Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные принципы компетенции Европейского Союза (принцип наделения компетенцией, принцип субсидиарности, принцип пропорциональности).





 

В отличие от международно-правовых образований, Европейский Союз является уникальной надгосударственной политической организацией с реальными властными прерогативами. Регламенты, директивы и другие решения, принимаемые институтами Европейского Союза, обязательны для граждан, предприятий, государств, входящих в его состав; их нарушение влечет ответственность. Именно поэтому для рассмотрения его компетенции часто используют «федеративную модель». Так, по аналогии с федерацией различают: 1) полномочия, принадлежащие только сообществам и Союзу; 2) так называемые неисключительные, т.е. конкурирующие полномочия сообществ и Союза, а также государств-членов в сфере совместного ведения. Об «исключительной компетенции» Европейского Сообщества говорится и в Договоре о ЕС (ст. 5), хотя содержание ее четко не определяется. Это установление единого таможенного тарифа, правовое регулирование свобод общего рынка, эмиссия евро (рис. 8).
Компетенция Европейского Союза основывается на сложной системе принципов, в отдельных аспектах сходной, в других — отличающейся от компетенции как федераций, так и международных организаций. Источником компетенции Европейского Союза и его институтов являются учредительные договоры, прежде всего, Договор о ЕС, в рамках которого сосредоточена наибольшая часть вопросов, составляющих компетенцию Европейского Союза.
Источниками, в которых закреплена компетенция Европейского Союза, служат его учредительные документы: Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Подавляющее большинство вопросов, входящих в компетенцию данной организации, содержатся в первом источнике, т.е. в Договоре о ЕС 1957 г. Подписанный одновременно с ним Договор о Евратоме носит узкоспециальный характер и закрепляет полномочия наднациональных институтов в сфере атомной энергетики.
В Договоре о Европейском Союзе 1992 г. устанавливаются его полномочия по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО), т. е. в рамках второй и третьей опор.
Таким образом, в настоящее время компетенция Европейского Союза содержится в трех основных источниках:





  • в Договоре о ЕС 1957 г., прежде всего в его части третьей «Политика Сообщества»;
  • в разделах V и VI Договора о Европейском Союзе: в положениях об ОВПБ и СПСО;
  • в разделе втором Договора о Евратоме 1957 г. «Положения по содействию прогрессу в области атомной энергии».


