Сделай Сам Свою Работу на 5

Учет плательщиков обязательных платежей.





Понятие обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.Сходство и различия страховых взносов от налогов и сборов.

В настоящее время определение обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды отсутствует, при этом, в ряде законов предлагаются определения страховых взносов на обязательное социальное страхование, поскольку такие взносы и являются обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды, сформулируем следующие определение:

Это обязательные платежи, имеющие целевой характер (финансирование расходов на обязательное социальное страхование) поступающих в государственные внебюджетные фонды

 

Виды страховых взносов

у

Обязательные

Добровольные

р

Основные

Дополнительные

По видам социального страхования

Пенсионное

Медицинское

Социальное

От несчастных случаев на производстве

 

Правовая природа страховых взносов сравнима с правовой природой налогов и сборов, но при этом имеет определенные отличия.

 

Налог — обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взымаемый с организаций с физлиц … в целях обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (п. 1 ст. 8 НК РФ)



 

Сбор — это обязательный взнос, взымаемый с организаций и физлиц, уплата которого является условием совершения в отношении плательщика уполномоченными органами власти юридически значимых действий. (госпошлина)

 

Общей чертой налогов, сборов и взносов является их:

Обязательность, которая обеспечивается путём закрепления в законах обязанностей по их уплате.

Указанные платежи носят фискальный характер, т. е. являются доходами соответствующих бюджетов

Пункт 2 обуславливает регулярность их уплаты

В отношении указанных платежей применяются аналогичные процедуры, принудительного взыскания в случае неуплаты, финансового контроля и привлечения к ответственности

 

Отличия

Сборы и страховые взносы имеют возмездный характер, налоги безвозмездны

Целевой характер платежей

Этапы развития обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды

Мнение относительно правовой природы страховых взносов менялись несколько раз, начиная с 90-го года



Конституционный суд до 2004 года считал, что оснований разграничивать налоги и страховые взносы не имеется (Постановление от 24.02.98 №7-П и 23.12.99 №18-П, Определение от 10.07.03 №291-О)

Позиция изменилась Определения от 05.02.04 №28-О и 04.03.04 №49-О и от 11.05.06 №187-О (ДЗ, ИЗУЧИТЬ, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ)

Три этапа:

С начала 1990-ых — 2000 год.

В этот период ОП уплачивались в виде страховых взносов, однако согласно закону «Об основах налоговой системе» 1991 года страховые взносы относились к налоговым платежам. Характерно, специального акта, регулирующие их уплату не было, они вносились на основании НПА, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов (Положение о ФОМС, Положение о ПФР, Постановление о ФСС)

2001 — 2010 год

Страховые взносы были отменены, вместо них подлежал уплате единый социальный налог (36%+13%), уплата которого регулировалась главой 23 НК РФ. Этот налог изначально распределялся между тремя фондами, затем он стал начисляться в ФСС, ФОМСы и федеральный бюджет.

1 января 2010 — настоящее время

ЕСН отменен, заменен страховыми взносами на обязательное социальное страхование в соответствии с законом №212-ФЗ

 

Осталось 26% (ЕСН) + 13%

Правовые основы обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.

Правовые основы платежей

 

Три этапа:

С начала 1990-ых — 2000 год.

В этот период ОП уплачивались в виде страховых взносов, однако согласно закону «Об основах налоговой системе» 1991 года страховые взносы относились к налоговым платежам. Характерно, специального акта, регулирующие их уплату не было, они вносились на основании НПА, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов (Положение о ФОМС, Положение о ПФР, Постановление о ФСС)



2001 — 2010 год

Страховые взносы были отменены, вместо них подлежал уплате единый социальный налог (36%+13%), уплата которого регулировалась главой 23 НК РФ. Этот налог изначально распределялся между тремя фондами, затем он стал начисляться в ФСС, ФОМСы и федеральный бюджет.

1 января 2010 — настоящее время

ЕСН отменен, заменен страховыми взносами на обязательное социальное страхование в соответствии с законом №212-ФЗ

 

Осталось 26% (ЕСН) + 13%

 

Работодатель. Фонд зп — 100 000

ЕСН — 26 000

Прибыль — 1 000 000

1 000 000 — 126 000 = 874 000

Налог на прибыль 24% - 183 000

А если не официально

ЗП — 20 00

ЕСН — 5 200

Прибыль 1 000 000 — 25 200 = 974 800

Налог на прибыль 238 162

 

 

183 000 + 26 000 = 209 000

238 162 + 5200 = 28

 

 

В настоящее время правовую основу страховую основу страховых взносов составляют

ФЗ-212 «О страховых взносах...»

