Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое регулирование основ торговли.





Предмет, система и методы коммерческого права.

Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commercium» – «торговля».
Коммерческая деятельность – вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанный с торговлей, товарооборотом, осуществляющаяся с помощью определенных методов по поводу определенного предмета.

Предмет коммерческого права – реальные коммерческие отношения, т. е. отношения по купле-продаже объектов торгового оборота, складывающиеся:

1) между субъектами хозяйственной деятельности и непосредственно направленные на получение прибыли или иной выгоды;

2) между субъектами коммерческой деятельности, с одной стороны, и органами власти и управления – с другой.

Метод правового регулирования, применяемым в той или иной отрасли права – совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предметов правового регулирования.

Для коммерческого права характерен в большей степени диспозитивный метод регулирования торговых отношений. Для некоторых отношений, которые регулируются коммерческим правом, характерен императивный метод. Он предполагает наличие между субъектами отношений власти и подчинения, а также наличие правовых норм, которые обязательны для исполнения. Императивным методом, к примеру, регулируется торговая деятельность в государственной сфере. Таким образом, в коммерческом праве в качестве метода правового регулирования используются как диспозитивный, так и императивный метод, однако с преобладанием диспозитивного.



Система коммерческого права представляет собой по сути совокупность признаков отрасли права. Система состоит из двух частей - общей и особенной, которые имеют внутреннее деление.

Общая включает понятие, принципы, предмет, метод правового регулирования, нормы и институты, историю становления и развития коммерческого права, его соотношения с другими отраслями права, понятие науки коммерческого права, источники, функции.

Особенная часть формирует представления о рыночных отношениях, о субъектах и объектах, о порядке и формах деятельности субъектов в торговом обороте, о взаимоотношениях субъектов в торговом обороте, о взаимоотношениях субъектов коммерческого права с органами государственной власти и местного самоуправления и т.д.



Сущностью всей системы является обозначение значимости торговых отношений, их содержание, элементы, связь с нормами права, воздействие на степень развития экономических отношений в целом.

 

Принципы коммерческого права.

Под принципами коммерческого права следует понимать основополагающие начала, пронизывающие значительную часть норм и регулируемых ими отношений данной отрасли права.

Принципы коммерческого права:

1) признание равенства участников коммерческих отношений, которые регулируются гражданским законодательством;

2) неприкосновенность собственности;

3) свобода договора;

4) запрет на произвольное вмешательство какого-либо в частные дела коммерсанта;

5) беспрепятственное осуществление гражданских прав;

6) восстановление нарушенных прав;

7) судебная защита нарушенных прав;

8) дозволенная направленность частноправового регулирования.

Принцип неприкосновенности собственности обеспечивает собственникам возможность обладания своими полномочиями по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.

Принцип свободы договора предполагает возможность предпринимателей самостоятельно решать вопросы заключения, изменения, расторжения договора, определять виды договоров и их условий, выбирать контрагентов по договору, если это не противоречит законодательству.

Принцип беспрепятственного осуществления частных прав закреплен в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и характеризуется свободным использованием своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.



Принцип равенства участников коммерческих отношений создает равноправные условия для предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Принцип судебной защиты нарушенных прав закрепляется Конституцией РФ (ст. 46), по которой нарушенные права защищаются в соответствии с подведомственностью дел, определяемой процессуальным законодательством РФ.

 

Источники коммерческого права.

Источник права – внешняя форма выражения права, т. е. совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. Источники коммерческого права – нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности. Коммерческое закон-во представляет собой нормативные акты, которые содержат нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Источники КП: 1) Конституция РФ; 2) кодексы РФ; 3) федеральные законы РФ; 4) подзаконные НПА (указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм; постановления Правительства, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнении законов); 5) законы и иные акты субъектов РФ; 6) НПА СССР, которые продолжают действовать; 7) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание; 8) международные договоры.