Именно в данных источниках сосредоточены уполномочивающие статьи, т.е. положения, наделяющие институты Союза полномочиями принимать меры по конкретным вопросам общественной жизни. Ссылки на эти статьи обязательны в преамбуле каждого правового акта Союза.
После принятия Конституции нормы указанных разделов будут кодифицированы в ее третьей части «Политика и функционирование Союза», которая станет единым источником компетенции Союза во всех сферах жизни, кроме атомной энергетики. Последняя, как и ныне, будет подчиняться правилам Договора о Евратоме.
Принципы деятельности Европейского Союза — это руководящие начала, исходя из которых, Союз и его органы должны осуществлять свои полномочия по различным предметам ведения данной организации.
Как и цели, принципы деятельности Союза могут иметь общий или специальный характер: в первом случае они распространяются на все сферы компетенции Европейского Союза, в последнем — на отдельные сферы их политики (например, принципы экономической или экологической политики).
Многие из этих начал (хотя и не все) одновременно выступают в качестве принципов правовой системы Европейского Союза. Например, принципы верховенства прав человека и пропорциональности являются принципами деятельности Союза, с одной стороны, и входят в систему принципов права - с другой.
Далее будут рассмотрены наиболее важные из общих принципов деятельности Европейского Союза, закрепленные в учредительных договорах. Источником большинства рассматриваемых ниже норм является Договор о Европейском сообществе (часть первая «Принципы») (рис. 9).
Принцип законности. Принцип законности закреплен в ст. 5 Договора о Европейском сообществе (абз. 1):
«Сообщество действует в рамках предоставленных ему полномочий и целей, определенных для него настоящим Договором».
Принцип законности служит юридическим отражением известной аксиомы правового государства: человек может делать все, что ему не запрещено законом, власть может делать только то, что ей прямо разрешено законом.
Полномочия и цели Европейского сообщества закреплены в его учредительном договоре. Следовательно, любой нормативный акт, действие или решение органов и должностных лиц ЕС должны базироваться на уполномочивающих статьях Договора о ЕС (ОЕС). Не являются исключением и «подразумеваемые полномочия» Сообщества, которые также предусмотрены специальными статьями учредительного договора (см. следующий параграф).
Из принципа законности вытекает обязанность органов ЕС мотивировать свои решения: «Регламенты, директивы и решения, принятые совместно Европейским парламентом и Советом, а равно указанные акты, которые приняты Советом или Комиссией, должны быть мотивированы...» (ст. 253 ДЕС).
Мотивировка решения включает в себя требование в обязательном порядке указывать статью (статьи) Договора о ЕС, наделяющую полномочиями издавать конкретный акт. Отсутствие в преамбуле ссылки на уполномочивающую статью, а также неправильный выбор необходимой статьи служит безусловным основанием для отмены правового акта Судом Европейских сообществ.
Принцип субсидиарности. Принцип субсидиарности был введен в учредительные договоры Европейского Союза в 1992 г., хотя как теоретическая идея он сформировался гораздо раньше и свои корни берет в христианском учении.
Принцип субсидиарности требует, чтобы все вопросы, которые могут решаться непосредственно на местах, должны быть в ведении органов низшего уровня власти. На региональный, общегосударственный и, далее, надгосударственный уровень должны передаваться лишь те полномочия, которые не в состоянии эффективно реализовать нижестоящий уровень публичной власти. Властная вертикаль, таким образом, строится снизу вверх.
Отсюда принцип субсидиарности также нередко называют принципом дополнительности, т.е. верхние этажи публичной власти дополняют нижние, более близкие к людям.
Вышеизложенное определяет содержание принципа субсидиарности, как он закреплен в первой статье Договора о Европейском Союзе: «Настоящий Договор знаменует новый этап в процессе создания как можно более тесного союза народов Европы, в которой принятие решений... максимально приближено к гражданам».
Интеграция и постепенная централизация политической власти в руках наднациональных органов Союза, таким образом, ни сейчас, ни в отдаленном будущем не должны привести к гиперцентрализации, когда все мелкие вопросы будут решаться союзными институтами.
Определение «субсидиарное» применительно к вопросу разграничения сфер деятельности национальных и наднациональных властей содержится в Договоре о Европейском сообществе.
Политическое значение принципа субсидиарности состоит в том, что он призван сужать масштабы деятельности ЕС до тех проблем, решение которых на уровне Сообщества безусловно необходимо, создавая тем самым некоторый барьер против сверхцентрализации.
Принцип пропорциональности. Принцип пропорциональности, иначе называемый принципом соразмерности, был введен в правовую систему ЕС Судом Европейских сообществ. В качестве принципа деятельности он закреплен в последнем абзаце ст. 5 Договора о ЕС и распространяется не только на случаи привлечения к ответственности или ограничения прав человека, но и на все действия и решения Сообщества, в том числе в сфере его исключительной компетенции.
Применительно к правотворческой деятельности ЕС это означает, что «Сообщество должно законодательствовать только в той мере, в которой это необходимо» (п. 6 протокола). Протокол также фиксирует
последовательность правовых форм, в которых Сообщество должно
устанавливать соответствующие предписания: «При прочих равных условиях директивам следует отдавать предпочтение перед регламентами, а рамочным директивам — перед детальными мерами».
Другими словами, имея перед собой конкретную цель, Сообщество сначала должно попробовать достичь ее с помощью рекомендаций или иных актов «мягкого права». Если это признано недостаточным, то следует прибегнуть к основам законодательства в форме директивы, причем оставляя, насколько это допустимо, широкие возможности для правового регулирования в государствах-членах. Наконец, если и гармонизация посредством директив признана неэффективной, то можно воспользоваться наиболее «сильным» инструментом правотворчества регламентом, который действует единообразно на всей территории Союза. Выполнение принципа пропорциональности, как и субсидиарности, в первую очередь, обеспечивает Комиссия, так как именно она готовит законопроекты и, следовательно, выбирает их правовую форму. Разумеется, Совет и Европарламент могут не согласиться с методами, предложенными Комиссией, и отвергнуть подготовленный ею документ.
