Сделай Сам Свою Работу на 5

Общественный и государственный строй Др. Китая.





Китайское гос-во возникло во 2-м тыс. до н.э. Возникновение гос-ва в Др. Китае связывают с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Шань или Инь завершил покорение др. племенного союза. Глава победителей сделался «царем». В Иньском гос-ве земледелие стало осн. отраслью деят-ти. Сущ-т ремесла, торговля и денежное обращение. Создание первонач-го примитивного гос-го образования в Шан (Инь) было связано с необх-стью орг-ции произв-ва, орошения земель, предотвр-я пагубных последствий разлива рек, защиты тер-рий. Это выразилось, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - Вана, обладавшего значит. властью, и в образовании администр-го аппарата, состоящего из многочисл. управителей, военачальников, жрецов и пр., противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утв-ся верховная собств-ть царя - Вана на землю, этому способст-ли представления о Ване как о земном божестве. Соц. и полит. развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследств-е владения своим родств-кам и приближенным, которые вместе с землей получали и соотв-щие титулы.



История Др. Китая делится на 4 периода, обозначаемых в по имени царст-щих династий:

-царство Шан (инь)-18в-12 до н.э.

-царство Чжоу: западное 9-8 в до н.э. восточное 8-5 в до н.э. Чжаньго 5-3 в до н.э.

-царство Цинь 221-207 г до н.э.

-царство Хань 206 г. до н.э.

В период Чжоу выдел-ся особые периоды:

- Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) и

- Чжаньго - "борющихся царств" (V-III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между 3 социальными слоями:



а) привилегир-й правящей родовой аристократией («благородные»), состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых) объединений.

б) свободными крестьянами-общинниками («простонародье»).

в) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати («Подлые»).

С развитием гос. аппарата появл-ся ещё одно сословие – яиновники различных рангов.
Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.

Этому соотв-вала система "общественных полей", при которой 1/9 часть общинной земли обрабат-лась сообща общинниками, а урожай с "общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на гос. и обществ. нужды. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной т. з.. В нее входили работники, лишенные полностью или в значит. мере собств-ти на землю и на др. ср-ва производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.

Царь являлся - высш. гос. власти, командующий войском, высш. суд. инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происх-ние от бога. Высш. долж-ти в гос. аппарате занимали родств-ки царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. – профес-ные чинов-ки.

Гос. строй. Высшую ступень соц. иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. След. ступень занимала рабовладельч. аристократия покоренных племен. Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на 2 категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассм-лась как гос. собственность и была в распоряжении царя. В частной собств-ти находились рабы, дома, орудия труда.



В период Чжоу китайское гос-во претерпело ряд существ. трансформаций и распалось на отдельные самостоят. гос-ва, кот.вели между собой постоянную борьбу. В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, кот. превращается в сильное централиз-е гос-во.

Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна - сановника Цинского государства. В целях централизации государства администр. деление было построено по территор. признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соотв-вии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по 2 управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и гос. заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Но и это гос-во оказалось недолговечным.

Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань. Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Наибольш. известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в рез-те гос. переворота, в 9 г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором. Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, кот.была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество гос. рабов. Было введено гос.регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках гос-ва все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен аппарат гос. чиновников.

В эпоху Инь стали складываться деспотические черты правления. В период Чжоу личность Вана окончательно сакрализуется (он носил титул « сын Неба»). В руках вана находится весь гос аппарат, основанный на дворцовой системе управления. Центр управления- дворец вана. Уже во времена Инь появились должность близжайшего помощника вана по управлению ( цзай). Особое место при дворе занимали стольники ( шаньфу), котороые обслуживали личные нужды вана и выполняли доверительную работу. В гос-ве Чжоу существовали 3 высшие должности: великий учитель( тайши), великий наставник ( тайфу), великий покровитель ( тайбао).

В циньско-ханьском Китае складывались централиз-е деспотические империи. Гос. формы экспл-ции податного крестьянства требовали устан-ния четкого административно-территориального деления. Циньско - ханьской Китай делился на области или округа, те- на уезды, уезды- на волости, волости- на общины- низшие адм-территориальные единицы. На всех уровнях действовала система взаимной слежки и ответст-ти. Большую роли в развитии гос-ти сыграли философско-этические школы - конфуцианство и легизм. Концепция конфуция (551-479 до н.э.)- патриархально-патерналисткая: государство - это большая семья, где власть императора уподобляется власти отца, а отношения-семейным, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям и беспрекословно им повиноваться. Крупнейший предстватель легизма Шан Ян (390-338 до н.э.)

Абсолютизировал власть правителя и создание мощного гос-ва. В Циньском китае несмотря на монополизацию власти, сохранились и функционировали органы общинного управления, от составляли совет старейшин (фулао) во главе с председателем (личжэном).

 

    1. Законы Хаммурапи: общая характеристика, регулирование имущественных и договорных отношений.

 

Источники права: обычное право, религиозно – этические произведения, древнейшие шумерские законы, Законы Хаммурапи.

Законы Хам-пи – первый известный совр. науке подробный сборник писанных законов. Он появился в 18 в. До н.э. Структура законов: введение, основная часть (282 статьи), заключение.Законы исходили: люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. Правовой строй общества - сословный.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными). 3600 строк текста высечены на каменном столбе высотой 213 см вместе с изображением Хаммурапи и бога Солнца и справедливости для богов и людей Шамаша, в руке кот символы власти — жезли кольцо. Хаммурапи почтительно их касается.

