Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2 Налоговая система РФ, налоговая политика государства





Тема 1

План:

1.Экономическая сущность налогов. Определение налога и сбора.

2.Функции налогов.

3.Элементы налогов и их характеристика.

4.Принципы и методы налогообложения. Способы уплаты налогов.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового продукта, создаваемого в процессе производства, государство формирует бюджет за счет изъятия части ВВП у участников производственного процесса. Таким образом ,изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, складывающимися между субъектами, гражданами и государством в ходе формирования государственных финансов. Мобилизуя посредством налогов денежные средства, государство имеет возможность влиять на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей и сфер экономики, воздействуя на объем потребительского спроса и т.д. Если на макроэкономическом уровне налоги представляют собой часть ВВП, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, то на микроэкономическом - это изымаемая доля продукта, произведенного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.



В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской федерации налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

Налогообложение основывается на следующих принципах.



Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица уплачивать установленные налоги и сборы, соразмерно полученным доходам. Т.е. налоги должны быть всеобщими и учитывать платежеспособность плательщиков.

Принцип определенности. Сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику. Налоговые законы не должны толковаться произвольно. Они должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания разъяснений и других нормативных актов.

Принцип удобства, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен налогоплательщику, акт уплаты должен быть максимально упрощен (уплата налога должна производиться источником выплаты, а не получателем доходов, платеж приурочивается ко времени получения дохода).

Принцип экономии. Расходы по взиманию налогов должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит налог . Этот перечень можно дополнить такими принципами как принцип достаточности, эффективности (налоги не должны мешать развитию производства), научный подход к формированию налоговой системы, принцип разделения налогов по уровням власти, одновременности (не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами), принцип универсальности (нельзя устанавливать дополнительные налоги, повышенные или дифференцированные ставки в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица и т.д.), принцип единства налоговой системы.



Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из функций проявляет внутренние свойства, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов. Налогам присущи следующие функции: фискальная, распределительная, стимулирующая и контрольная. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем изъятия части доходов предприятий и граждан. Это основная функция, с ее помощью формируется централизованный денежный фонд государства. Распределительная функция заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, перераспределяет ресурсы по территории страны. Стимулирующая функция реализуется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, финансовых санкций. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, одновременно сдерживая другие. Контрольная функция проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой налоговой политики. При равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов является сигналом о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.

Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым относятся:

-объект налогообложения;

-налоговая база;

-налоговый период;

-налоговая ставка;

-льготы по налогу;

-порядок исчисления налога;

-порядок и сроки уплаты;

Субъект налогообложения или налогоплательщик – это лицо (физическое или юридическое), на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность уплатить налог. Различают налогоплательщиков-резидентов и нерезидентов. Резиденты платят налоги по всем видам доходов, нерезиденты - только от дохода, полученного на территории РФ. В НК РФ также дано определение налогового агента. Это лицо, на которое возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет или внебюджетные фонды налогов. При невозможности удержать налог у налогоплательщика письменно сообщать в течение месяца в налоговые органы по месту своего учета.

Объектом налогообложения (ст.38НК РФ) могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) или другой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого в соответствии с законодательством возникает обязанность уплатить налог. Каждый налог имеет свой объект.

Глава 7 НК РФ дает определения таким понятиям как «товар», «работы», «услуга», «реализация». Под товаром понимается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физического лица. Услуга - это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются или потребляются в результате этой деятельности. Реализацией товаров (работ, услуг) (ст.39 НК РФ) признается передача на возмездной основе права собственности на товары или на результаты выполненных работ, а также возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях предусмотренных НК РФ – на безвозмездной основе.

Не признается реализацией (ст.39 НК РФ):

- передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (например, вклады в уставный капитал);

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности;

- передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

- некоторые другие операции, предусмотренные НК РФ. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из цен, установленных сторонами сделки, т.е. под рыночной ценой понимается цена сделки (ст.40 НК РФ).

НК РФ предоставляет налоговым органам право проверять правильность применения цен, установленных в договоре в следующих случаях:

- если покупатель и продавец будут признаны взаимозависимыми лицами;

- если реализация осуществляется по бартерному договору;

- при совершении внешнеторговых сделок;

- если колебания уровня цен по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) превысили 20% от цены сделки в любую сторону в течение непродолжительного периода времени. Согласно ст.20 НК РФ юридические лица считаются взаимозависимыми, если доля прямого ли косвенного участия одной организации в другой превышает 20%.