Принцип гласности. Одним из важнейших критериев, обеспечивающих демократический характер механизма публичной власти, служит открытое, гласное принятие нормативных актов и других решений.
Применительно к Европейским сообществам и Союзу значение этого критерия, которое поначалу недооценивалось, устойчиво возрастает в последние годы. Связано это, прежде всего, с продолжающимся расширением компетенции Европейского Союза, который приобретает все больше рычагов воздействия на повседневную жизнь рядовых граждан. Последние, со своей стороны, также должны шире информироваться о деятельности этой организации. Чем шире компетенция Союза, тем более «прозрачной» она должна становиться для общества.
Гласность (открытость, «прозрачность») принятия решений как принцип деятельности Европейского Союза в настоящее время закреплена в первой статье его учредительного договора вместе с принципом субсидиарности.
Из данного принципа вытекает право на доступ к документам политических институтов Союза - Европарламента, Совета и Комиссии, которое предоставлено не только его гражданам, но постоянно проживающим (находящимся) в ЕС другим физическим и юридическим лицам (ст. 255 Договора о ЕС).
В соответствии с этими положениями институты Европейского Союза приняли целый ряд нормативных актов, регулирующих порядок доступа частных лиц к документам и иной информации (в том числе находящейся в архивах), а также специальные «кодексы поведения» о доступе общественности к документации.
Принцип гласности (открытости) реализуется в жизнь в разных формах и неодинаково проявляется в деятельности различных институтов Союза. Наиболее «прозрачна» работа Европейского парламента, пленарные заседания которого, по общему правилу, открыты для публики. С другой стороны, в деятельности Совета, Комиссии, судебных органов (при вынесении решений в совещательной комнате) гласность существенно ограничена, что связано со спецификой функций и полномочий этих институтов.
Принцип уважения национальной индивидуальности государств- членов. Лозунг «Единая Европа», к построению которой призвана вести деятельность Европейского Союза, не означает подавления самобытности входящих в его состав государств, их традиций, языка, культуры, политических и правовых традиций.
Неслучайно поэтому в ходе обсуждения проекта официального девиза Европейского Союза широкую поддержку получило именно выражение «Единство в многообразии», подчеркивающее обе грани интеграционного процесса - стремление к унификации там, где это необходимо, и желание сохранить при этом исторические традиции и культуру каждого из европейских народов.
Признание и учет многообразия и специфических черт каждого из государств-членов образует суть принципа уважения национальной индивидуальности, который также является юридически обязательным для Европейского Союза.
Принцип уважения прав человека и основных свобод. Европейский Союз как организация политической власти в своей деятельности должен уважать не только интересы отдельных государств-членов, но и рядового человека, на которого, в конечном счете, направлено действие нормативных актов и других решений союзных органов. Естественно, в признании и защите нуждаются, в первую очередь, основные права личности.
Принцип уважения прав человека и основных свобод, сформулированный первоначально Судом Европейских сообществ, в настоящее время закреплен в ст. 6 Договора о Европейском Союзе в качестве общего принципа конституционного строя, обязательного для всех носителей публичной власти на всех уровнях, в том числе наднациональном.
Принцип равенства. Равенство как основополагающий принцип правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе выступает одновременно в качестве принципа, исходя из которого должны осуществлять свою текущую деятельность все органы Европейского Союза, а также государства-члены.
Принцип равенства в разных его проявлениях (социальное, юридическое, равенство полов и др.) закреплен в нескольких статьях «конституции» Союза и в союзной Хартии об основных правах. Вместе с другими основами правового статуса личности он будет рассмотрен в соответствующем разделе книги.
Принцип экологической ориентированности. Развитие научнотехнического прогресса в качестве одной из приоритетных задач всего человечества ставит на первый план защиту окружающей среды от вредного воздействия и неблагоприятных изменений, а также восстановление нарушенных природных богатств.
Принцип экологической ориентированности применительно к Европейскому Союзу означает требование учитывать в принимаемых решениях потребности охраны природы и необходимость повышения ее качества. С этой целью Европейское сообщество, начиная с 1970-х гг. в качестве отдельного направления деятельности осуществляет экологическую политику, в рамках которой принято обширное природоохранное законодательство.
Принцип сотрудничества. В успешном выполнении целей и задач Европейского Союза немалую роль играет тесная кооперация, сотрудничество: во-первых, между Союзом и государствами-членами; во- вторых, внутри самого Союза, между отдельными его институтами и другими органами (например, между Европарламентом и Сонетом, а также Комиссией при обсуждении и принятии нормативных актов).
В отличие от рассмотренных выше, принцип сотрудничества рассредоточен по многим статьям учредительных договоров, которые регулируют взаимодействие государств-членов и органов Союза в отдельных сферах общественной жизни. Например, согласно ст. 3 Договора о Европейском Союзе, Союз должен обеспечивать согласованность всех своих внешнеполитических мероприятий. Соответствующие обязанности возлагаются прежде всего на Совет и Комиссию, которые «сотрудничают с этой целью».
По своей сущности компетенция Союза является властной, так как включает в себя полномочия издавать нормативные и индивидуальные акты, обладающие юридически обязательной силой на его территории.
Осуществляемые Союзом властные прерогативы появились за счет добровольной уступки государствами-членами своих суверенных прав во многих областях (в западной доктрине пишут также о «слиянии суверенитетов»). По своему происхождению компетенция Европейского Союза, таким образом, является производной, или делегированной, т.е. полученной от государств-членов.
Из данного признака, который возведен проектом Конституции в разряд принципа — принципа делегирования (франц. principe d'attribution), вытекает важное следствие: за государствами-членами сохраняется
остаточная компетенция, т.е. полномочия принимать решения по всем вопросам, не отнесенным к ведению Союза. Напротив, институты и органы последнего могут действовать тогда и только тогда, когда соответствующая компетенция предусмотрена в его учредительных документах.



