Сделай Сам Свою Работу на 5

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.





Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об ООС» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия относятся:

1) Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;

2) Сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

3) Загрязнение почв;

4) Размещение отходов производства и потребления;

5) Загрязнение ОС шумом, теплом, электромагнитными и другими видами физического воздействия;

6) Иные виды негативного воздействия.

Правовое регулирование платы за загрязнение ОС определяется Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632.

Определение ВС от 24.07.2002.

10.10.2002. Постановление КСРФ: платежи за загрязнение ОС не являются налогами – это фискальный сбор.

Постановление Правительства РФ № 632.

Правовое регулирование за загрязнение ОС основано на базовых нормативах:

1) За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, в пределах установленных нормативов;

2) За выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

3) Ненормативное сверхлимитное загрязнение.



В указанном нормативном акте определены коэффициенты:

1) Коэффициент, учитывающий экологические факторы ( состояние атмосферного воздуха, почв по территориям экономических регионов РФ) – Краснодарский край входит в Северо-Кавказский экологический район, а для него коэффициенты следующие: для атмосферного воздуха – 1.6; для почвы – 1.9 (Кр.кр. – 2.2)

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому элементу загрязняющего вещества (отходу), ввиду вредного воздействия, с учетом степени опасности их для ОС и здоровья населения.

Формулы:

1) Плата за негативное последствие на ОС в пределах установленных нормативов определяется путем умножения величины ставок на величину указанных видов загрязнений и суммированием отдельных произведения по виду загрязнения.

Необходимо учитывать все указанные коэффициенты (для всех формул).

^ Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные нормативы

n

П = ∑ Ci * Bi * Ka * Kи , где

П – плата за выбросы загрязняющих веществ



∑ - сумма n-го количества загрязнений

i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3…n)

Ci – ставка i-го загрязняющего вещества в пределах нормативов

Вi – величина видов загрязнения

Ка – коэффициент, учитывающий экологические факторы

Ки – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окр.среду.

2) Плата за негативное воздействие на ОС в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми видами негативного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнений.

^ Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов

n

П = ∑ Ci * (Лi – Дi) * Ка * Ки , где

П – плата за выбросы загрязняющих веществ

i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3…n)

Ci – ставка i-го загрязняющего вещества в пределах лимитов

Лi – лимитные выбросы i-го загрязняющего вещества

Дi – предельно допустимые выбросы i-го загрязняющего вещества

Ка – коэффициент, учитывающий экологические факторы

Ки – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окр.среду.

3) Плата за сверхлимитное загрязнение ОС определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми видами негативного воздействия умноженного на величину превышения фактической массы загрязняющих веществ над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

^ Плата за сверхлимитный выброс

n

П = 5 * ∑ Ci * (Мi – Лi) * Ка * Ки , где



П – плата за выбросы загрязняющих веществ

i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3…n)

Ci – ставка i-го загрязняющего вещества в пределах лимитов

Мфi – фактическая масса i-го загрязняющего вещества

Лi – пределы установленного лимита i-го загрязняющего вещества

Ка – коэффициент, учитывающий экологические факторы

Ки – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окр.среду.

5 – пятикратный повышающий коэффициент

В случае отсутствия у природопользователя оформленного разрешения на выброс, сброс, размещение отходов – вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Плата за предельно дополнительные виды вредного воздействия на ОС осуществляется за счет себестоимости продукции услуг, оплата за их превышение (как лимитные, так и сверхлимитные) – за счет прибыли остающейся у природопользователя.

В Постановлении №632 установлены критерии уменьшения уровня платы или освобождения от него.
^ 34. Экологические льготы и освобождения.

В целях экономического стимулирования эффективного природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве предусматриваются различные меры. Так, разновидностью таких мер являются платежи за негативные воздействия на окружающую среду, рассмотренные выше. Важную стимулирующую роль в изучаемой сфере призваны играть специальные меры, предусмотренные природоресурсным и налоговым законодательством.

