Сделай Сам Свою Работу на 5

Ограничение прав на земельный участок: основания, порядок





РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Ростов-на-Дону)

 

Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы

 

КАФЕДРА

ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Доклад

по дисциплине: «Земельное право»

На тему: «Ограничение прав на земельный участок: основания и порядок»

Выполнил:

студент 3 курса

группы Д-307

очной формы обучения

Руденко Артем Сергеевич

Преподаватель:

_________________________

ученая степень, звание, должность

_______________.__________

Ф.И.О.

Дата представления работы

«____» _______________2015 г.

 

Ростов-на-Дону 2016

 

 

Содержание.

1.Ограничение прав на земельный участок: основания, порядок.

2.Планирование рационального использования земель.

Список использованных источников

Ограничение прав на земельный участок: основания, порядок

Права на землю могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства . В указанных случаях земельное законодательство допускает ограничение земельных прав, которое представляет собой стеснение прав и интересов субъектов в целях достижения разумного баланса между интересами обладателей земельных участков и иных лиц, а также охраны земель (ст. ст. 12 - 13 ЗК РФ).



Необходимость ограничений прав на земельные участки опирается на обусловленность соблюдения значительного числа интересов в отношении земельных ресурсов, являющихся достоянием народов, производственным базисом человеческого существования и основой жизнедеятельности.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать ограничения прав на землю, поскольку этот вопрос не только относится к сфере компетенции Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции, ст. 56 п. 1 ЗК РФ), но и затрагивает гражданский аспект содержания земельных прав (п. "о" ст. 71 Конституции РФ) и гарантии их осуществления гражданами Российской Федерации.



В соответствии с земельным законодательством могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются Земельным кодексом РФ, Законами "О животном мире", "О Государственной границе РФ", "О недрах", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Водным, Лесным кодексами и другими федеральными законами.

Одно из самых значительных ограничений установлено в отношении использования сельскохозяйственных земель. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, пользователи обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, которые обеспечивали бы воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключали бы или ограничивали бы неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду, соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий (ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения").



Земельные участки, находящиеся в зоне мелиоративных земель, предоставляются и изымаются для проведения мелиоративных мероприятий в установленном порядке, при этом участки, граничащие с участками мелиорируемых земель, могут использоваться для обеспечения мелиорации земель на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в соответствии с гражданским и земельным законодательством (ст. 26 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель").

Земли поселений используются в соответствии с зонированием территорий, правилами землепользования и застройки (ст. 83 ЗК РФ), в соответствии с градостроительным регламентом (п. 4 ст. 85 ЗК РФ). В составе пригородных зеленых зон запрещается деятельность, негативно влияющая на окружающую среду (п. 5 ст. 86 ЗК). Государственные градостроительные нормативы и правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность, в том числе на земельных участках, находящихся на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, иных правах .

В составе земель промышленности и иного специального назначения могут быть установлены охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особыми условиями использования земель, на которых ограничивается или запрещается деятельность, несовместимая с целью установления зон. Земли с полезными ископаемыми предоставляются для целей недропользования (разведки и добычи ископаемых), при этом недропользователи обязаны соблюдать требования по рациональному использованию и охране недр.

Земли особо охраняемых природных территорий изымаются из хозяйственного использования, и оборотом для них устанавливается особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК), использование их в иных целях ограничивается или запрещается. На этих землях могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В частности, земли заповедников изымаются из оборота, на прилегающих территориях устанавливаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования и запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму его особой охраны.

На землях национальных и природных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны и использования с выделением функциональных зон, в которых запрещается любая деятельность, наносящая ущерб, нарушающая режим содержания парков. На землях природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов устанавливается режим особой охраны с запрещением или ограничением любой деятельности, противоречащей этому режиму. На землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с запретом или ограничением хозяйственной деятельности. Особый режим использования земель с ограничением или запретом хозяйственной деятельности может устанавливаться на землях природоохранного назначения, охранные зоны или режим могут быть на землях рекреационного, историко-культурного назначения.

В качестве иных ограничений прав можно назвать сервитуты, являющиеся разновидностью ограничения права собственности на земельный участок. Производные права на землю ограничивают права, от которых они произошли. Так, права аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, ипотека ограничивают право собственности на землю. Права на землю ограничиваются реквизицией, временным занятием земельного участка и в других случаях.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами органов государственной власти, местного самоуправления в отношении прав на земельные участки, находящиеся в их ведении, решением суда - в отношении прав на землю конкретных лиц - участников судебного процесса.

Одни ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно (ограничения использования земель в зоне охраны, санитарно-защитной зоне), другие - срочно (условия начала и завершения застройки в течение установленного срока), третьи - как срочно, так и бессрочно, в зависимости от конкретных обстоятельств (сервитуты).