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗА

 

Статья 21

 

1. Деятельность Союза на международной арене осуществляется исходя из принципов, которые руководили его созданием, развитием и расширением, и которые Союз стремится продвигать в остальном мире: демократия, правовое государство, всеобщность и неделимость прав человека и основных свобод, уважение человеческого достоинства, принципы равенства и солидарности, соблюдение принципов Устава Организации Объединенных Наций и международного права.

 

Союз старается развивать отношения и строить партнерства с третьими странами, региональными и универсальными международными организациями, которые разделяют принципы, указанные в первом абзаце. Он способствует выработке многосторонних решений общих проблем, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций.

 

2. Союз определяет и проводит общую политику и мероприятия, стремится обеспечить высокий уровень сотрудничества во всех сферах международных отношений в целях:

 

а) защиты своих ценностей, основополагающих интересов, своей безопасности, независимости и целостности;

 

b) консолидации и поддержки демократии, правового государства, прав человека и принципов международного права;

 

с) сохранения мира, предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, а также принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии, включая те, которые относятся к внешним границам;

 

d) поддержки устойчивого развития в экономическом, социальном и экологическом плане развивающихся стран, ставя основной целью искоренение бедности;

 

е) поощрения интеграции всех стран в мировую экономику, в том числе за счет постепенной отмены препятствий международной торговле;

 

f) содействия выработке международных мер по сохранению и улучшению качества окружающей среды и надежному управлению мировыми природными ресурсами для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие;

 

g) оказания помощи населению, странам и регионам, которые сталкиваются с катастрофами, вызываемыми природными факторами или человеком; и

 

h) развития международной системы, основанной на усиленном многостороннем сотрудничестве и хорошем глобальном управлении.

 

3. Союз соблюдает принципы и преследует цели, указанные в параграфах 1 и 2, при разработке и реализации своей внешнеполитической деятельности в различных сферах, регулируемых настоящим разделом и частью пятой Договора о функционировании Европейского Союза, а также при разработке и реализации других направлений своей политики применительно к их внешнеполитическим аспектам.

 

Союз заботится о согласованности между различными сферами своей внешнеполитической деятельности, а также между ними и другими направлениями своей политики. Совет и Комиссия при содействии Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности обеспечивают данную согласованность и сотрудничают с этой целью.

 

Статья 22

 

1. Исходя из принципов и целей, предусмотренных в статье 21, Европейский совет устанавливает стратегические интересы и цели Союза.

