Сделай Сам Свою Работу на 5

Греко-римская античная цивилизация.





Формы социального управления и нормативное регулирование поведения людей в первобытном обществе.

В период присваивающего хозяйства, люди использовали простейшие каменные орудия и существовали главным образом за счет присвоения готовых продуктов природы. Они вели бродячий образ жизни, объединялись в небольшие локальные и изолированные группы под руководством вожаков. Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни праобщины, в ней все больше проявлялись не только спонтанные, но и регулируемые процессы, предопределяемые заранее установленными правилами, запретами, стандартами и иными поведенческими стереотипами. Уже в ранних человеческих коллективах реально складывалась власть вожака над остальными членами группы. Они воспринимали его волю как норму, которой необходимо подчиняться.

Дальнейшее усложнение социальных связей, вызванное существенными изменениями в брачно-половых отношениях (введение экзогамии, т.е. запрещение брачных связей внутри кровнородственных объединений, установление брачных классов), а затем и переход к производящей экономике, привели на смену праобщине возникновение родовых общин. В основе лежали родственные отношения. В зависимости от конкретных условий родообщинные отношения строились на принципах матрилинейности или патрилинейности. В родовой общине складывалась строго фиксированная система труда, распределения пищи и брачно-семейных отношений. Власть вождя выступала как догосударственная, потестарная. Сам вождь, как и другие члены родовой общины, должен был руководствоваться коллективными традициями. В противном случае он мог быть смещен и заменен другим. Родовые нормы, предусматривали взаимную поддержку членов родовой общины, регулировали хозяйственную деятельность и брачные отношения, устанавливали различные табу (запреты) и жесткие рамки поведения для членов общины. Строгой регламентации подвергался порядок распределения добытого общиной продукта, а также и сам ритуал его потребления, деление в связи с этим всех членов группы на ранги. В случае нежелания подчиняться правилам жизни родовой группы, совершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертной казни по воле родового коллектива.





Генезис надобщинных структур и образование протогосударств, Взгляды на политогинез в 20в. Общая характеристика ранних государств.

Протогосударство – это группа общинных поселений административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения.

Земледельческие общины постепенно разрастались от них отделялись новые родовые группы. В общине складываются единые религиозные установки, приобретаются новые производственные навыки, происходит разделение труда на земледелие, скотоводство, ремесло. В условиях производящего хозяйства создавались излишки, т.е. прибавочный продукт, со временем прибавочный продукт становился товаром. Товарное производство привило к накоплению богатства. Таким образом, возникла основа имущественного неравенства. К функциям общинного лидера относились регулярное перераспределение земельных участков между менявшимися группами и небольшими семьями, контроль за справедливым пользованием общинными ресурсами, поддержание отношений с соседями и др. За свою работу глава общины получал от глав семейных групп подарки, постепенно ставшие нормой и регулированные обычаем. Со временем лидер общины превратился в «хозяина земли». Земельные наделы он раздает уже как бы от себя лично и за это имеет право на получение налога, которым распоряжается по своему усмотрению. Огромную роль в становлении ранних государств сыграли религиозные верования членов протогосударства. Каждое протогосударство имело свою внутреннюю структуру, возникла группа администратов, жрецов, воинов, слуг, рабов, ремесленников, которые уже не занимались сельскохозяйственным трудом. Военная служба стала профессиональным занятием. Администраторы – это общинная выборная верхушка и помощники царя. Из военнопленных формировались слуги и рабы, из их же числа появлялись ремесленники. Главным слоем общества в любом протогосударстве всегда считались жрецы.



Генезис надобщинных структур современные антропологи реконструируют на примере замкнутых обществ в Полинезии и в Африке. Механизм образования протогосударств состоит в следующем: в результате соперничества лидеров соседних общин самый сильный лидер одерживает победу и подчиняет себе остальных. Подчиненные общины либо племена превращаются в региональные подразделения протогосударства, а побежденные лидеры повинуются победителю.

Современная же наука исходит из того, что для возникновения протогосударств требуется ряд факторов.

Первый из них – оптимальная экологическая среда (долины рек, теплый климат, плодородные почвы, которые регулярно удобряются разливами рек). Например, разливы крупных рек Нила.

Второй необходимый фактор – определенный уровень производства, необходимый для возрастания избыточного продукта. В результате этого возможен был регулярный обмен с соседями.

Фактор третий – достижение обществом необходимого демократического оптимума, определенной плотности населения; достижение этого уровня дает мощный толчок к резкому усилению процессов политогенеза. В условиях плотно заселенного окружающего пространства создается силовое поле, импульс, который резко ускоряет социально-политическую интеграцию.

Специфические черты становления и развития государства и права древневосточной и греко-римской античной цивилизации.

Выделяются основные особенности государства и права Древнего Востока

1. Сословное неравенство неравный политико-правовой статус личности от рождения.

2. Наличие института рабовладения т.е. наличие в обществе объектов права, элементы патриархального рабства, коллективного рабовладения, рабы в домашнем хозяйстве.

3. Наибольшая экономическая ценность - земля, основные субъекты землевладения - храмы, общины.

4. Неразрывная связь права и морали с религией. Жрецы участвовали в выработке правовых норм, были первыми древневосточными юристами (древнеиндийские брахманы).

5. Особенности форм права, не было отраслей, деления права на частное и публичное. Правовые нормы казуистичны, детализированы, что обуславливалось низкой юридической техникой.

В Древнем Востоке различали три основных социально-классовых образования:

1. Различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы.

2. Свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом.

3. Господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии.

Греко-римская античная цивилизация.

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, например вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад.

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тысячелетии до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система была одной из самых значительных, никальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира. Географическая и политическая замкнутость полиса при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни греческого полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д.

Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия и т.п.

Распад патриархально-общинных связей, рост оппозиции со стороны аристократических семей, привел к уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев убийством самого царя. Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению полисной системы организации государства.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса.

На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.
Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками.

Право

Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.

На смену неписаным обычаям, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы. Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.

Римское право в том виде, в каком оно приобрело мировое значение (это прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота. Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а в конечном счете создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.