Сделай Сам Свою Работу на 5

Образование Древнерусского Государства





Ответы на зачет по истории

Расселение славян

Социально экономическое и политическое развитие восточных славян

В VII—VIII вв. у славян развивается земледелие, совершен-ствуются орудия труда (соха, рало), на юге подсечное земледелие заменяется пашенным. В земледелии начинают ис-пользовать лошадь. Выросшая производительность труда благоприятствовала переходу славян от родовой к соседской общине, в рамках которой не весь род, а каждая се-мья в отдельности вела свое самостоятельное хозяйство.
Наряду с земледелием функционирует ремесло, специа-лизирующееся на изготовлении различных видов продукции. С развитием ремесла связан рост внутренней и внешней торговли. Торговые пути шли по рекам, на берегах которых основываются города. Крупные города Киев, Ла-дога (которую очень быстро перерос Новгород) стояли на важнейшем торговом пути «из варяг в греки». Этот путь шел с Балтийского моря по Неве и другим рекам до Днепра, по Днепру в Черное море и далее в Константинополь.

Города строились как торговые и военные поселения, одновременно формируясь в качестве племенных центров. В городах появляется постоянно проживающее здесь торговое и ремесленное население.
Возросшая социальная дифференциация позволила выделиться племенной знати, которая, в свою очередь, опиралась на вооруженные отряды — дружину. Знать с дружиной теперь не только ходила в походы, но и начинала наводить свой порядок в племени. Она захватывала земли, облагала население данью, сконцентрировав в своих руках управление племенем. Военная добыча и дань являлись источником обогащения и, следовательно, усиления власти князя и знати.



 

Образование Древнерусского Государства

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег(879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.



В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика

4) Социально-экономическое развитие при первых Рюриковичах
При кн.Ярославе Мудром впервые появился свод законов Древнерусского государства–«Русская Правда».Эти законы были дополнены преемниками Ярослава.Из«Русской Правды»узнаем о социальной организации Киевского государства.Для характеристики социального строя восточных славян историки обычно обращаются к таким источникам,как«Русская Правда», «Повесть временных лет»,а также к свидетельствам византийских,арабских и европейских источников
«Русская Правда»называет основным населением страны свободных общинников–людинов,или людей(отсюда сбор дани с крестьян-общинников–полюдье).Все свободные крестьяне объединялись в общины (вервь)
2я большая группа населения–смерды.Это,возможно,несвободные или полусвободные княжеские данники.Смерд не имел права оставлять свое имущество прямым наследникам,оно передавалось князю.С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников
Известно, что Олег и Игорь успешно воевали с Византией, заключили с ней договоры в 911 и 944 гг. Целью их походов был не только захват военной добычи, но и установление выгодных торговых отношений.
Третья группа населения–рабы.Они известны под разными названиями:челядь,холопы.Челядь–это раннее название,холопы–более позднее.По«Русской Правде»рабы были полностью бесправными.Раб не мог быть свидетелем на суде.За его убийство хозяин не нес ответственности.Наказанию за побег подвергался не только раб,но и все,кто ему помогал
Рабство было двух видов–полное и неполное.Источники полного рабства–плен,продажа себя в рабство,женитьба на рабыне или выход замуж за раба.Существовала категория неполных рабов–закупов(появились вXII в).Это разорившиеся общинники,пошедшие в долговую кабалу за определенную ссуду(купу).Закуп работал слугой в доме или в поле,был лишен личной свободы,но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться,вернув долг.Другой группой зависимого населения Руси были рядовичи,потерявшие свободу при заключении договора(ряда).Небольшую часть населения составляли изгои–люди,лишившиеся своего социального статуса:холопы,отпущенные на волю,общинники,изгнанные из верви и т.п.Они пополняли ряды ремесленников или княжеской дружины
Довольно многочисленной категорией населения на Руси были ремесленники.Города явились центрами развития ремесла.К XII в.в них насчитывалось свыше 60ремесленных специальностей.С ростом городов,развитием ремесла связана деятельность купцов.Договор с Византией944 г.позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии
Известны 3 направления феодализации древнерусского общества.Во-первых,происходило усиление влияния князя и обложение свободных общинников данью,постепенно перераставшей в феодальную ренту.Так складывалась государственная собственность,получившая впоследствии наименование«черной».Во-вторых,шло расслоение соседской общины,из которой выделялись крестьяне-землевладельцы,превращавшиеся затем в феодалов,и безземельные люди,труд которых присваивался землевладельцами.В-третьих,собственники земли–феодалы сажали на землю рабов,становившихся зависимыми крестьянами
До серединыXI–XIIв.господствующей формой феодальной собственности была государственная,а основным видом эксплуатации–взимание дани.Постепенно распространяется и другая форма организации хозяйственной жизни–феодальная вотчина,т.е.имение,передаваемое от отца к сыну по наследству.Владельцем вотчины был боярин или князь.В Киевской Руси сохранялось еще значительное число свободных крестьян-общинников,которые платили дань князю
Политическое развитие
Задачам укрепления феодального государства была подчинена и внешняя политика киевских князей.Олег,Игорь,Святослав,Владимир и другие последовательно проводили политику присоединения соседних земель,и к началу XIв.все восточнославянские земли входили в состав единого государства
Оборона и расширение границ государства представляли собой еще одну задачу внешнеполитической деятельности



 

5) Крещение руси.

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Белеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключе- ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.