 

Решения Европейского совета о стратегических интересах и целях Союза касаются общей внешней политики и политики безопасности, а также других сфер, относящихся к внешнеполитической деятельности Союза. Они могут затрагивать отношения Союза с отдельными странами или регионами либо иметь тематический подход. Они определяют свой срок действия и средства, которые должны будут предоставить Союз и государства-члены.

 

Европейский совет постановляет единогласно по рекомендации Совета, принимаемой последним согласно условиям, предусмотренным для каждой сферы. Решения Европейского совета претворяются в жизнь согласно процедурам, предусмотренным Договорами.

 

2. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности – применительно к сфере общей внешней политики и политики безопасности, и Комиссия – применительно к остальным сферам внешнеполитической деятельности, могут представлять совместные предложения Совету.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 23

 

Деятельность Союза на международной арене согласно настоящей главе осуществляется исходя из принципов, преследует цели и проводится в соответствии с общими положениями, которые предусмотрены в главе 1.

 

Статья 24

 

1. Компетенция Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности охватывает все сферы внешней политики, а также весь комплекс вопросов, относящихся к безопасности Союза, включая поступательную разработку общей оборонной политики, которая может привести к общей обороне.

 

Общая внешняя политика и политика безопасности подчиняется специальным правилам и процедурам. Ее определяют и осуществляют Европейский совет и Совет, которые постановляют единогласно, если иное не предусмотрено Договорами. Принятие законодательных актов исключается. Эту политику в соответствии с Договорами исполняют Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и государства-члены. Особые роли Европейского парламента и Комиссии в этой сфере определяются Договорами. Суд Европейского Союза не обладает полномочиями в отношении этих положений, за исключением его полномочий контролировать соблюдение статьи 40 настоящего Договора и контролировать правомерность некоторых решений, указанных во втором абзаце статьи 275 Договора о функционировании Европейского Союза.

 

2. В рамках принципов и целей своей внешнеполитической деятельности Союз проводит, определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, основанную на развитии взаимной политической солидарности государств-членов, на выявлении вопросов, представляющих общий интерес, и на достижении все более совпадающей направленности действий государств-членов.

 

3. Государства-члены активно и безоговорочно поддерживают внешнюю политику и политику безопасности Союза в духе лояльности и взаимной солидарности и соблюдают мероприятия Союза в этой сфере.

 

Государства-члены совместно ведут работу по укреплению и развитию их взаимной политической солидарности. Они воздерживаются от любых действий, противоречащих интересам Союза или способных нанести ущерб его эффективности в качестве сплачивающей силы в международных отношениях.

 

Совет и Верховный представитель следят за соблюдением этих принципов.

 

Статья 25

 

Союз проводит общую внешнюю политику и политику безопасности:

 

а) определяя общие ориентиры;

 

b) принимая решения, которыми определяются:

 

i) действия, подлежащие осуществлению Союзом;

 

ii) позиции, подлежащие выражению Союзом;

 

iii) порядок реализации решений, указанных в подпунктах “i” и “ii”;

 

и

 

с) укрепляя систематическое сотрудничество государств-членов в проведении их политики.

 

Статья 26

 

1. Европейский совет устанавливает стратегические интересы Союза, фиксирует цели и определяет общие ориентиры в отношении общей внешней политики и политики безопасности, в том числе по вопросам, имеющим последствия в сфере обороны. Он принимает необходимые решения.

 

Если этого требует международное развитие, то Председатель Европейского совета созывает внеочередное заседание Европейского совета с целью определить стратегические направления политики Союза в свете подобного развития.

 

2. Совет разрабатывает общую внешнюю политику и политику безопасности и принимает решения, необходимые для определения и осуществления этой политики, на основании общих ориентиров и стратегических направлений, установленных Европейским советом.

 

Совет и Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности заботятся об обеспечении целостного характера, последовательности и эффективности мероприятий Союза.

 

3. Общую внешнюю политику и политику безопасности исполняют Верховный представитель и государства-члены с использованием национальных средств и средств Союза.

 

Статья 27

 

1. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, который председательствует в Совете по иностранным делам, своими предложениями вносит вклад в разработку общей внешней политики и политики безопасности, и обеспечивает претворение в жизнь решений, принятых Европейским советом и Советом.

