Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 12 Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС





План

1. Плательщики, объект налогообложения и налоговая база

2. Суммы, не подлежащие обложению

3. Размер страховых тарифов

4. Порядок исчисления и сроки уплаты взносов плательщиками.

С 2010 года упразднилась гл. 24 НК РФ. Плательщиками страховых взносов в соответствии с ФЗ-212 от 24.07.2009г. являются:

1) лица производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) индивидуальные предприниматели;

б) организации;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями

2)индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплаты в пользу физ.).

Если плательщик относится к нескольким категориям плательщиков одновременно, то он должен исчислить и уплатить взносы отдельно по разным основаниям. Список плательщиков страховых взносов может быть расширен федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 2 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

Начислять и уплачивать страховые взносы необходимо:

- в ПФ - на обязательное пенсионное страхование;

- в ФСС - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;



- в ФОМС - на обязательное медицинское страхование.

Объект обложения страховыми взносами в целом совпадает с объектом обложения ЕСН. Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются в первую очередь выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Данное правило, как и прежде с ЕСН, не распространяется на выплаты, производимые в пользу индивидуальных предпринимателей.

Главное различие заключается в том, что выплаты и вознаграждения участвуют в определении величины страховых взносов вне зависимости от того, учитываются они в целях налогообложения прибыли или нет.

База для начисления страховых взносов определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала расчетного периода (календарного года) по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. В случае с ЕСН это также нужно было для того, чтобы не пропустить момент, когда можно начать применять регрессивную шкалу. В отношении страховых взносов шкала регрессии не применяется, однако установлен лимит, при превышении которого страховые взносы начислять не надо. Согласно п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ этот лимит составляет 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода для каждого физического лица. С сумм выплат и вознаграждений, превышающих 415 000 руб., страховые взносы взиматься не будут. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации исходя из роста средней заработной платы в РФ (п. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2011). При этом размер индексации будет определять Правительство РФ.



Если выплаты и вознаграждения будут производиться в натуральной форме путем передачи товаров (работ, услуг), база для начисления страховых взносов определяется исходя из стоимости этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, соответствующей ценам, указанным сторонами договора (при расчете ЕСН надо ориентироваться на рыночные цены). При государственном регулировании цен (тарифов) на такие товары (работы, услуги), как и прежде, нужно опираться на государственные регулируемые розничные цены (п. 6 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Льготы, предусмотренные ст. 239 НК РФ, в Законе N 212-ФЗ не воспроизведены. Это означает, что все плательщики будут находиться в равных условиях - платить по полной программе. Единственное, "налоговая" нагрузка увеличится не сразу, а постепенно. Речь идет о переходных положениях, о которых подробнее расскажем позднее.



В то же время Закон N 212-ФЗ содержит список выплат (вознаграждений), которые не подлежат обложению страховыми взносами. Этот список во многом повторяет аналогичный перечень, приведенный в ст. 238 НК РФ, но есть и существенные различия.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, указаны в ст. 9 Закона N 212-ФЗ (в дальнейшем будем их называть также льготами). К ним относятся:

- государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по безработице и пр.;

- все виды компенсаций, установленных законодательством, кроме компенсации за неиспользованный отпуск, не связанной с увольнением;

- суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающих 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

- суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями в пределах размеров, установленных законодательством РФ.

Некоторые льготы подкорректированы. Например, так же как и в случае с ЕСН, не надо будет начислять страховые взносы на суммы единовременной материальной помощи, оказанной работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, в размере, не превышающем 50 000 руб. на каждого ребенка. Однако появилось временное ограничение - льготой можно воспользоваться только в том случае, если данная выплата будет произведена в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка.

Не надо будет начислять страховые взносы на суммы платежей (взносов), произведенных плательщиком страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). ЕСН эти выплаты также не облагались, поскольку они не учитывались при исчислении налога на прибыль. Теперь же данные суммы вместе с взносами по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, можно будет учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда (абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ, измененный пп. "б" п. 3 ст. 24 Закона N 213-ФЗ). В отношении взносов по договорам добровольного личного страхования данное правило действует и сейчас (до 01.01.2009 предел составлял 3%).

Кроме того, не подлежат обложению страховыми взносами суммы пенсионных взносов, уплаченные плательщиком страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Перейдем к самому существенному изменению, касающемуся "налоговой" нагрузки. Большинство налогоплательщиков с 2011 года будут исчислять страховые взносы исходя из следующих тарифов, установленных п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 26% (ПФ). В отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов, как и сейчас, будет направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии. Страховые взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе будут разбиваться на две части: на финансирование страховой (20%) и накопительной (6%) частей трудовой пенсии;

- по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9% (ФСС);

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – с 01.01.2011 3,1% (ФФОМС), с 01.01.2012г.-5,1% и с 01.01.2011г.-2% (ТФОМС), с 01.01.2012г.-0%. ( п.3; 4 ч.2 ст. 12 Закона от 16.10.2010г. №272-ФЗ)

В 2013 году страховые взносы в пенсионный фонд составили 22% (страховая часть -16%, 6%- накопительная часть). Необлагаемый лимит 648000р.ФОМС-5,1%, ФСС- 2,9%

С 2015 года указанные тарифы придется использовать всем без исключения плательщикам страховых взносов.