Ограниченные права на землю. Земельным кодексом РФ установлено, что помимо традиционных прав на землю, к каковым можно отнести собственность или аренду, существуют право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения. Существованием таких прав российское законодательство обязано не столь давно завершившемуся советскому этапу государственного развития. С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 25 декабря 200 г. N 512-О для реализации процедуры переоформления указанных прав необходимо совершение ряда управленческих действий. При этом не во всех случаях обходится без участия судебных органов. Государственные органы исполнительной власти и местного самоуправления предъявляют зачастую необоснованные требования к составу предоставляемых документов с целью осуществления вышеуказанной процедуры выкупа. Уместно в данном случае привести интересный случай, имевший место быть в практике Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа. Как следует из материалов дела, в результате того, что решение городской администрации о переоформлении в собственность земельного участка, находящегося у организации на праве постоянного (бессрочного) пользования, вышло позже установленных законодательством сроков, была увеличена выкупная цена земельного участка, так как городским законодательным собранием были увеличены ставки выкупной цены. Таким образом, несмотря на то, что рассматриваемые права в определенной степени имеют законодательную правовую защиту, адекватную правам собственности и аренды, реализация процедур по переоформлению может быть усложнена наличием административного усмотрения. Следовательно, риски, связанные с затягиванием процедуры переоформления, должны быть учтены при проведении оценочных работ.

Неэффективное использование или неиспользование земельных участков. Как следует из положений земельного законодательства Российской Федерации, в силу того, что земля является ограниченным природным ресурсом, она должна использоваться эффективным образом. Неиспользование земельных участков или их использование недолжным образом может привести к прекращению прав на землю.

Планирование рационального использования земель

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны являются одними из важнейших мероприятий по землеустройству, проводимых в Российской Федерации. Государство заинтересовано в максимально выгодном с экономической точки зрения использовании земель. При этом под использованием земель следует понимать не только их эксплуатацию и вовлечение в хозяйственный оборот, но и все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Воздействие на земли осуществляется, к примеру, в процессе проведения сельскохозяйственных работ по выращиванию урожая, обработке земель с применением сельскохозяйственной техники, подкормке, использовании химических веществ, мелиорации, борьбе с сорняками или же в процессе эксплуатации предприятий, прокладки дорог, размещении зеленых насаждений и т.д.

В более широком смысле под использованием земель можно понимать "вид использования природных ресурсов и получение различными способами пользы от земли как от естественного средства производства, естественного пространственного базиса, а также как от недвижимого имущества для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц".

К сожалению, комментируемый Закон не содержит всех необходимых понятий тех правовых институтов, которые в нем используются. Поэтому при толковании норм, касающихся рационального использования земель, следует руководствоваться общими принципами и смыслом земельного законодательства, а также положениями экономической теории.

Критерии рациональности использования земель напрямую зависят от вида используемых земель. Так, под рациональным использованием сельскохозяйственных земель подразумевается такое их использование, которое не влечет уменьшения площадей сельскохозяйственных угодий и обеспечивает среднюю урожайность (продуктивность) угодий, отвечающую кадастровой оценке земель. Что же касается земель несельскохозяйственного назначения, то критерием рациональности их использования может выступать то количество средств производства (зданий, сооружений и т.д.), которое размещено на меньшем по площади земельном участке с соблюдением установленных норм и которое при этом фактически эксплуатируется. Здесь имеется в виду не только использование земель по целевому назначению, но и наличие землепользователя, ведущего непрерывную хозяйственную деятельность.

В целом же можно сказать, что рациональное использование земель - это экономически эффективная деятельность предприятий, организаций и граждан по воздействию на земли, осуществляемая с соблюдением экологических требований по охране земель и способами, обеспечивающими сохранение земли как основного средства производства.

Под планированием рационального использования земель следует понимать управленческую деятельность государства по определению перспектив развития территорий и подготовке общегосударственных и региональных программ наиболее оптимального использования земель, в которых формулируются цели, составляющие основу рационального использования земель, обозначаются этапы и обосновываются возможности достижения поставленных целей.

Данные программы разрабатываются на основе природно-сельскохозяйственного районирования территорий и зонирования земель в населенных пунктах в соответствии с утвержденной в установленном порядке землеустроительной, градостроительной и природоохранной документацией.

Что касается организации рационального использования земель, то данное понятие вмещает в себя управленческую государственную деятельность по созданию необходимых условий для рационального использования земель посредством проведения мероприятий организационного, административно-правового характера в сочетании с экономическими мерами, в том числе деятельность по организации территорий.

Планирование и организация рационального использования земель проводятся в целях совершенствования распределения земель, которое подразумевает образование новых землепользований путем предоставления земель разного рода предприятиям, организациям и фермерским хозяйствам, упорядочение и рациональную организацию существующих землепользований, устранение неудобств расположения земель, установление правильного количественного и качественного соотношения между отдельными видами земель.

