансельма и Бальтазара в новеллах? Чем они отличаются друг от друга? Какой из образов в большей степени является предметом иронии?



7. В чем состоит специфика образа Кандиды в новелле «Крошка Цахес»? С какой традицией полемизирует Гофман?

8. Исторический и социальный фон новеллы «Крошка Цахес» и его отражение в произведении.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, найдите сведения о жанре новеллы.

Сообщения

Интерес Э.Т.А.Гофмана к различным видам искусств.

 

Занятие 3

Исторический роман В.Скотта «Айвенго»

Вопросы

1. Творчество Вальтера Скотта.

а) периодизация и особенности творчества В. Скотта.

б) новаторская концепция жанра исторического романа в творчестве писателя.

2. Историческая основа романа. Реальные исторические личности и их роль в развитии сюжета.

3. Система образов в романе:

а) образы англосаксов, их социальный состав. Роль иронии в создании образов;

б) образы нормандцев. Тема рыцарства;

в) образы евреев. Специфика нравственной позиции Скотта. Литературные источники образов;

г) представители народа (йомены) в романе. Роль народа в истории, особенности трактовки этой проблемы в английской литературе. Идея единства короля и народа. Роль фольклора в создании образов.

4. Способы создания исторического колорита. Роль бытовых сцен и исторических деталей в романе (привести примеры).

5. Образ Айвенго. Роль и место центрального героя романов Скотта в историческом конфликте. Влияние литературы Просвещения на концепцию образа главного героя.

6. Женские образы романа. Переосмысление средневековой оппозиции («женщина-ангел» - «женщина-дьявол») в романе.

7. Влияние В.Скотта на мировую литературу. Роль его концепции исторического романа в развитии жанра в литературе (на примере творчества А.Пушкина, Ф.Купера, В. Короткевича и др.).

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, выясните сущность термина «роман», «исторический роман».

 

Занятие 4

Роман В.Гюго «Собор парижской богоматери» в контексте открытий романтической прозы

Вопросы

1. Творчество Виктора Гюго.

а) Этапы творческого пути Виктора Гюго.

2. Место романа «Собор парижской богоматери» в творческой судьбе автора. Замысел, история создания.

3. Исторический конфликт в романе:

а) образ Собора как символа средневековья. Квазимодо и Клод Фролло как представители эпохи;

б) образ площади в романе. Роль образа Жана Фролло.

4. Особенности историзма В.Гюго:

а) роль образа Парижа в романе. Живописность манеры Гюго;

б) роль современной проблематики в романе. Образы Феба де Шатопера и Флер де Лис.

5. Социальный конфликт в романе:

а) Дворец правосудия. Социальная иерархия и особенности ее изображения в романе;

б) Двор чудес. Образ народа в романе.

6. Тема искусства в романе. Функция образа Гренгуара.

7. Женские образы в романе, их контрастность. Функция образа Гудулы.

8. Художественное своеобразие исторического романа В.Гюго (сопоставить с

В.Скоттом).

Задания

1. Обратитесь к научным источникам, выявите сущность понятия «роман» (история жанра, законы).

Сообщения

Предисловие к драме «Кромвель» как манифест романтической драматургии (драма и драматизм в понимании В. Гюго)

 

Занятие 5

Повесть О. де Бальзака «Гобсек» (проблема характера)

Вопросы

1. Основные особенности раннего французского реализма.

2. Особенности сюжета и композиции у Бальзака. Многосюжетность как важнейший принцип структуры произведений Бальзака.

3. Принципы типизации у Бальзака:

а) в чем суть бальзаковского изображения персонажа в «типических фазах»?

Какие «фазы» в человеческой жизни особенно интересуют писателя?

б) соотношение слов и поступков бальзаковских героев;

в) на какие еще принципы типизации указывает Бальзак в Предисловии к «Человеческой комедии»?

4. Приемы и способы создания характеров у Бальзака:

а) почему для автора очень важны исторические даты и предыстории героев? Почему «история нравов» интересует его больше, чем исторические события?

б) социальная и психологическая мотивировка эволюции героев;

в) описания и их роль в характеристике персонажей (портрет, деталь портрета, город, дом, интерьер, «вещный мир» и др.). Какое место занимает в описаниях

Бальзака пейзаж? Приведите примеры аналитических деталей.

5. Какой смысл в произведениях Бальзака имеют зоологические сравнения?

6. Гипербола, контраст, антитеза, символические образы и их функции в произведениях Бальзака.

7. Почему писателя особенно привлекали отрицательные персонажи?

8. Персонажи второго плана, принципы их создания и связь с главным героем.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, выявите сущность понятий: реализм (этапы развития), классический реализм (эстетическая программа), повесть (судьба жанра и его законы).

Сообщения

Эстетические взгляды О. де Бальзака, изложенные в «Предисловии к «Человеческой комедии».

 

Занятие 6

Французский реализм. Творчество Стендаля. Роман «Красное и черное»

Вопросы

1. Развитие реализма во Франции.

2. Фредерик Стендаль (философские, политические, эстетические и этические взгляды Стендаля; периодизация, краткая характеристика творчества писателя, основные произведения каждого периода).

3. Особенности структуры романа. Роман Стендаля и просветительская традиция.

4. Какие преимущества дает Стендалю использование такого художественно-

го приема, как «вертикальный срез» общества? Что объединяет три уровня этой

структуры?

5. Человек и Общество в романе:

а) сколько эпох изображено в романе? Способы (художественные приемы) создания эпох. Традиции В. Скотта в романе;

б) социально-психологические типы современной эпохи в романе. Отношения между сословиями, в частности между дворянством (аристократией) и буржуазией, варианты этих социальных типов. Насколько реалистичен писатель в их изображении?

в) история Жюльена Сореля в романе. Какова эволюция героя, чем она мотивирована?

г) «Красное и черное» как роман воспитания (роман карьеры). «Учителя» Сореля, их уроки и уроки жизни. Почему Ж. Сорель в романе так часто прибегает к военной лексике?

6. Тема духовенства в романе. Почему Стендаль так критичен в изображении Безансонской семинарии?

7. Символическое название романа, его трактовки. Название романа и история главного героя.

Сообщения

Стендаль Ф. «Расин и Шекспир».

Рекомендуемая литература

Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад.- М.: Прогресс, 1985.

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа.-Ростов н/Д: Изд-во: РГУ,1982.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (эпоха Просвещения и романтизма).- Ростов: РГУ, 1992.

Прево Ж. Стендаль.- М.:Гослитиздат, 1960.

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество.- Л.: Худ. лит., 1978.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в.- М.: Высш. шк., 1977.

Трапезникова Н.С. Эволюция романтизма в романе: Проблемы взаимосвязи направлений во французской литературе 60-80-х гг. XIX в.- Казань: КГУ,

1980.

Фрид Я.В. Стендаль. Очерк жизни и творчества.- М.: Худ. лит., 1967.

Эсенбаева Р.М. Стендаль и Достоевский: Типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание»: учеб. пособие.- Тверь: ТГУ, 1991.

 

Занятие 7

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.