Сделай Сам Свою Работу на 5

Барьеры входа-выхода на отраслевые рынки





Методология исследования рыночных структур

Микроэкономика:

-Простота и строгость

-Теоретическая модель

-Задание предпосылок

-Учет внешних факторов

ЭОР:

-Детализация

-Реальное взаимодействие

-Институциональные факторы

-Учет внутренних факторов

Современная методология:

-Развитие теории олигополии;

-Применение более реалистичных предпосылок;

-Развитие методов анализа;

-Теория игр

Подходы к анализу структуры отраслевых рынков

Существуют два основных подхода к анализу организации отраслевых рынков: гарвардская школа и чикагская школа

Гарвардская школа. (парадигма «Структура-поведение-результативность») Была разработана профессорами Гарвардской школы Э.Мейсоном и Д.Бейном в 40-х и 50-х. Парадигма рассматривает отраслевой рынок как совокупность нескольких блоков, взаимодействующих между собой и оказывающих влияние друг на друга. Упрощенный вариант парадигмы выглядит так:

Базовые условия:издержки, спрос, технология à

Структура рынка: Рыночная концентрация, Дифференциация продуктов, Барьеры входа, Вертикальная интеграция, Диверсификация à

Поведение фирм на рынке:Цели фирм, Стратегии поведения фирм, Практика конкурентной борьбы à



Результативность функционирования рынка: Эффективность, Прибыльность, Технический прогресс, Уровень экономического развития.

Основная идея парадигмы СПР заключается в том, что результативность функционирования отрасли определяется поведением продавцов и покупателей, которое зависит от структуры рынка. Структура рынка, в свою очередь, зависит от базовых условий – фундаментальных факторов, воздействующих на отраслевой рынок как со стороны спроса, так и со стороны предложения, а так же внешние факторы-доступность сырья, технологические особенности и др.

Чикагская школа. Принадлежит преимущественно к теоретическому направлению в экономике отраслевых рынков и основана на применении методов микроэкономического анализа и теории игр для исследования поведения фирм и организации рынков. Одним из основателей этого направления является Дж. Стиглер.

Основным направлением исследований в чикагской школе является анализ проблем экономического выбора на основе теории цен, что предопределяет предмет исследования - закономерности принятия решений.



Одним из основных вопросов, рассматриваемых представителями данной школы, является исследование воздействия отраслевой политики на структуру рынка и поведение рыночных субъектов

Большое развитие в рамках чикагского получило исследование особенностей функционирования квазимонопольных рынков, под которыми понимаются рынки, характеризующиеся наличием монопольной власти при низком уровне концентрации продавцов (как правило, такие рынки возникают в результате доминирования одного из продавцов или вступления продавцов в сговор).

 

Типы отраслевых рыночных структур

 

  Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм в отрасли Велико, стремится к бесконечности Множество фирм Небольшое, есть крупные Одна фирма
Тип продукта Однородный Дифференцированный Смешанный Уникальный
Эластичность индивидуального спроса на продукцию Совершенная эластичность Высокая Меньшая Совершенная неэластиченость
Соотношение цены и предельных издержек P=MC P>MC
Рыночная власть Отсутствует Небольшая Высокая Максимальная
Самостоятельность политики Фирма действует относительно самостоятельно, т.к. предсказать полностью реакцию конкурента невозможно Всеобщая взаимозависимость Фирма действует самостоятельно, т.к. ей не с кем считаться
Барьеры входа-выхода Отсутствуют Невысокие Высокие Непреодолимые
Контроль над ценой Отсутствует, действуют цены спроса и предложения Некоторый, в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, брэндинг, PR и т.п. Типична, особенно при дифференциации продукта Преимущественно реклама, PR, политическая поддержка
Доступность информации Равный доступ ко всем источникам информации В целом - равный доступ Некоторые ограничения Существенные ограничения
Численность продавцов на рынке Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Несколько продавцов, объем продаж каждого из которых достаточно велико по отношению к размеру рынка Единственный продавец на рынке
Примеры Селькое хозяйство, мелкий сервис Розничная торговля, обувная, легкая промышленность, компьютерный, венчурный бизнес и др. Металлургия, машиностроение, бытовая электроника и др. Общественное потание, ЖКХ, связь, кабельное TV и др.