ФЗ-125 от 1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях»

ФЗ-84 от 2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности»

ФЗ-155 от 2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации»

Постановление Правительства №790 от 2 октября 2009 «О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию в связи с нетрудоспособностью в связи с материнством»

 

Так же отношения по ОСС регулируются документами, издаваемыми органами государственными внебюджетных фондов (постановлениями, приказами, распоряжениями, административными регламентами). Так же эти органы могу давать разъяснения по вопросам применения норм, регулирующих ОСС.

Плательщики обязательных платежей.Представительство.

Плательщики страховых взносов

Плательщики-работодатели

Организации

ИП

Физические лица, использующие труд работников в домашнем хозяйстве

Само занятые лица

Адвокаты

Частные нотариусы

Предприниматели

Иные

 

Представительство

Статья 5.1. Представительство в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом

 

(введена Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ)

 

1. Плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Личное участие плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя плательщика страховых взносов не лишает плательщика страховых взносов права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

4. Законными представителями плательщика страховых взносов - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

5. Законными представителями плательщика страховых взносов - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Действия (бездействие) законных представителей плательщика страховых взносов, совершенные в связи с участием этого плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, признаются действиями (бездействием) этого плательщика страховых взносов.

7. Уполномоченным представителем плательщика страховых взносов признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком страховых взносов представлять его интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах.

8. Уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

9. Уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

10. Не могут быть уполномоченными представителями плательщика страховых взносов должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

 

Учет плательщиков обязательных платежей.

Если на момент перехода с ЕСН на уплату страховых взносов (на 1 января 2010 г.) организация или ИП уже зарегистрированы в органах ПФР, ФСС РФ и территориальных органах ФОМС как страхователь, то регистрироваться заново не нужно.

Учет плательщиков страховых взносов осуществляется органами контроля на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей (п. 1 ст. 6 Закона № 212-ФЗ).

 

Налоговый орган после регистрации организации (индивидуального предпринимателя) передает в подразделения ПФР, ФСС РФ и территориальные органы ФОМС (для ИП – только ПФР и территориальные органы ФОМС) сведения, занесенные в единый государственный реестр юридических лиц (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Подразделения внебюджетных фондов на основании указанных сведений осуществляют постановку на учет, после чего уведомляют об этом страхователей.

 

Для постановки на учет в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) предпринимателей, адвокатов и частных нотариусов, которые платят только страховые взносы за себя, территориальные органы ПФР проводят сверку с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (п. 2 ст. 6 Закона № 212-ФЗ).

 

Таким образом, от вновь созданных организаций или зарегистрированных индивидуальных предпринимателей никаких самостоятельных действий по постановке на учет во внебюджетных фондах не требуется.

 

Однако в некоторых ситуациях страхователь должен самостоятельно зарегистрироваться в фондах. Например:

- при создании обособленного подразделения организации;

- если индивидуальный предприниматель заключает первый трудовой или гражданско-правовой договор с физическим лицом, не являющимся ИП.

 

Остановимся более подробно на процедуре постановки на учет по отдельным плательщикам страховых взносов.

 

Постановка на учет индивидуальных предпринимателей

 

После внесения записи в ЕГРИП налоговый орган в срок не более 5 рабочих дней представляет сведения об ИП в территориальные органы ПФР, региональные отделения ФСС РФ, территориальные органы ФОМС (п. 3.1 ст. 11 Федерального закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 г. № 630).

 

Перечень таких сведений можно найти в Приложении № 2 к указанным Правилам ведения государственного реестра.

 

В течение 5 дней со дня передачи таких сведений территориальные органы ПФР и ФОМС осуществляют регистрацию индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 11 Закона № 167-ФЗ, ст. 9.1 Закона РФ № 1499-1).

 

После регистрации предпринимателя в качестве страхователя внебюджетный фонд сообщает в налоговые органы его регистрационный номер и дату регистрации в качестве страхователя (п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Эти данные налоговые органы вносят в ЕГРИП и сообщают предпринимателю.

 

От Пенсионного фонда и Фонда медицинского страхования предприниматели получают свидетельства о постановке на учет.

 

ИП «за себя» не обязан исчислять и уплачивать в ФСС РФ страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Однако ИП вправе добровольно вступить в правоотношения по указанному виду страхования и уплачивать за себя страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

 

Самостоятельная регистрация ИП во внебюджетных фондах.

 

1. При заключении с работником первого трудового договора

 

1.1. Порядок регистрации в ПФР

В срок не позднее 30 дней со дня заключения первого трудового договора необходимо в территориальное отделение ПФР по месту жительства написать заявление о регистрации страхователя, производящего выплаты физическим лицам (п. 21 Порядка № 296п).