 

2. Верховный представитель представляет Союз по вопросам, относящимся к общей внешней политике и политике безопасности. Он ведет от имени Союза политический диалог с третьими сторонами и выражает позицию Союза в международных организациях и на международных конференциях.

 

3. При осуществлении своих полномочий Верховный представитель опирается на Европейскую службу внешнеполитической деятельности. Данная служба работает в сотрудничестве с дипломатическими службами государств-членов и состоит из должностных лиц компетентных служб Генерального секретариата Совета и Комиссии, а также из персонала, откомандированного национальными дипломатическими службами. Организация и функционирование Европейской службы внешнеполитической деятельности устанавливаются решением Совета. Совет постановляет по предложению Верховного представителя после консультации с Европейским парламентом и одобрения Комиссии.

 

Статья 28

 

1. Когда международная ситуация требует оперативных действий со стороны Союза, Совет принимает необходимые решения. Они фиксируют свои цели, свои пределы, средства, подлежащие предоставлению в распоряжение Союза, условия своего осуществления и, при необходимости, свой срок действия.

 

Если происходит изменение обстоятельств, существенно влияющее на вопрос, которому посвящено подобное решение, то Совет пересматривает его принципы и цели и принимает необходимые решения.

 

2. Указанные в параграфе 1 решения являются обязательными для государств-членов при выражении ими своих позиций и осуществлении своих действий.

 

3. О любом выражении позиции или о любом действии на национальном уровне, намеченном во исполнение указанного в параграфе 1 решения, соответствующее государство-член производит информирование в течение сроков, которые позволяют, в случае необходимости, провести предварительное согласование в рамках Совета. Обязанность по предварительному информированию не распространяется на те меры, которые представляют собой простую трансформацию решений Совета на национальный уровень.

 

4. В случае крайней необходимости, связанной с развитием ситуации, если указанное в параграфе 1 решение Совета не было подвергнуто пересмотру, то государства-члены могут в неотложном порядке принимать требуемые меры, учитывая главные цели упомянутого решения. Государство-член, которое принимает подобные меры, незамедлительно информирует о них Совет.

 

5. В случае значительных трудностей в применении какого-либо решения, предусмотренного в настоящей статье, государство-член обращается в Совет, который проводит их обсуждение и осуществляет поиск адекватных решений проблемы. Последние не могут противоречить целям указанного в параграфе 1 решения или наносить ущерб его эффективности.

 

Статья 29

 

Совет принимает решения, определяющие позицию Союза по отдельным вопросам географического или тематического характера. Государства-члены следят за соответствием своей национальной политики позициям Союза.

 

Статья 30

 

1. Каждое государство-член, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности или Верховный представитель при поддержке Комиссии могут вносить на рассмотрение Совета любой вопрос, относящийся к общей внешней политике и политике безопасности, и представлять Совету, соответственно, инициативы или предложения.

 

2. В случаях, требующих быстрого решения, Верховный представитель по собственной инициативе либо по запросу государства-члена созывает внеочередное заседание Совета в течение сорока восьми часов или, в случае абсолютной необходимости, в более короткий срок.

 

Статья 31

 

1. Решения в рамках настоящей главы принимаются Европейским советом и Советом единогласно, если иное не предусмотрено настоящей главой. Принятие законодательных актов исключается.

 

Любой член Совета, который воздерживается при голосовании, может в соответствии с настоящим абзацем сопроводить свое воздержание от голосования формальной декларацией. В таком случае он не обязан применять решение, но признает, что данное решение имеет обязательную силу для Союза. В духе взаимной солидарности соответствующее государство-член воздерживается от любых действий, способных вступить в конфликт с действиями Союза, основанными на данном решении, или препятствовать им, а остальные государства-члены проявляют уважение к его позиции. Если члены Совета, сопровождающие свое воздержание от голосования подобной декларацией, представляют, по меньшей мере, одну треть государств-членов, в которых сосредоточено не менее одной трети населения Союза, то решение не принимается.