В течение 2011-2014 гг. "бывшие" льготники, за исключением "упрощенцев" и "вмененщиков", будут использовать пониженные тарифы, установленные п. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

АУ и АНО, применяющие УСНО либо переведенные на уплату ЕНВД, с 2011 года будут начислять страховые взносы по полной программе (на общих началах). При этом "упрощенцы", выбравшие в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, смогут включать суммы страховых взносов в состав налоговых расходов (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, подкорректированный п. 11 ст. 26 Закона N 213-ФЗ). "Вмененщики" также смогут уменьшить единый налог на сумму страховых взносов в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 ст. 346.32 НК РФ, измененный п. 16 ст. 26 Закона N 213-ФЗ).

Представим в таблице тарифы, исходя из которых со следующего года будут начисляться страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

 

│ Период │ Тарифы страховых взносов, % │Общий тариф │

│ ├───────────┬────────────────┬────────────────┬───────────┤ страховых │

│ │ ПФ │ ФСС │ ФФОМС │ ТФОМС │ взносов, % │

├─────────────────────┴───────────┴────────────────┴────────────────┴───────────┴────────────┘

Большинство плательщиков страховых взносов

├─────────────────────┬───────────┬────────────────┬────────────────┬───────────┬────────────┐

│ 2010 год │ 20 │ 2,9 │ 1,1 │ 2 │ 26 │

├─────────────────────┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────┼────────────┤

│ С 2011 года │ 26 │ 2,9 │ 2,1 │ 3 │ 34 │

├─────────────────────┴───────────┴────────────────┴────────────────┴───────────┴────────────┘

Льготники по ЕСН, за исключением "упрощенцев" и "вмененщиков"

├─────────────────────┬───────────┬────────────────┬────────────────┬───────────┬────────────┐

│ 2010 год │ 14 │ 0 │ 0 │ 0 │ 14 │

├─────────────────────┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────┼────────────┤

│ 2011-2012 годы │ 16 │ 1,9 │ 1,1 │ 1,2 │ 20,2 │

├─────────────────────┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────┼────────────┤

│ 2013-2014 годы │ 21 │ 2,4 │ 1,6 │ 2,1 │ 27,1 │

├─────────────────────┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────┼────────────┤

│ С 2015 года │ 26 │ 2,9 │ 2,1 │ 3 │ 34 │

├─────────────────────┴───────────┴────────────────┴────────────────┴───────────┴────────────┘

"Упрощенцы", "вмененщики"

├─────────────────────┬───────────┬────────────────┬────────────────┬───────────┬────────────┐

│ 2010 год │ 14 │ 0 │ 0 │ 0 │ 14 │

├─────────────────────┼───────────┼────────────────┼────────────────┼───────────┼────────────┤

│ С 2011 года │ 26 │ 2,9 │ 2,1 │ 3 │ 34 │

└─────────────────────┴───────────┴────────────────┴────────────────┴───────────┴────────────┘

 

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 2010 года будут распределяться следующим образом.

┌─────────────────────┬──────────────────┬────────────────┬──────────────────────────────────┐

│ Период │ Тариф страхового │ Для лиц 1966 │ Для лиц 1967 года рождения и │

│ │ взноса в ПФ, % │года рождения и │ моложе │

│ │ │ старше │ │

│ │ ├────────────────┼─────────────┬────────────────────┤

│ │ │ │ Страховая │ │

│ │ │Страховая часть │ часть │Накопительная часть │

│ │ │трудовой пенсии │ трудовой │ трудовой пенсии │

│ │ │ │ пенсии │ │

├─────────────────────┴──────────────────┴────────────────┴─────────────┴────────────────────┤

Большинство плательщиков страховых взносов

├─────────────────────┬──────────────────┬────────────────┬─────────────┬────────────────────┤

│ 2010 год │ 20 │ 20 │ 14 │ 6 │

├─────────────────────┼──────────────────┼────────────────┼─────────────┼────────────────────┤

│ С 2011 года │ 26 │ 26 │ 20 │ 6 │

├─────────────────────┴──────────────────┴────────────────┴─────────────┴────────────────────┤

Льготники по ЕСН, за исключением "упрощенцев" и "вмененщиков"

├─────────────────────┬──────────────────┬────────────────┬─────────────┬────────────────────┤