Форма заявления и правила его заполнения приведены в Приложениях 7 и 8 к Порядку № 296п.

Одновременно с заявлением необходимо представить заверенные в установленном порядке копии следующих документов (п. 22 Порядка № 296п):

- свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или лицензии на осуществление определенных видов деятельности;

- документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих регистрацию по месту жительства;

- свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (при наличии);

- трудового договора.

 

1.2. Порядок регистрации в ФСС

В срок не позднее 10 дней со дня заключения первого трудового договора необходимо в территориальное отделение ФСС РФ по месту жительства написать заявление о регистрации страхователя, производящего выплаты физическим лицам (п. 6 Порядка № 959н).

Форма заявления содержится в Приложении № 2 к Порядку № 959н.

Одновременно с заявлением предъявляется паспорт и представляются копии:

- свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- трудовых книжек нанимаемых им работников.

 

В ФСС предприниматель одновременно регистрируется в качестве страхователя по двум видам обязательного социального страхования (п. 3 Порядка № 959н):

- на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

 

Не позднее пяти дней с момента получения от ИП документов органы ПФР и ФСС РФ зарегистрируют его в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам, о чем сообщат ИП уведомлениями о регистрации (п. 24 Порядка № 296п, п. 15 Порядка № 959н, п. 15 Порядка № 570). В уведомлениях будет указан регистрационный номер ИП в соответствующем фонде (при регистрации в органе ФСС РФ также еще и код подчиненности).

 

В Правилах регистрации во внебюджетных фондах нет четкого указания на то, в каких днях – рабочих или календарных – исчисляются сроки. На практике сотрудники фондов исчисляют такие сроки в календарных днях.

 

2. При заключении с физическим лицом гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), а также договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (далее – авторские договоры).

Порядок регистрации в территориальном отделении ПФР по месту жительства ИП аналогичен тому, который описан для регистрации при заключении трудового договора.

Исключением является лишь тот факт, что одновременно с заявлением вместо копии трудового договора предоставляется копия гражданско-правового или авторского договора (п. 22 Порядка № 296п).

 

Индивидуальному предпринимателю при заключении трудового, гражданско-правового или авторского договора не нужно регистрироваться в территориальных органах ФОМС (п.п. 2, 7, 10 Правил № 570, Письмо Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 30-МЗ (п. 2)).

Постановка на учет обособленных подразделений организаций

 

Обособленное подразделение организации в целях Закона № 212-ФЗ – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца (п. 4 ст. 2 Закона № 212-ФЗ).

 

При этом организации обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации о создании обособленных подразделений организации в течение одного месяца со дня его создания (пп. 2 п. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).

 

Регистрация в территориальных органах ПФР, ФСС РФ и ФОМС в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется только в том случае, если оно (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона № 255-ФЗ, абз. 6 ч. 1 ст. 9.1 Закона № 1499-1, п. 12 Порядка № 296п, Письмо Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 г. № 30-МЗ):

- выделено на отдельный баланс,

- имеет расчетный счет,

- самостоятельно начисляет выплаты в пользу своих работников.

 

Для регистрации в каждый фонд по месту нахождения обособленного подразделения в течение 30 дней со дня его создания необходимо отправить заявления по формам:

 в ПФР – согласно Приложению 2 к Порядку № 296п;

 в ФСС РФ – согласно Приложению № 1 к Порядку № 959н;

 в ФОМС – согласно Приложению № 1 к Правилам № 570.

 

К заявлениям необходимо приложить следующие документы:

 при подаче в ПФР – по перечню в п. 12 Порядка № 296п;

 при подаче в ФСС РФ – по перечню в п. 8 (для российской организации) и п. 9 (для иностранной организации) Порядка № 959н;

 при подаче в ФОМС – по перечню п. 5 Правил № 570.

 

Не позднее пяти дней с момента получения от организации заявления и документов органы ПФР, ФСС РФ и ФОМС должны зарегистрировать организацию в качестве страхователя (абз. 1 п. 12 Порядка № 296п, абз. 1 п. 15 Порядка № 959н, п. 4 Правил № 570).

 

В каждом фонде будет присвоен индивидуальный регистрационный номер (при регистрации в органе ФСС РФ также еще и код подчиненности), который будет указан в уведомлении о регистрации (п. 14 Порядка № 296п, пп. 3, 4 п. 15, п. 17 Порядка № 959н). А регистрационный номер в ФОМС будет обозначен в выдаваемом Фондом свидетельстве о регистрации (п.п. 14, 15 Правил № 570).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.