Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы обучения иностранным языкам





Шестакова Мария, 301-а

Определение:

Принцип (от латинского слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципами педагогического процессаназывают определенную систему исходных основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности.

Методика обучения иностранным языкам основывается как на общедидактических, характерных для процесса обучения любому учебному предмету, так и на специальных методических принципах, характерных для процесса обучения конкретному учебному предмету, т.е., иностранному языку.

Наиболее признанные и устоявшиеся общедидактические принципы:

 

1)целенаправленности педагогического процесса (в обучении иностранному языку выделяются следующие цели: практические, воспитательные, развивающие и образовательные. Современное понимание цели обучения иностранному языку в школе подразумевает формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности средствами иностранного языка.)



 

2)связи учебно-воспитательного процесса с жизнью (выражается в нацеленности всего учебно-воспитательного процесса по иностранному языку на приобщение школьников к жизни и культуре народа – носителя языка и обусловливает требование аутентичности учебных материалов, т.е. их соответствия реальной действительности, материальным и культурным ценностям стран изучаемого языка.)

 

3)научности (реализуется при разработке концепций, стандартов, программ, планов, УМК и т.п., он обусловливает научную организацию труда учителя. Принцип научности в современном понимании предполагает и научную организацию деятельности учащихся, т.е. развития навыков и умений методически обоснованной самостоятельной учебной работы – формирование учебной компетенции.)

 

4)доступности (предполагает, что обучение и воспитание должны осуществляться на уровне возможностей учащихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями учащихся.)



 

5)систематичности и последовательности в обучении (выражается в планировании учебно-воспитательного процесса, выделении этапности в обучении, в соблюдении стадий формирования навыков и этапов развития умений, в систематизации упражнений, отражающей этапы формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности.)

 

6)сознательности (от понимания этого принципа в обучении иностранным языкам в значительной мере зависел характер того или иного метода обучения. Долгое время реализация сознательности в обучении понималась как глубокое осознание системы изучаемого языка, т.е., грамматики. Возникла проблема соотношения правила и речевого действия (В.А.Артемов), степени сознательности и интуитивности в усвоении формальной стороны речи на иностранном языке. Выбор того или иного пути усвоения (от правил к действию или наоборот), степень участия сознания учащихся зависит от целей обучения, возраста обучаемых, этапа обучения и др. Я.М.Колкер считает этот принцип ведущим в обучении иностранному языку взрослых и называет свою систему обучения сознательно-коммуникативным методом.)

 

7)активности (предполагает напряженность психических процессов обучаемого, в первую очередь внимания, мышления, памяти и воли. Задача учителя иностранного языка всемерно стимулировать активность учащихся посредством создания мотивации, стимулирования межкультурных сопоставлений, идентификации с иноязычной культурой, широкого использования ролевого поведения, использования заданий, стимулирующих речемыслительную активность.)



 

8)наглядности (существуют два направления реализации принципа наглядности на занятиях по иностранному языку: использование наглядности в качестве средства обучения и средства познания. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы помогают учащимся овладеть звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли. Во втором случае средства наглядности выступают в качестве источника информации. Существуют также принципы, действующие только в сфере методики обучения иностранным языкам: общеметодические; принципы обучения определенным ВРД, принципы обучения средствам речевого общения)

 

Требования к выделению принципов обучения, действующих только в сфере методики обучения иностранным языкам:

I специфичность – неуместность или невозможность приложения данного принципа к методике обучения другим предметам;

II методическая сущность – необходимость отражения в сформулированном принципе тех понятий и явлений, которые относятся только к методической, а не какой-либо другой науке.

Принципы обучения иностранным языкам:

I. общие:

1. Коммуникативная направленность обучения иностранному языку (овладение учащимися необходимым минимумом умений и навыков для пользования иностранным языком как средством общения в рамках тематики, предложенной программой.)

2. Учет особенностей родного языка (опираясь на родной язык, указывая на выразительные средства родного языка в сопоставительном плане, можно добиться ясного понимания соответствующих структур и значений в чужом языке.)

3. Доминирующая роль упражнений на всех уровнях и во всех сферах овладения иностранным языком (любое объяснение нового языкового материала нужно завершить упражнением, которое показывало бы, как изучаемое явление иностранного языка функционирует в речи, как оно используется в решении актуальной для учащегося задачи.)

II. частные:

1. Принцип обучения иностранному языку на речевых образцах (тщательный отбор и моделирование учебного языкового и речевого материала, в результате чего учащимся предлагается в концентрированном виде наиболее употребительный фонетический, лексический и грамматический материал, наиболее употребительные речевые образцы, овладение которыми дает возможность учащимся осуществлять коммуникативные акты в плане устной речи и чтения)

2. Принцип сочетания языковых тренировок с речевой практикой (сущность этого принципа нацеливает учителя иностранного языка на такую работу, когда овладение языковым материалом считается важной, но подчиненной задачей, в то время как речевая практика становится главной и всеобъемлющей задачей, а речевые упражнения – завершающим этапом любой работы над материалом иностранного языка)

3. Принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо тесно связаны друг с другом, если один из них недостаточно развит, то в формировании прочных умений и навыков помогает другой вид речевой деятельности)

4. Принцип устного опережения в обучении чтению и письму (овладение устной иноязычной речью наряду с чтением становится основной задачей школьного курса иностранного языка; принцип позволяет обеспечить многократные встречи учащегося с активизируемым учебным материалом, используемым в устной речи и при чтении иностранного текста)

5. Принцип апроксимации учебной деятельности (дает возможность учителю иностранного языка более рационально осуществлять организацию и контроль учебно-воспитательного процесса, что служит повышению его эффективности; учитель может игнорировать те ошибки в языке и речи, которые не нарушают коммуникативного акта)

6. Принцип интенсивности начальной стадии обучения иностранному языку (начальная стадия обучения должна быть интенсифицирована, т.е. формирование умений и навыков требует значительного количества тренировок и повторений языкового материала и моделей речи)

III. специальные принципы применяются при обучении конкретным аспектам системы языка или определенным видам речевой деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.