 

2. В отступление от параграфа 1 Совет постановляет квалифицированным большинством:

 

– когда он принимает решение, которое определяет действие или позицию Союза, на основании указанного в параграфе 1 статьи 22 решения Европейского совета о стратегических интересах и целях Союза;

 

– когда он принимает решение, которое определяет действие или позицию Союза, по предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, представленному в ответ на специальный запрос, адресованный последнему Европейским советом по своей собственной инициативе или по инициативе Верховного представителя;

 

– когда он принимает любое решение, которое направлено на претворение в жизнь решений, определяющих действия или позиции Союза;

 

– когда он назначает специального представителя в соответствии со статьей 33.

 

Если член Совета заявит о том, что в силу жизненно важных соображений национальной политики, которые будут им изложены, он намерен выступить против решения, подлежащего принятию квалифицированным большинством, то голосование не проводится. Верховный представитель в тесной консультации с соответствующим государством-членом осуществляет поиск приемлемого для него решения проблемы. При отсутствии результата Совет, постановляя квалифицированным большинством, может ходатайствовать о рассмотрении данного вопроса Европейским советом в целях принятия решения на основе единогласия.

 

3. Европейский совет может единогласно принять решение, предусматривающее, что Совет постановляет квалифицированным большинством в иных случаях помимо тех, которые указаны в параграфе 2.

 

4. Параграфы 2 и 3 не применяются к решениям, имеющим военные последствия или последствия в сфере обороны.

 

5. По процедурным вопросам Совет постановляет большинством своих членов.

 

Статья 32

 

Государства-члены проводят друг с другом в рамках Европейского совета и Совета согласование по любому вопросу внешней политики и политики безопасности, представляющему общий интерес, в целях определения совместного подхода. Перед тем, как предпринять любое действие на международной арене или принять на себя любое обязательство, которое могло бы затронуть интересы Союза, каждое государство-член консультируется с другими государствами-членами в рамках Европейского совета или Совета. Путем сближения своих действий государства-члены обеспечивают Союзу возможность отстаивать его интересы и ценности на международной арене. Государства-члены солидарны между собой.

 

Когда Европейский совет или Совет определили совместный подход Союза в значении первого абзаца, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности и министры иностранных дел государств-членов координируют свои действия в рамках Совета.

 

Дипломатические миссии государств-членов и делегации Союза в третьих странах и при международных организациях сотрудничают друг с другом и способствуют формулированию и реализации совместного подхода.

 

Статья 33

 

Совет по предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности может назначать специального представителя, которого он наделяет мандатом в отношении отдельных политических вопросов. Специальный представитель осуществляет свой мандат под руководством Верховного представителя.

 

Статья 34

 

1. Государства-члены координируют свои действия в рамках международных организаций и на международных конференциях. Они защищают в этих форумах позиции Союза. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности организует данную координацию.

 

В международных организациях и на международных конференциях, где участвуют не все государства-члены, те государства-члены, которые являются их участниками, защищают позиции Союза.

 

2. В соответствии с параграфом 3 статьи 24 государства-члены, представленные в международных организациях или на международных конференциях, где участвуют не все государства-члены, обеспечивают последних, а также Верховного представителя информацией по любому вопросу, имеющему общий интерес.

 

Государства-члены, которые также являются членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, будут согласовывать свои действия и в полной мере информировать остальные государства-члены, а также Верховного представителя. Государства-члены, которые являются членами Совета Безопасности, при осуществлении своих функций будут защищать позиции и интересы Союза, без ущерба ответственности, возлагаемой на них согласно положениям Устава Организации Объединенных Наций.

 

Если Союз определил позицию по вопросу, входящему в повестку дня Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, то заседающие в нем государства-члены ходатайствуют о приглашении Верховного представителя с целью изложить позицию Союза.

 

Статья 35

 

Дипломатические и консульские миссии государств-членов и делегации Союза в третьих странах и на международных конференциях, а также их представительства при международных организациях сотрудничают с целью обеспечить соблюдение и выполнение принимаемых согласно настоящей главе решений, которые определяют позиции и действия Союза.

 

Они активизируют свое сотрудничество путем обмена информацией и проведения совместных оценок.

 

Они способствуют реализации права граждан Союза на защиту на территории третьих стран, предусмотренного в пункте “с” параграфа 2 статьи 20 Договора о функционировании Европейского Союза, а также мер, принимаемых на основании статьи 23 упомянутого Договора.

 

Статья 36

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.