Планирование и организация охраны земель - это деятельность государства по созданию правовых мер, включая установление прав и обязанностей по отношению к земле государственных органов, предприятий, учреждений и граждан, введение запретов, дозволений, поощрений и наказание правонарушителей среди землевладельцев и землепользователей, а также проведению мероприятий, направленных на предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, восстановление продуктивности земель и повышение плодородия почв.

Конечная цель охраны всех земель состоит в обеспечении рационального и эффективного их использования всеми пользователями земель.

В целях организации рационального использования и охраны земель современным законодательством установлены следующие обязанности в сфере землепользования собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков:

1) обязанности по сохранению почв и их плодородия;

2) обязанности по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства, ликвидации последствий загрязнения;

3) обязанности по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;

4) обязанности по сохранению достигнутого уровня мелиорации;

5) обязанности по рекультивации нарушенных земель;

6) обязанности по восстановлению плодородия почв;

7) обязанности по своевременному вовлечению земель в оборот.

Следует знать, что в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий законодательством предусмотрено такое мероприятие по землеустройству, как консервация земель с изъятием их из оборота. Порядок консервации земель установлен Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота". Так, подлежат ограничению в использовании либо консервации следующие земли:

- земли, подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению;

- земли в районах Крайнего Севера, занятые оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

- земли, имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

- земли, загрязненные радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов).

Указанные земли подлежат исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и переводятся в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в федеральном земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ. Наиболее подробно вопросы охраны земель, как компонента природной среды, освещаются в Федеральном законе от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", где говорится, что земли являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования земель, регулируются также Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях", "О мелиорации земель" и рядом других нормативных правовых актов, которые можно отнести к природоресурсному законодательству.

Нельзя не отметить, что нормы природоресурсного законодательства регулируют также и рыночные отношения в сфере природопользования и зачастую идут вразрез с нормами гражданского законодательства. В связи с этим многие специалисты обосновывают точку зрения о необходимости создания единой комплексной отрасли права, в которой были бы урегулированы все без исключения отношения в области природопользования, с которой трудно не согласиться.

Планирование и организация рационального использования и охраны земель на местном уровне осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Вопросы планирования и использования земель, их охраны, а также осуществления государственного контроля в этой сфере деятельности в пределах подведомственных территорий отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Обобщая все документы, получаемые в результате мероприятий землеустройства по планированию и организации рационального использования земель и их охраны, мы получаем перечень, куда входят:

- генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;

- схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации;

- схемы землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований;

- схемы использования и охраны земель.

- проекты внутрихозяйственного землеустройства;

- проекты улучшения сельскохозяйственных угодий;

- проекты освоения новых земель;

- проекты рекультивации нарушенных земель;

- проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Генеральная схема землеустройства территории РФ, схемы землеустройства территорий субъектов РФ, схемы землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований подлежат обязательному согласованию и утверждению соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.02 N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".

Карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии утверждает определяемые в землеустроительной документации обязательные для выполнения правообладателями земель мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны земель. Указанные мероприятия могут быть изменены только по решению утвердившего их органа. По мнению автора, в этом проявляется административный характер отношений природопользования, поскольку права и обязанности участников данных отношений возникают на основании властных актов уполномоченного государственного органа.

Все вышеперечисленные документы по землеустройству подлежат хранению в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Часть третья комментируемой статьи указывает на необходимость использования градостроительной документации при планировании и организации рационального использования и охраны земель в городских и сельских поселениях.

Речь идет о следующих документах:

1) о схемах территориального планирования Российской Федерации, где отображаются:

а) границы субъектов Российской Федерации, границы закрытых административно-территориальных образований, границы особых экономических зон, границы муниципальных образований;

б) границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границы земель обороны и безопасности, а также планируемые границы таких земель;

в) границы территорий объектов культурного наследия;

г) границы зон с особыми условиями использования территорий;

д) границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

е) границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального значения (в том числе планируемого) или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности;

2) о схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, которые могут включать в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения;

3) о документах территориального планирования муниципальных образований, к которым относятся:

а) схемы территориального планирования муниципальных районов, где отображаются:

- существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района;

- границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;

- границы территорий объектов культурного наследия;

- границы зон с особыми условиями использования территорий;

- границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения (в том числе планируемого) или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района;

- границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях;

- границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях;

б) генеральные планы поселений;

в) генеральные планы городских округов.

 

 

Список использованных нормативных актов и литературы.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями от 7 февраля 2011 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями на 2016г.)

3. Амелина Н.Е. Проблемы оформления земельных участков из земель муниципальной собственности, находящихся в фактическом пользовании граждан // Юрист. 2011.

4. Боголюбов С.А. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (отв. ред. Боголюбов С.А.). "Проспект", 2013 г.

5. Голиченков А.К. Экологическое право РоссииУчебное пособие для вузов. М.: Городец, 2012.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.