Сделай Сам Свою Работу на 5

Две причины крепостного права.





Во второй половине XVI в. произошли два события, заставившие правительство принять решительные меры для остановки крестьянского переселения. Одним из них было завоевание Казани и Астрахани, открывшее для русской колонизации большую часть черноземной полосы, до тех пор находившейся под властью кочевников. Крестьяне сразу же ухватились за эту возможность и стали массами покидать лесную полосу и перебираться на целинные земли, лежащие на востоке, юго-востоке и на юге.
К тому времени, когда Иван Грозный ввел опричнину (1564 г.), население центральных районов Московии уже порядком оскудело. Хотя опричнина была направлена против бояр, большинство жертв ее злодеяний (как и большинство жертв любого другого террора) составляли простые люди, в данном случае крестьяне, жившие в поместьях, которые были конфискованы у бояр и переданы опричникам. Спасаясь от их лап, крестьяне еще большим числом бежали на вновь завоеванные земли. Этот поток продолжался тридцать лет и привел к тому, что обширные области центральной и северо-западной России - традиционно наиболее густонаселенные - наполовину опустели. Земельные переписи между 1581 и 1592 гг. указывают, что многие деревни опустели и стали зарастать лесом, пахота превратилась в выгоны, а церкви, когда-то звеневшие песнопениями, стояли пустыми и притихшими. Оскудение населения в таких масштабах поставило государство и его служилое сословие перед серьезным кризисом. Пустые деревни не платили податей в казну и не поставляли рабочей силы, надобной для того, чтобы освободить служилый класс для войны. Особенно страдали рядовые дворяне, излюбленный класс монархии. В соперничестве за рабочие руки, ожесточавшемся по мере бегства крестьян из центральных областей, дворяне обыкновенно уступали монастырям и боярам, которые привлекали крестьян лучшими условиями. Монархия не могла сидеть сложа руки и смотреть, как подрываются основы ее богатства и власти, поэтому она принялась издавать указы для остановки оттока крестьян.



Никон. Церковный раскол

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.



В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых,Михаил

. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе. Первоначально внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром. Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.



Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и проч. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Соборе 1654 г.

Но, переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Однако свое влияние на Алексея он слишком переоценил. Никон был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. И бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.

Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

29)Степан Разин родился в семье зажиточного казака Тимофея Рази. Произошло это около 1630 г. Первые упоминания о нем относятся к 1661 г., когда Разин, владевший калмыцким и татарским языками, вел от лица Войска Донского переговоры с калмыками. Позже, в 1662 – 1663 гг., он являлся одним из командиров казачьих войск в походах, направленных против Османской империи и Крымского ханства.

В 1665 г., за попытку самовольно покинуть театр военных действий вместе с отрядом казаков, воеводой Юрием Алексеевичем Долгоруковым был казнен старший брат Степана, Иван. Это событие оказало сильнейшее влияние на все поступки, в дальнейшем совершенные Степаном Тимофеевичем, включая и оставившее заметный след в истории восстание Степана Разина.

Степан решает не просто отомстить царской администрации и лично Долгорукову. Но организовать благополучную и вольную жизнь для находившихся под его командованием людей. В 1667 г. отряд Степана Разина разграбил на Волге торговый караван. При этом ссыльные были освобождены, а все стрелецкие начальники убиты. Разин полностью блокировал торговый путь на Волгу. Этот поход, названный походом «за зипунами» носил характер неповиновения власти. Для усмирения вольницы был выслан отряд ратных. Но, казакам удалось избежать встречи с ними и, перебравшись через Яик, без кровопролития, овладеть городком на берегу реки.

В 1667 – 1669 гг. Разин совершил Персидский поход, оказавшийся чрезвычайно успешным. Крупная добыча и удачливость заметно повысили его авторитет на Дону. Во многом именно богатая добыча, взятая казаками, породила легенды о кладе Степана Разина. Вскоре Степан Тимофеевич стал наиболее влиятельным человеком в Войске Донском. Однако формально старшинство сохранил крестный отец Разина Корнила Яковлев.

Люди охотно присоединялись к войску удачливого атамана. Новый поход был предпринят в 1670 г. Постепенно в руках восставших оказалась вся территория Нижнего Поволжья. Были взяты: Саратов, Астрахань, Самара, Царицын. Казачье восстание, переросшее в восстание крестьян, охватило большую часть страны.

Но Симбирск восставшим взять не удалось. Войска правительства смогли одержать победу над разинцами и биография Степана Разина сделала крутой поворот. Сам Степан был ранен и перевезен в Кагальницкий городок. Его авторитет к 1671 г. уменьшился, обострились противоречия между сторонниками Степана Тимофеевича и низовых казаков. Ими 16 апреля и был сожжен Кагальницкий городок, где находился Разин. Атамана пленили. Казнь Степана Разина произошла 16 июня 1671 г. После пыток он был четвертован.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.