Сделай Сам Свою Работу на 5

Экологическая экспертиза: понятие, объекты, юридическое значение.





Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Обратим внимание на то, что в предыдущей редакции этой нормы Закона задачей экологической экспертизы являлось также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Кроме того, ранее задача экспертизы не сводилась к установлению соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям, содержащимся лишь в технических регламентах и законодательстве. То есть в процессе экспертизы устанавливалось соответствие намечаемой деятельности требованиям по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов, выработанных наукой, в том числе экологической, и практикой. Такие требования могут вытекать также из естественных законов развития природы. В экспертизе участвуют, как правило, специалисты - представители науки и практики, обладающие знаниями таких требований. Тем самым экологическая экспертиза позволяла дать более полную и объективную оценку воздействия намечаемой деятельности на природу.



Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.



И наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия.

Объекты экспертиз определены в ст.11-12 ФЗ «Об экологической экспертизе»:

^ Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;



5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности;

7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;

8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

^ Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);

4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
^ 43. Порядок проведения государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется как Федеральным законом "Об экологической экспертизе", так и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства РФ, и включает следующие стадии:

а) представление материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области экологической экспертизы (в соответствии с Положениями о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденными Постановлениями Правительства РФ, оба органа являются специально уполномоченные в области экологической экспертизы. В Положениях определяются объекты, по которым каждый из них проводит государственную экологическую экспертизу) или их территориальные органы на уровне субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со ст. ст. 11 и 12 Закона, в объеме, определенном в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;

- положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством РФ порядке;

- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления;

б) регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представленных материалов проводит экспертное подразделение специально уполномоченных федеральных органов в области экологической экспертизы (или их территориальных органов);

в) формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом соответствующего специально уполномоченного органа. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме;

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;

д) подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, соответствующее заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений. Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.

Юридическая сила экспертного заключения выражена в Законе словами: "Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.

Согласно Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (ст. 18).
^ 44. Порядок проведения общественной экологической экспертизы.

Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

Общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы, или одновременно с ней. Предложения общественности по объекту экспертизы важно иметь на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, наделяются специальными правами:

- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;

- знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

- участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

Закон устанавливает также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

В законодательстве предусматривается исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае, если:

- общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

- общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

- порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

- устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Федерального закона;

- требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные Федеральным законом, не выполнены. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Между государственной и общественной экологической экспертизой имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная - обязательной. Второе различие связано с юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, другим заинтересованным лицам. Заключение общественной экологической экспертизы учитывается комиссией государственной экологической экспертизы при подготовке своего заключения.

В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.

^ 45. Техническое регулирование качества продукции: технические регламенты, стандартизация, сертификация.

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе экологических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В содержании технического регулирования можно выделить два основных экологически значимых элемента:

- установление, применение и исполнение требований ко всем стадиям обращения с экологически значимой продукцией, а также выполнения работ и услуг;

- оценку их соответствия.

При этом выделяется два вида требований в зависимости от их юридической силы: обязательные и добровольные. Принципы, положенные в основу такого деления, будут рассмотрены ниже при изложении деталей технического регулирования.

Техническое регулирование с таким содержанием - новое направление развития российского законодательства. Его основы закреплены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании". В целом современный подход законодателя к регулированию технического регулирования можно считать прогрессивным, отвечающим общественным потребностям, в том числе применительно к достижению целей охраны окружающей среды.

Цели и задачи технического регулирования более широкие, нежели обеспечение охраны окружающей среды и защиты экологических интересов общества. Они связаны с необходимостью обеспечения безопасности продукции, работ и услуг. Под безопасностью продукции, работ и услуг понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Для достижения целей экологического права техническое регулирование важно в той степени, в какой создание и использование разнообразной продукции может оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Речь идет, к примеру, о такой продукции, как автомобили, другие транспортные средства, оборудование буровых установок, агрохимические средства (минеральные удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйствах) и т.п.

Экологические требования к продукции были предусмотрены Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды". В соответствии со ст. 32 в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, должны устанавливаться экологические требования для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека.

Аналогичная мера предусмотрена Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 29). Государственными стандартами устанавливаются требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля. В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

Современный подход к техническому регулированию обладает рядом особенностей. Так, особенностью действующего законодательства по техническому регулированию, в отличие от прежнего, является то, что в нем комплексно и в едином процессе решаются задачи установления требований к продукции (работам и услугам) и их соответствия. Ранее стандартизация и сертификация регулировались самостоятельными актами.

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" данная область общественных отношений регулируется лишь на федеральном уровне. И, что важно, обязательные к исполнению требования к технической регламентации устанавливаются преимущественно федеральным законом.

На современном этапе техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором, ратифицированным Российским государством в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Обратим внимание на то, что техническим регламентом устанавливаются только обязательные для исполнения требования.

В Законе прямо предусматривается исключительный перечень целей принятия технических регламентов. Ими являются:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Для достижения целей технического регулирования важное значение имеет вопрос о содержании технических регламентов. С учетом степени риска причинения вреда той или другой продукцией (работами) в технических регламентах должны устанавливаться минимально необходимые требования, обеспечивающие, в частности, безопасность излучений; биологическую безопасность; химическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования. При этом требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения названных выше целей принятия регламента.

Технический регламент должен совершенно конкретно определять сферу его действия. В нем должен содержаться исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться также правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия проводится в разнообразных формах: государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и др.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к объектам регламентации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими. Они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Такие требования могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к объектам регламентации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. К таковым могут относиться требования, установленные стандартами.

Закон устанавливает требования к характеру требований, которые могут содержаться в техническом регламенте. В частности, регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В то же время он не должен содержать требования к конструкции и исполнению. В этом гарантирована свобода предпринимателя в использовании технических решений. Исключение составляют случаи, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения объектом регламентации вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента, о которых говорилось выше.

С учетом степени риска причинения вреда в технических регламентах могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов). К примеру, такие требования могут быть установлены применительно к обращению с экологически опасными химическими веществами - агрохимикатами и др.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. Это положение Закона представляется необоснованным. Применительно к такой продукции мало информировать приобретателя. В техническом регламенте, очевидно, должны содержаться требования о мерах, которые должны учитываться при обращении с таким объектом регламентации. Более того, Закон мог бы даже содержать запрет на реализацию определенной продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан.

За некоторыми исключениями технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. В частности, технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей технической регламентации, установленных Законом.

Так как для применения требований, предусматриваемых техническим регламентом, необходимо создание соответствующих условий, технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

В отношении некоторых видов продукции (объектов) технической регламентации требуется проведение исследований (химические вещества и др.) и испытаний (двигатели, производственное оборудование и т.п.). Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством РФ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.