Законы регулировали порядок судебного разбирательства, охрану собственности, пользование землей и отводными каналами, торговые и финансовые сделки и услуги, брачные договоры и лично-имущественные права членов семьи, защиту от посягательств на личность и имущество, ответственность за недобросовестную или некачественную работу, тарифы за работу по найму.

В Др. Вавилоне преобладала общинная собств-ть на землю. Собств-к земли -царь. Землю царь давал в польз-ние своим воинам. Хаммурапи предусм-л меры по обеспеч-ю выкупа из плена своих воинов, сохран-ти их им-ва (им-во «илку»), в т. ч. земли, в сл-ях нахождения их в плену или походах.

Брак закл-ся на основе письм. договора между будущим мужем и отцом невесты и был действит-ным только при наличии этого договора. Согласия невесты не требовалось. При заключении договора жених платил «тархатум» - выкуп семье невесты за потерю рабочей силы. Нарушение договора женихом каралось потерей тархатума: тестем – уплатой двойного тархатума. Моногамность брака распространялась лишь на женщину. Отношения между родителями и детьми носили патриархальный характер. Преимущественным способом наследования было наследование по закону.

Наследниками были: дети, усыновленные дети, внуки. Дети от рабыни-наложницы.

Из содержания кодификации можно выделить виды преступлений: против личности, собственности, против семейных устоев и должностные.

Цель наказ - возмездие. Виды наказ: смерт. казнь, членовредит. наказания, штрафы, изгнание.

Законодательство было жестоким. Большой круг преступлений (около 30) карался смертной казнью, которая применялась по принципу талиона не только в случае умысла преступника, но и по его неосторожности. Согласно ст.229 строитель, построивший дом, который обвалился, убив хозяина дома, подлежал смерти. Если при этом погибал сын хозяина, то убивали сына строителя (ст.230). Лекарю, неосторожно выколовшему глаз больному во время операции, отрубали кисть руки (ст.218). Преступления, подрывающие устои семьи, наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) ли членовредительством – например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Во времена правления Хаммурапи частная собств-ть достигла высокого уровня развития. Осн. объект права собственности - земля. Закон выделяет гос. и храмовую земельную собственность. Главный собственник земли - царь, ( предоставлял её земледельцам-общинникам, тамкарам, жрецам и воинам). За пользование землей община платила царю налог- ренту, и это важнейший источник дохода. Общинная земля находилась или в коллективном владении, или во владении отдельных семей. Свободный крестьянин-общинник обладал широким спектром прав на свой земел.участок. Эти права были близки к правам собственника. Землю можно было продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству. Не требовалось ни согласия общины, ни согласия царя.

В отношении имущества воинов - существовал особый правовой режим.

За свою воинскую службу царю воин наделялся землей (размером до 12 га), где мог вести сельскохоз. деятельность на опр-х условиях - илку. Им-во илку включало в себя инвентарь, дом, рабов. Главным условием было несение воинской службы: воины, обеспеченные земельным наделом, были обязано по первому зову царя выступить в поход. При отказе - смертная казнь, а земельный надел переходил к другому. Эта земля не переходила по наследству в традиционном понимании. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае плена и даже долгого отсутствия права воина на надел сохранялись. Воинский надел полностью исключался из торгового оборота.

Значит. развитие получило обязательств-е право. Обяз-ва могли возникать из дог-ра или из причинения вреда. Были достаточно полно разработаны нормы, касающиеся договорных отношений.

Все сделки делились на 2 группы: с отчуждением вещи и без такового. К первому виду относились сделки купли-продажи, мены, дарения, раздела наследства, усыновления. При совершении этих сделок требовалось заключение письм. договора (на глиняных табличках) с регистрацией специальным чиновником.

Законод-ву Хаммурапи известны дог-ры: аренды, имущ-го найма, личного найма, купли-продажи, займа, хранения, товарищества, мены, поручения. Особ-тью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа является страмление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Для этого законы регламентировали:ограничение макс срока отработки долга 3 годами; ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного отношения с ним.

Особенности договора купли-продажи:

- продажа цен. предм-в (земли, построек, рабов, скота) осущ-лась в письм. форме при свид-лях;

- продавцом мог быть только собственник вещи;

- продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Дог-ры закл-сь на строго обусловленный срок: от 1 года до 4 лет по разным видам сделок. Неисполнение условий влекло для стороны либо потерю данного по договору, либо кратное возмещение. По разного рода долговым сделкам практиковалось заложничество – заимодавец держал у себя в доме члена семьи или раба должника до тех пор, пока долг не будет возращен полностью.

В условиях развития института частной собственности на движимое и недвижимое имущество наибольшее развитие получил договор купли-продажи.

Этот вид сделки осущ-лся при обязат. заключении дог-ра в письм. виде в присутствии свидетелей. В договоре указывалась цена вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность за то, что именно он приобрел данную вещь. При этом продавец должен был дать гарантию, что именно он является полноправным хозяином вещи.

Ко второму виду сделок относились: личный и имущественный найм, займ, договоры хранения (поклажи), товарищества, поручения.

В законнике содержится ряд статей, регулирующих аренду земли. Плата за аренду поля 1/3 от урожая, за аренду сада 2/3 урожая. Арендатор должен был обрабатывать землю добросовестно, и платить установленную арендную плату, даже если не было урожая.

Кроме аренды поля и сада законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. При этом устанавливалась не только плата за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.