Сделай Сам Свою Работу на 5

Византийское право: общая характеристика, источники.





 

Именно в Византии проявилось сильное влияние римской юр. традиции. Разработка системы визант. права осущ-лась на основе фундамент. кодификации, осущ-ленной в VI в. императором Юстинианом. Эта кодиф-ция оказала влияние на послед. развитие европейских правовых систем.

Первая часть кодификации - Дигесты, или Пандекты составлены из сочинений римских юристов, здесь излагается и комментируется действующее право.

Вторая часть - Институции, это учебник для студентов византийских юридических заведений, составлены на основе Институций Гая.

Третья и последняя часть свода - это собрание императорских постановлений, собственно «Кодекс Юстиниана». Еще в 438 г. вышел первый официальный свод - кодекс Феодосия.

В 726 г. был издан краткий свод законов Эклога,

в 872 г. - Прохирон, позднее вышли многотомные Васшики.

На формирование визант. правовой системы значит. влияние оказали и правовые обычаи, особенно распростр-е в восточных провинциях. Обычное право с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц и т.д. Под влиянием восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного (либеллярного) процесса.



В Византии сущ-вала развитая система права. Она была представлена обширным законод-вом в виде император-х указов, жалован-х грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов суд. практики. В период с IV по VIII вв. осн. источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия был одной из первых попыток систем-ции римского права. Он включал только действовавшие тогда нор­мы права в виде императорского законод-ва. Все­объемлющая системат-ция развернулась уже после падения Западной Римской империи в 528—534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщ-ть и беспорядоч-ть прежнего законод-ва, а также регламентировать законом ряд вопросов, кот. не освящались старыми нормами права. Для реализации этих планов необходимо было, прежде всего, унифиц-ть многообразные источники права.



Развитие визант. права во многом опр-лось преемств-стью с римскими правовыми тра­дициями, получившими здесь самобытное прелом­ление. Трансформация римского права была обуслов­лена «огосударствленным» хар-ром права Визан­тии, феодализацией визант. об-ва, а также влиянием христиан. морали. Руков-во кодификац-ми работами осущ-лял известный тогда юрист Трибониан. Они за­вершились созданием ряда круп. сборников рим­ского права. Позднее они стали рассм-ся в качестве единого Свода законов Юстиниана. Первая его редакция была издана 7 апреля 529 г. Сборник состоял из 12 книг, кот. распадались на титулы, а те делились на фрагменты.

Важней­шую часть кодификации Юстиниана составляли Дигесты, в кот. цитировались Ульпиан, Павел, Юли­ан, Модестин. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведе­ны на греческом. Первоначальный текст документа не сохранился. Самая ранняя, дошедшая до нас ко­пия относится к концу VI в. Осн. содержанием Дигест были фрагменты, посвящ-е частному пра­ву. Кроме того, здесь содержались рассуждения от­носительно общих вопросов правосудия, деления пра­ва на частное и публичное, понимания закона. Час­тичное освещение получило в этом источнике и меж­дународное право.

Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранение многих формальнос­тей последнего (деление вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, император запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов. В VI в. по инициативе императора Юстиниана был составлен Свод гражданского права- -Corpus juris civilis, и вплоть до VIII в. он оставался ведущим источником права в Восточной римской империи. Но массивный, состоявший из четырех частей - - Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, - Свод был очень труден для применения в судейской практике.



Поэтому в 726 г. по указанию импер-ра-иконоборца Льва Исаврийского происх-т переработка Свода Юстиниана. Созданная законод-лями Эклога представляла собой сокращ-й, исправл-й переработ-й с учетом времени Corpus juris civilis, кот. с радостью восприняли судьи Византии.

Эклога состояла из 18-ти титулов, подразд-шихся на статьи, в кот. содержались нормы гражд-го, брачно-семейного, угол-го, процесс-ного, канонич-го права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славян. странах, поскольку в ней юр-ки четко было изложено дейст-шее тогда право. Однако из-за краткости Эклоги мн. нормы права не получили в ней своего отражения.