4. Факторы определяющие структуру отраслевых рынков:



- Уровень концентрации

- Вертикальная интеграция

- Барьеры проникновения

- Дифференциация продукции

- Случайные факторы

- Политика правительства

 

Барьеры входа-выхода на отраслевые рынки

Барьеры входа – факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовывать прибыльное производство в отрасли.

-Масштаб инвестиций

-Брендинг

-Сервис

-Существование «издержек переключения»

-Ограничение доступа к каналам распределения

-Ограничение доступа к ресурсам

-Права собственности (местоположение)

-Компетентность – найм лучших сотрудников

-Компетентность в области интеллектуальной собственности – патенты

-Обладание наименьшими затратами

-Конкурентная реакция

-Соблюдение конфиденциальности

Барьеры выхода – факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь выйти из отрасли

-Затраты, связанные с увольнением работников

-Списание капитальных затрат

-Реальные затраты, связанные с уходом из бизнеса

-Совмещенные затраты

-Требование клиентам комплексного обслуживания

-Неэкономические причины

Нестратегические барьеры-создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы или слабо поддающиеся ее воздействию.

1. Емкость отраслевого рынка. При этом рассматривается степень насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Емкость рынка – это совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен.

2. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Среди капитальных затрат следует выделить затраты на освоение выпуска данного товара потенциальными поставщиками, стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходы на НИОКР, подготовку и найм персонала, организацию сбытовой сети, длительность освоения производства.

4. Административные барьеры. Создаются органами государственной власти на всех уровнях. К ним относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, усложненный порядок регистрации, наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями, экологические нормы и т.п.

5. Состояние инфраструктуры рынка. Хорошее состояние инфраструктуры ведет к сокращению барьеров входа.

6. Криминализация экономики.

Стратегические (субъективные) барьеры зависят от поведения фирм, и фирмы могут самостоятельно их убирать. Они создаются сознательно деятельностью самих фирм, препятствующих проникновению новых фирм в отрасль, при этом при выборе стратегии фирмы во внимание принимается ответное действие рыночных участников. Стратегические барьеры могут формироваться лишь доминирующими (активными) фирмами, т.е. фирмами, обладающими рыночной властью. Барьеры входа подразделяются на два вида, связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями поведения фирм. Они бывают следующими:

1) лимитирующее ценообразование.

2) высокая степень дифференциации продукта. Старая фирма для предотвращения входа новых фирм может заполнить рынок значительным количеством товаров субститутов, так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок;

3) долгосрочные контракты с поставщиками и покупателями. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если подобные контракты существуют в отрасли;

4) вертикальная интеграция;

5) согласованная ценовая политика;

6) наличие резервных мощностей;

7) дополнительные инвестиции в оборудование (необходимость у входящей фирмы). Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями, то при первой же угрозе входа новой фирмы может увеличить выпуск до уровня, ограничивающего вход, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек;

8) необходимость значительных расходов на рекламу. Рекламные расходы увеличивают минимальный выпуск в отрасли, необходимый для организации эффективного производства, и понижают ее ожидаемую прибыль.

 

Административные барьеры - установленные государственными органами обязательные правила ведения хозяйственной деятельности, выполнение которых связано с затратами:

- Регистрация субъектов хозяйствования

- Регулирование доступа к кредитам

- Лицензия

- Сертификация

- Проверки

- Санкции за нарушения

- Льготы

 

 

Слияние и поглощение

Слияние - реорганизация юридических лиц, при которой их права и обязанности каждого из них в соответствии с передаточным актом переходят ко вновь возникшему юридическому лицу.

Горизонтальные слияния – объединение компаний, действующих на одном и том же рынке, т.е. одной и той же отрасли, производящих одно и то же или близкие изделия или осуществляющих одни и те же технологические стадии производства;

Вертикальные слияния – объединение компаний разичных отраслей, связанных единым технологическим процессом производства продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья (отстающая интеграция), либо на последующие – до конечного потребителя (опережающая интеграция).

Конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без

наличия горизонтальной или вертикальной интеграции.

Поглощение - объединение двух (или нескольких) юридических лиц, при котором одно лицо (поглощающее) сохраняется как юридическое, к нему переходят как активы, так и обязательства поглощаемых юридических лиц.

 

Динамика рынка

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.