В земельном законодательстве экономическое стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога. Так, согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от налогообложения освобождаются, в частности:

- организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

- религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

- физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Федеральный закон "О животном мире" устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира посредством установления налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставления юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира (ст. 54).

Действие некоторых мер экономического стимулирования обеспечивается специальным, прежде всего налоговым, законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (часть вторая) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

- услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами) (пп. 17);

- оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений (пп. 20).

К учреждениям культуры и искусства в целях данной главы НК РФ относятся, в частности, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указываются ст. 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая). В частности, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (п. 14). К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.
^ 35. Финансирование природоохранных мероприятий: виды источников, правовое регулирование.

Очевидна теснейшая связь планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды с решением проблем финансирования в данной сфере. Адекватное финансирование - важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы - финансово емкое направление деятельности. Так, стоимость очистных сооружений на предприятиях составляет иногда до 40% стоимости самого предприятия. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии. В то время как в СССР доля затрат на охрану окружающей среды в ВНП составляла всегда менее 1%, в 80-е годы эти затраты экономически развитых зарубежных государств были: в США -1,47%, в ФРГ -1,5%, Японии -1,25%.

В сравнении с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не содержит специальных положений о финансировании природоохранной деятельности. В Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" имелись два принципиально важных положения относительно финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. Первое касалось того, что Закон указывал источники финансирования таких программ и мероприятий:

- республиканский бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ и бюджеты органов местного самоуправления;

- средства предприятий, учреждений и организаций;

- федеральный, территориальные и местные экологические фонды;

- фонды экологического страхования;

- кредиты банков;

- добровольные взносы населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.

Таким образом, имелся достаточно широкий перечень источников, в том числе новых для российской природоохранительной практики. За некоторыми исключениями такие источники сохраняются и в настоящее время.

Второе важное в практическом отношении положение Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" касалось того, что финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в федеральном, республиканских и других бюджетах выделялось отдельной строкой и должно было обеспечиваться материально-техническими ресурсами. Это положение Закона было призвано служить гарантией того, что в государственном бюджете обязательно предусматривается финансирование охраны окружающей среды. В новом Федеральном законе "Об охране окружающей среды" эта мера не предусмотрена.

Как на практике осуществляется финансирование охраны окружающей среды? Какова структура природоохранного финансирования по источникам?

В период перехода к рыночным отношениям наблюдается тенденция снижения капитальных вложений в природоохранную сферу. В государственном бюджете финансовые средства на охрану окружающей среды выделяются по двум направлениям - финансируются целевые государственные программы в данной сфере и деятельность специально уполномоченных государственных (МПР России, Ростехнадзора, Росгидромета и др.). Абсолютная сумма бюджетного природоохранного финансирования является мизерной. В 1994 г. расходная часть государственного бюджета России на решение экологических задач составляла 0,6%, в 1996 г. эта доля равнялась уже 0,5%, в 1997 г. - 0,4%. В последующие годы государственное финансирование оставалось на этом уровне. По оценкам специалистов, на финансирование экологических программ, выполнение международных обязательств России, содержание заповедников и природоохранных органов, обновление изношенной и несовершенной материальной и технико-технологической базы средств нет. Продолжает действовать остаточный принцип финансирования природоохранительной деятельности. В результате правовой оценки решения государством вопросов бюджетного природоохранного финансирования в названных объемах обоснован вывод о том, что он не обеспечивает экономический механизм соблюдения права граждан на окружающую среду.

В условиях дефицита государственного бюджета и сложной экономической ситуации в России важным источником финансирования природоохранной деятельности являются внебюджетные государственные экологические фонды. Их формирование - новое для российского экологического права направление в регулировании финансирования природоохранных мероприятий. В условиях дефицита бюджетных средств на охрану окружающей среды экологические фонды, по оценкам бывшего Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, спасают природоохранную систему.

Такие фонды были предусмотрены Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяла федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Федеральный экологический фонд был создан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 г. "О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации". Постановлением определялось, что Федеральный экологический фонд являлся самостоятельным государственным учреждением, юридическим лицом. Этот фонд находился в ведении Госкомэкологии России. Последний организовывал работу Федерального экологического фонда Российской Федерации, участвовал в подготовке предложений по использованию его средств, контролировал их целевое использование.