Конституция – основополагающие принципы: 1) единство экономического пространства; свобода предпринимательской и иной экономич.деятельности; 3) свободное перемещение товаров, услуг и работ; 4) поддержка конкуренции; 5) закрепление частной собственности наравне с другими формами собственности; 7) свободное использование способностей на труд; 8) право граждан на судебную защиту нарушенных прав и т.д.

ГК РФ – закрепляет базовые основы коммерческих отношений (о юридических лицах, вещных правах, сделках, обязательствах и т. д.).

ФЗ: «О защите прав потребителей», «О защите конкуренции», «О техническом регулировании», «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.

Международные: Венская конвенции ООН 1980г. о договорах международной купли- продажи товаров; Гаагская конвенция 1896 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи.

Важное значение в регулировании коммерческих отношений имеют обычаи делового оборота. Обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет (статья 5 Гражданского кодекса). Обычай делового оборота понимается как общее правило, не выраженное в законе, но подлежащее применению в качестве диспозитивной нормы, если, конечно, иное прямо не будет установлено законом или соглашением сторон. Практика арбитражных судов свидетельствует о том, что при заключении внешнеэкономических контрактов их участники нередко ссылаются на общепризнанные обычаи торгового оборота.

 

 

Правовое регулирование основ торговли.

Стихийное развитие рынка приводит к отрицательным социально-экономическим последствиям. Поэтому по мере развития рыночных отношений все большая роль отводится гос. регулированию торговой деятельности.

Цель гос. регулирования экономики, в том числе и внутренней торговли, реализуется через три основные функции:

1. создание условий для цивилизованного функционирования рынка:

- определение форм собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

- защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

- установление стандартов и системы мер на продукцию;

2. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3. решение макроэкономических проблем, которое включает:

- определение объема национального производства;

- пропорциональность развития экономики;

- обеспечение надлежащих темпов экономического роста;

- поддержание соответствующего уровня занятости трудоспособного населения, его социальную защиту.

Основные методы регулирования:

1) правовые - через формирование законодательной базы, регулирующей рыночные отношения; 2) финансово-экономические - посредством использования системы налогов, льгот, дотаций, кредитной политики и т.п.; 3) социальные - на основе системы технического регулирования, стандартизации, сертификации товаров и услуг в целях защиты прав потребителей; 4) путем регламентации форм и методов торговой деятельности через выработку определенных правил торговли конкретным товарным ассортиментом.

Задачи гос. регулирования: разработка, принятие законод-х актов, обеспечив-х правовую основу деятельности и защиту прав предпринимателей, ограничение администрат. вмешательства, создание свободной конкурентной среды, стимулирование деловой активности, обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия noсредством финансовой, налоговой, инвестиционной политики, соблюдение норм трудового зак-ва, регулирование внешнеэк. деятельности.

В системе ФЗ главная юр.силу имеет Конституция, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны. Особое место в законодательной сфере занимают Гражданский и Налоговый кодексы, регулирующие все общественные отношения и являющиеся исходной базой для развития всего текущего законодательства в различных сферах деятельности, в том числе и торговой.

Следующий уровень - законы, касающиеся вопросов торговой сферы. Главное место среди них занимает закон № 381 «Об основах гос. регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.2009г., который регулирует отношения, возникающие между органами гос. власти, ОМС и хозяйствующими субъектами, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Правовые нормы гос. контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей регулируются следующими законами: «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе», «Об электронной торговле», «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», и т.п.

Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством. Правительство принимает пост., направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией. К ним относятся: «Правила продажи отдельных видов товаров», «Правила оказания услуг общественного питания» и т.д.

Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется также через нормативные акты, принимаемые соответствующими министерствами, Гос. налоговой службой, Госстандартом России.

Свою роль в хозяйственной практике играют такие нормативные акты, как стандарты (ГОСТы, ОСТы), принятые на федеральном и отраслевом уровне, а также технические условия (ТУ), которые самостоятельно разрабатывают предприятия-изготовители.

Практическая реализация всех аспектов гос. регулирования торгового предпринимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную таможенную службу и другие органы государственного управления в пределах их компетенции. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия соблюдают законы. Однако могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятий, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия принятого законодательства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.