Пример: Компания А владеет 50% в капитале компании В, которая обладает 50% акций компании С. Компании А и В являются взаимозависимыми, т.к. доля прямого участия этих компаний превышает 20%. Взаимозависимыми являются компании А и С, поскольку доля косвенного участия одной компании в другой превышает 20% (50%*60%=30%).

Физические лица признаются взаимозависимыми, если:

- одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению;

- лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или опеки.

Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса предложения на рынках идентичных (однородных) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами.

Пример: При проведении налоговой проверки налоговый орган установил, что налогоплательщик реализовал идентичные товары по ценам:

- 550 шт. товара по цене 700руб.;

- 500 шт. товара по цене 650 руб.;

- 230 шт. товара по цене 400руб.

Определим среднюю цену товара

(550*700руб.+500*650руб.+230*400руб.): (550+500+230)=627руб. Отклонение на 20% от уровня цен составит 125руб.( 627*20%). При реализации по цене 700руб. и 650руб. отклонение не превысило 20%: 700-627=73руб<125руб., 650-627=23руб.<125руб. При реализации по цене 400руб. отклонение составило -227руб. (400-627), т.е превысило 20%.Так как отклонение больше 20% налоговый орган вправе проверить цены, применяемые по этой сделке, сопоставив с рыночной ценой по идентичным товарам. В случае, если рыночная цена больше, доначислить суммы налогов с выручки.

Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой исчисляется налог. Например, объектом налогообложения по транспортному налогу являются транспортные средства, а налоговой базой - их физическая характеристика ( мощность двигателя).

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Пропорциональные действуют в одинаковом проценте независимо от величины стоимости объекта. Прогрессивные и регрессивные ставки увеличиваются или уменьшаются в зависимости от увеличения стоимости объекта обложения. Твердые цены устанавливаются к абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода. Существуют также комбинированные ставки, в которых сочетаются твердые и долевые (процентные) ставки. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов, т.е.определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Льготы не могут носить индивидуальный характер.

Порядок исчисления налога определяется законом конкретно по каждому виду налога, т.е. налог может быть исчислен налогоплательщиком самостоятельно, налоговым органом или налоговым агентом.

Срок уплаты налога определяется календарной датой применительно к каждому налогу в течении которой налогоплательщик должен внести налог в соответствующий бюджет. Существуют несколько способов уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый, административный (на основании уведомления). Для каждого налога существует свой порядок уплаты: единовременный платеж, авансовый платеж.

Ответьте на вопросы

1. Какова экономическая сущность налогов?

2. Каково определение понятия «налог»?

3. Каково определение понятия «сбор»?

4. Назовите общие и отличительные черты присущие налогу и сбору?

5. Что включает законодательство РФ о налогах и сборах?

6. Какова сфера действия Налогового Кодекса?

7. Каков порядок вступления в силу актов законодательства о налогах?

8. Каков порядок вступления в силу актов законодательства о сборах?

9. В каких случаях нормативный правовой о налогах и сборах признается не соответствующим НК?

10. Как толкуются неустранимые сомнения и противоречия при невнятности акта законодательства о налогах и сборах?

11. Какие существуют способы уплаты налога?

12. Как проявляется на практике фискальная функция налогов?

13. Раскройте содержание экономической функции?

 

 

Тема 2 Налоговая система РФ, налоговая политика государства

План:

1. Понятие налоговой системы

2. Характеристика налогов и сборов РФ

3. Налоговая политика государства. Налоговый механизм

4. Налоговая система России и налоговое бремя

Основы действующей налоговой системы РФ были заложены в 1991г. Законом РФ 1991г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». На современном этапе налоговые отношения регулируются Налоговым кодексом РФ. Налоговую систему можно определить как совокупность налогов и сборов, взимаемых государством; принципов, форм и методов их установления; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Основными факторами, влияющими на структуру налоговой системы, являются:

- уровень экономического развития;

- общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);

- господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны);

- государственное устройство страны (федеративное или унитарное государство).

