Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос №46 Внешнеполитический курс СССР в период «перестройки». «Новое мышление» и внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.





Главной задачей внешней политики СССР в "перестройку" было обеспечение условий для реформы власти внутри страны. Причем по мере нарастания проблем внутри страны внешняя политика становилась все более гибкой и податливой. Во внешнеполитическом курсе страны можно выделить два крупных этапа: 1985 - 1988 и 1989 - 1991 гг.

 

Новый политический курс был утвержден уже на XXVII съезде КПСС. На нем было официально объявлено об отказе от принципов социалистического интернационализма. Впервые за более чем 70 лет советской власти на первое место стали выдвигаться общечеловеческие ценности вместо социалистических. Было заявлено, что приоритетными отныне становятся глобальные проблемы: экономические, социальные, энергетические, проблемы сохранения мира.

 

Во взаимоотношениях с развитыми капиталистическими странами на первом этапе стояла задача восстановления уровня взаимоотношений, существовавшего в первой половине 70-х годов. Эта задача была выполнена в ходе большого количества официальных визитов М. С. Горбачева. Были решены три вопроса: прекращение гонки вооружений и частичное сокращение вооружений; вывод советских войск из Афганистана; расширение контактов между странами различных социальных систем.



 

Проблема разоружения состояла из двух основных частей: ликвидация ракет средней и меньшей дальности США и СССР в Европе и стратегическая оборонная инициатива (СОИ) . В ходе интенсивных дипломатических контактов, а также целой серии встреч между М. С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем в Рейкьявике, на Мальте, в Вашингтоне и Москве были подписаны соглашения по вопросам разоружения. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты средней и меньшей дальности. Кроме того, СССР ликвидировал часть ракет средней дальности в Сибири и на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая. Это было первое реальное сокращение целого класса вооружений, предпринятое со времени окончания Второй мировой войны.

 

Сразу же после заключения соглашения о ракетах средней дальности активизировались переговоры о сокращении стратегических вооружений, но достичь реальных результатов в этой области не удалось из-за разности подходов к решению глобальных проблем. Не дали больших результатов и Венские переговоры о сокращении обычных вооружений в Центральной Европе. Страны НАТО по-прежнему указывали на громадное преимущество стран Варшавского Договора в танках и личном составе, а СССР и другие страны - на ядерное превосходство НАТО.



 

Важнейшим вопросом был вопрос о присутствии советских войск в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. Правительство М. С. Горбачева признало бесперспективность данной войны и было заинтересовано в выходе из нее. Но предпринять конкретные шаги в данном направлении было непросто.

 

С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано прежде всего в развитии технико-экономических связей, надеясь получить западные кредиты и технологии с тем, чтобы облегчить кризисное состояние экономики. Западные же государства, прежде всего США и Англия, шли на расширение торговых связей, обусловливая их политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.

 

Советская дипломатия, во главе которой в 1985 г. встал Э. А. Шеварднадзе, сменивший на этом посту А. А. Громыко, активно пыталась нормализовать и поддерживать добрососедские отношения с максимально большим количеством государств. Прежде всего это касалось целого ряда государств, отношения с которыми у СССР были не до конца урегулированы.



 

Вопрос №47 Экономические и политические реформы 1990-х гг.: их реализация, противоречия, результаты, историческое значение. Основные события 1990-х гг., действующие лица.

Еще в 1991 г, став президентом РФ, ЕЛЬЦИН провозгласил курс на радикальное реформирование общества. Было заявлено, что через 6—8 месяцев после начала реформ наступит существенное улучшение жизни. Суть радикально-либеральных взглядов заключалась в форсированном переходе от прежней командно-административной экономики к рыночной, путем «прыжка». Ключевой фигурой в проведении реформ стал глава правительства экономист Гайдар. Суть реформ: либерализация цен торговли, создание конкуренции для товаропроизводителей (1 и этап)

2-й этап - приватизация — все граждане страны получили приватизационные чеки, которые давали право на определенную часть государственную имущества в сумме 10 тыс. рублей в ценах на конец 1991 г. Ваучеры можно было вкладывать в инвестиционные фонды, продавать, покупать. Лица и группы лиц, скупившие большое количество ваучеров, могли стать собственниками крупных государственных предприятий. Завершающим этапом было приобретение предприятий или акций предприятий уже не на ваучеры, а на деньги.

В результате приватизации не был создан «средний класс» собственников, а появился класс крупных собственников-олигархов, что привело к резкому расслоению и обнищанию общества. В ходе экономических реформ выработались два основных подхода к перспективам преобразования:

1) радикально-реформаторский — частная собственность, свободный рынок товаров и услуг в течение небольшого периода времени;

2) эволюционный — медленное, осторожное преобразование экономики с сохранением рычагов регулирования с помощью государства.

Сторонники первого группировались вокруг Ельцина, второго — вокруг председателя Верховного Совета Хасбулатова, это привело к конфликту двух ветвей власти — исполнительной и законодательной, завершившемуся политическим кризисом в октябре 1993 года — «расстрел Белого дома». Победа президента над Верховным Советом привела к политическим переменам в обществе:

1)принята новая Конституция 12 декабря 1993 г.,

2)создан двухпалатный парламент — Федеральное Собрание.

Эти события положили начало стабилизации общества. После распада СССР на постсоветском пространстве продолжали обостряться этнополитические конфликты Наибольшую опасность для единства России представляли события в Чечне. Сепаратистские настроения, насильственный роспуск Верховного Совета Чечено-Ингушской республики, захват радио, телецентра вооруженными людьми генерала Дудаева, избранного президентом Чеченской республики, провозглашение независимости заставили руководство России ввести чрезвычайное положение на этой территории. Российские войска столкнулись с упорным и искусно организованным сопротивлением чеченских боевиков. Чеченская проблема по-прежнему является главной.

В 1996 г Ельцин вновь побеждает на президентских выборах. Социально-экономические, политические проблемы по-прежнему давили на страну. Благодаря продаже ценных бумаг государственного займа за рубежом и внутри страны, а также ряду других мер, инфляция была незначительной. Развивался мелкий и средний бизнес, Экономика страны была уже тесно связана с мировой. Кризис на рынках юго-восточных стран, трудности с выплатами внешних займов привели к финансовому кризису 1998 г. и вызвали правительственный кризис (смена правительства:Черномырдин, Примаков, Степашин, Путин).

За последнее десятилетие XX в. в России произошли коренные изменения:

1)широкое отношение получили арендные отношения

2)частная собственность стала доминирующей;

3)формируется «средний класс»;

4)значительная часть общества уже не ориентируется на прошлое;

5)сложилась многопартийная система.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.