В соответствии с Законом эти фонды формировались за счет:

- платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения. В общей сумме поступлений в эти фонды преобладают именно платежи за загрязнение природы;

- сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;

- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

- полученных в виде дивидендов процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

- инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.

Закон запрещал расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью. На практике это требование нарушалось. Проверки, проводимые, к примеру, Волжской природоохранной прокуратурой, выявили, что средства фондов использовались на строительство дорог, объектов культурного назначения, жилых домов и др.

Из-за злоупотреблений, связанных с нецелевым использованием средств федерального фонда, Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" федеральный экологический фонд был консолидирован в республиканском бюджете Российской Федерации. При этом сохранена целевая направленность консолидируемого фонда. Аналогичное решение проблемы отражено в федеральных законах о федеральном бюджете на 1995 - 2000 гг.

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г., устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства РФ, в статье 144, определяющей состав государственных внебюджетных фондов РФ, не предусмотрел экологический фонд.

По предложению Министерства природных ресурсов РФ, согласованному с Министерством финансов РФ, Министерством имущественных отношений РФ и Министерством юстиции РФ, Правительство РФ приняло Постановление от 11 октября 2001 г. "О ликвидации Федерального экологического фонда Российской Федерации".

Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" были упразднены с 1 января 2001 года Федеральный экологический фонд РФ, а также предусмотренные Законом РФ "О недрах" федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Водным кодексом РФ - федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Федеральным законом "Об охране озера Байкал" - фонд по охране озера Байкал.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов могут формироваться свои экологические фонды. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок образования и деятельности внебюджетных фондов субъекта РФ определяется законодательством субъектов РФ. Созданные в субъектах РФ экологические фонды и порядок их функционирования могут существенно отличаться друг от друга <81>.

Например, порядок формирования и использования областного внебюджетного экологического фонда установлен в Законе Сахалинской области от 25 мая 1998 г. "Об областном внебюджетном экологическом фонде". Областной внебюджетный экологический фонд представляет собой обособленную часть финансовых ресурсов, формируемых в соответствии с законодательством РФ и названным Законом для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики по охране окружающей природной среды на территории Сахалинской области. Средства фонда находятся на специальном внебюджетном счете, открываемом в Главном управлении ЦБР по Сахалинской области в порядке, определяемом администрацией Сахалинской области. Средства фонда, другое имущество, приобретенное за счет средств фонда, являются областной собственностью и находятся в оперативном распоряжении администрации Сахалинской области. Управление фондом осуществляют администрация Сахалинской области и Совет фонда.

В некоторых субъектах РФ созданы бюджетные экологические фонды. Так, Экологический фонд Рязанской области образован на основании Закона Рязанской области от 27 мая 1998 г. "Об экологическом фонде Рязанской области". Экологический фонд Рязанской области является целевым бюджетным фондом. Он находится в ведении администрации Рязанской области. Фонд является государственным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета, приобретает имущественные и неимущественные права, связанные с его деятельностью, может быть истцом и ответчиком в суде (ст. 1 Закона).

В некоторых субъектах РФ имеются экологические фонды на местном уровне. Например, Закон Свердловской области от 18 марта 1998 г. "Об экологических фондах в Свердловской области" предусмотрел, что на данной территории создаются областной и муниципальные экологические фонды. Областной экологический фонд и муниципальные экологические фонды образуют систему экологических фондов на территории Свердловской области и входят в систему экологических фондов Российской Федерации. Областной экологический фонд и муниципальные экологические фонды могут создаваться как внебюджетные либо как целевые бюджетные фонды. Для решения неотложных природоохранных задач средства областного и муниципальных экологических фондов могут быть объединены областным законом о бюджете областного экологического фонда на очередной год или на основании договоров между Свердловской областью и муниципальными образованиями Свердловской области либо между муниципальными образованиями той же области.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.