В настоящее время всю совокупность законодательно установленных налогов и сборов можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от уровня установления налоги подразделяются на три вида:

федеральные;

региональные;

местные;

Федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ. Законы субъектов РФ определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности. Правительство субъектов наделено правом вводить или отменять на своей территории или изменять некоторые элементы региональных налогов.

Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Местные органы в пределах своих полномочий могут предусматривать льготы и основания для их использования. Таким образом, один и тот же региональный или местный налог могут иметь различные ставки, сроки и порядок уплаты.

Таблица 1

Классификация налогов

Уровень установления Налоги
Федеральные налоги Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налог на доходы физических лиц
Страховые взносы
Налог на прибыль организаций
Налог на добычу полезных ископаемых
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
Государственная пошлина
Региональные налоги Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Налог на игорный бизнес
Местные налоги Земельный налог
налог на имущество физических лиц

 

В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на:

- прямые;

- местные;

Прямые налоги устанавливается непосредственно на доход или имущество. Плательщиком является владелец имущества или получатель дохода. Косвенные налоги включаются в цену товара (работы, услуги), плательщиками таких налогов являются потребители этих товаров ( работ, услуг).

По целевой направленности можно выделить общие, специальные налоги. Общие налоги после поступления в бюджет обезличиваются и тратятся на цели, определенные в соответствующем бюджете. Специальные налоги имеют строго целевое назначение и закреплены за определенными видами расходов.

Классификация по плательщикам включает три вида налогов: с физических лиц, с юридических лиц, с юридических и физических лиц.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги делятся на закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком зачисляются в тот или иной бюджет и регулирующие налоги. Они поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль). Особая категория налогов – специальные налоговые режимы, предусматривающие особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от уплаты большинства налогов, предусмотренных НК РФ со дня их введения на территории соответствующих субъектов. К специальным режимам относятся:

- единый сельскохозяйственный налог (гл.26-1НК РФ);

- упрощенная система налогообложения (гл.26-2НК РФ);

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26-3НК РФ);

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл.26-4НК РФ).

Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов – налоговая политика, которая представляет собой комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Налоговая политика включает в себя: выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы, определение основных направлений, разработку мер, направленных на достижение поставленных задач в области социально – экономического развития страны.

Цели налоговой политики:

- фискальная – основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

- экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

- социальная – сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

- стимулирующая – активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

- контрольная – принятие государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы. Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу – это налоговая стратегия. Она предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны. Налоговая тактика рассчитана на текущий момент, предусматривает решение задач конкретного периода. В зависимости от масштаба и сферы влияния различают внешнюю и внутреннюю политику.

Существуют три типа налоговой политики:

- политика максимальных налогов;

- политика разумных налогов;

- политика максимальных налогов с высоким уровнем социальных гарантий.

Налоговая политика проводится с помощью налогового механизма – совокупности способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается достижение целей налоговой политики.

Элементами налогового механизма являются планирование, регулирование, контроль. Налоговое планирование – экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. Различают оперативное, текущее, долгосрочное и стратегическое планирование.

Налоговое регулирование – система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

- экономическая обоснованность;

- финансовая целесообразность;

- сбалансированность интересов.

Эффективным средством реализации налоговой политики в области регулирования доходов служат налоговые льготы, налоговые ставки. Изменяя налоговые ставки, правительство может, не изменяя всего налогового законодательства, а лишь корректируя налоговые ставки, проводить налоговое регулирование.

Конечная цель налогового регулирования - уравновесить интересы государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступления налоговых доходов в бюджет, создать условия, препятствующие уклонению налогоплательщиков от уплаты налогов. Чтобы налоговый контроль был эффективным, необходимо создание соответствующей нормативно – правовой среды.

Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение понятия «налоговая система»?

2. По каким критериям налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные?

3. Перечислите налоги, взимаемые с юридических и физических лиц?

4. Перечислите обычно применяемые классификации налогов?

5. Перечислите, какие налоги России являются основными?

6. Назовите налоги, полностью поступающие в федеральный бюджет?

7. Назовите элементы налогообложения?

8. Какие из принципов налогообложения выдвинутые А. Смитом, не утратили своей актуальности?

9. Раскройте содержание научного подхода к установлению ставки налога?

10. Какие ставки налога существуют? Раскройте их сущность.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.