│ 2010 год │ 14 │ 14 │ 8 │ 6 │

├─────────────────────┼──────────────────┼────────────────┼─────────────┼────────────────────┤

│ 2011-2012 годы │ 16 │ 16 │ 10 │ 6 │

├─────────────────────┼──────────────────┼────────────────┼─────────────┼────────────────────┤

│ 2013-2014 годы │ 21 │ 21 │ 15 │ 6 │

├─────────────────────┼──────────────────┼────────────────┼─────────────┼────────────────────┤

│ С 2015 года │ 26 │ 26 │ 20 │ 6 │

├─────────────────────┴──────────────────┴────────────────┴─────────────┴────────────────────┤

"Упрощенцы", "вмененщики" │

├─────────────────────┬──────────────────┬────────────────┬─────────────┬────────────────────┤

│ 2010 год │ 14 │ 14 │ 8 │ 6 │

├─────────────────────┼──────────────────┼────────────────┼─────────────┼────────────────────┤

│ С 2011 года │ 26 │ 26 │ 20 │ 6 │

└─────────────────────┴──────────────────┴────────────────┴─────────────┴────────────────────┘

 

Согласно ст. 15 Закона N 212-ФЗ суммы страховых взносов нужно будет рассчитывать и перечислять отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд на соответствующие счета Федерального казначейства путем перечисления ежемесячных обязательных платежей отдельными расчетными документами. Срок уплаты ежемесячного обязательного платежа установлен один для всех страховых взносов - не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется данный платеж. Если указанный срок приходится на день, который в соответствии с законодательством РФ признается выходным или нерабочим праздничным днем, крайний срок уплаты платежа передвигается на следующий ближайший рабочий день.

Несвоевременная уплата страховых взносов грозит начислением пени, расчет которой производится в уже известном по Налоговому кодексу порядке. Пени, подлежащие уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за днем, когда они должны были быть уплачены, определяются в процентах от неуплаченной суммы. При этом процентная ставка пеней равна 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).

Отчетность надо будет представлять в органы контроля ежеквартально. Обратите внимание на то, что контролирующими функциями наделены:

- ПФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

- ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В ПФ соответствующий расчет нужно будет представлять до 15 -го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в ФСС - до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

С 01.01.2011, если у плательщиков страховых взносов среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период (календарный год) превысит 50 человек, они должны будут представлять расчеты в электронной форме с электронной цифровой подписью (п. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, так же как и в случае с ЕСН, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и представлению расчетов по месту своего нахождения (п. 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). А если обособленное подразделение находится за пределами территории РФ, указанные обязанности осуществляет организация по месту своего нахождения.

Ответственность за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам предусмотрена ст. 46 Закона N 212-ФЗ. В случае непредставления расчета в установленный срок организацию оштрафуют. Сумма штрафа составит 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета, который не был представлен в установленный срок, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Однако, если срок непредставления превысит 180 календарных дней, размер штрафа увеличится и составит 30% от суммы страховых взносов и 10% от суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб.

За непредставление в установленные сроки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды поплатится не только организация, но и должностные лица. Последние могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 300 до 500 руб. на основании ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ. Эта статья появится благодаря Закону N 213-ФЗ (ст. 29).

Отметим еще один момент. Статьей 15.33 КоАП РФ (ч. 3) среди прочего предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок либо отказ от представления в органы контроля, а также их должностным лицам документов и иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, а равно за представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде. За это расплачиваться будут также должностные лица в размере штрафа от 300 до 500 руб. Что касается организации, она заплатит 50 руб. за каждый не представленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).

Законом N 27-ФЗ*(7), установлена обязанность по представлению страхователями, в том числе юридическими лицами, принимающими на работу физических лиц по трудовым договорам или заключающими договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, в ПФ данных, необходимых для реализации пенсионных прав застрахованных лиц, которые заносятся в индивидуальные лицевые счета.

С 01.01.2011 указанные сведения надо будет представлять ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 4 ст. 12 Закона N 213-ФЗ). При этом отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Ответьте на вопросы:

 

1. Кто является налогоплательщиком страховых взносов?

2. Какие организации и индивидуальные предприниматели не являются плательщиками страховых взносов?

3. Какие доходы признаются объектом налогообложения для исчисления взноса?

4. Какие доходы не подлежат налогообложению страховых взносов?

5. Какие льготы по страховым взносам вы знаете?

6. Каков налоговый период для страховых взносов?

7. Каков порядок уплаты страховых взносов плательщиками-работодателями?

8. В какие сроки производится уплата авансовых платежей по налогу налогоплательщиками-работодателями?

9. В какие сроки производится уплата авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, не являющимися работодателями?

10. Укажите ставки по страховым взносам?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.