Вследствие этого в конце 20-х гг. VIII в. параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон, кот. славяне называли «Славянским», т.к. он пред-лял собой запись норм славян-го обычного права с дополн-ем их нормами визант-го закон-ва. Славян. закон регулировал преимущ-но сельхоз. сферу правоотн-ний, например, ответ-ть преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.

Морской закон опр-лял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламент-л ответ-ть за преступления при прохождении воинской службы. Моисеев закон считался своеобразным нравств-м кодексом в Восточной римской империи.

Вообще влияние канонич-го (церк-го) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI вв. в Византии интенсивно составлялись номоканоны- - сборники светского и канонического права. Но по сущ-ву номоканоны были ист-ками церковного права, т.к. в них преимущ-но входили постановления патриархов Константинопольских и каноны вселенских соборов. По мнению визант-х канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юр. силой, поскольку содержали предписания обеих властей - светской и церковной.

Когда в IX в. к власти в Византии пришла династия василевсов-иконопочитателей, то по инициативе императора Василия I была осуждена Эклога как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновр-но с осуждением нормат. акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели сост-т свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана.

В 879 г. был издан Прохирон - краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменит-й деят-ти в гос-ве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразд-шихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодат. новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущ-но из области угол. законод-ва.

По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систем-ции дейст-шего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 гг. от имени Василия I и его сыновей-соправителей - Льва и Александра - была издана Эпанагога («переработанное повторение»). По сути это был улучшенный вариант Прохирона, вкл-ший в себя оригинал. новеллы в области публич. права о взаимоотн-ниях православной церкви и гос-ва. Точность формулировок и безупречная логика построения Эпанагоги снискали ей авторитет в правовых кругах Византии.

В 888- -889 гг. Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией визант. права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизир-х и доступных пониманию даже не юристов. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.

Частные нормативные источники права Византии – это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отд. лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X в. и содержавшую преимущ-но нормы о ремесленно-торговом укладе визант. городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV в., является частным сборником норм гражд. и угол. права, кот. действовал как признанный источник права на тер-рии Бессарабии вплоть до начала XX в.

Под влиянием римского права развивалось обязатель­ств-е право Византии. Все обяз-ва, как и в рим­ском праве, делились в завис-ти от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Осн. видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письм. форме.

В семейно-брачных отношениях господствовали нор­мы православного христианского права. Осн-ием для заключения законного брака было достижение юно­шами 14-летнего возраста, а девушками — 12-летнего. Кроме того, необх-ыми условиями являлись: со­гласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и др.брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз.

Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Уголовное право Византии носило сословный хар-. Важн-и факторами, опр-ими тенден­ции его развития, стали правовая доктрина христиан­ства, библейские тексты, новое представление о государ­стве и статусе императора. Преступление рассм-ось как проявление греховной природы человека.

Лица моложе 7 лет и умалишенные освобождались от ответ-и. Не влекли за собой угол. на­казания и неумышл- преступления, а также со­верш- в состоянии аффекта. Рецидив, наоборот, усиливал наказание. Осн.видами преступлений являлись: гос-ые (смерт. казнь), религиозные (смерт. казнь, членовред-во или телес.наказания), имущ-ые (штрафы и телес. наказания, реже – смерт. казнь), против семьи и нравств-ти (смер­т. казнь или телес.наказания), против личности (спектр наказаний - от штрафов до смерт­. казни). По мере развития феод. отноше­ний усил-ся репресс-й хар-р угол. права. Сокращ-ся доля штрафов и возрастает зна­чение смерт. казни. В качестве доп. наказаний примен-ся острижение и изгнание. Тю­ремное закл-ние в кач-ве самост-го на­казания не упом-ся в визант. ист-ках.

Т. образом, визант-е право развивалось параллельно с государств-тью и достигло высокого уровня развития, продемонстрировав преемств-ть с традициями античного права.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.