Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 11. Новые черты в экономической, социальной и политической жизни России в 17в. Основные проблемы внешней политики.





Страна жила бедно, основу экономики составляло сельское хозяйство: пашенное, подсечно-огневое земледелия. Хозяйство развивалось экстенсивно - путем пашни новых земель. Тем не менее стали осваиваться черноземье, поволжье и сибирь.

Доходы в сфере финансо:

· Взымание таможенных пошлин. В то время государство начинает проводить протекционизскую политику, устанавливаются высокие пошлины на импортную продукцию .В 1653ем году выходит таможенный устав, облагающий налогом в 5% всю продукцию, затем вводится новый устав, возвращающий государству 10%.

· Кабацкие деньги. Резкое усиление налогооблажения. Государство пошло на такой шаг для интенсивного укрепления после смуты.

Нововведения

· Перерастание ремесла в мелкотоварное производство (ориентация на рынок)

· Появление первых мануфактур (производство, основанное на ручной техники, но уже с разделением труда).Мануфактур было всего 30,при этом они отличались тем, что они были государственные. Первой частной мануфактурой

· Начало складывания всероссийского рынка. Тесные хозяйственные связи внутри страны, основанный на разделении производства на районы: Поволжье -хлеб, поморье-производство технических культур, лен и канапля, Сибирь -меха, Ярославль и Кострома -холсты и кожа, Калуга -деревянная посуда, Казань -кожа, сало. Появились районы хозяйственной специализации.



Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя. Тогда многое зависело от дворянства, которое поддержало восстание. Они выдвинули ему свои претензии царю, в которых говорилось, что причина восстания – отсутствие нормального законодательства. В результате была создана комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском соборе, где было единогласно принять в январе 1649 года. Это уложение будет оставаться действующим до второй четверти XIX века (с поправками).

Вопрос 12. Народные восстания 17в. Церковный раскол.

XVII столетие называют «бунташным веком». Размах и острота народных движений объяснялись многими причинами: завершением процесса закрепощения крестьянства и ухудшением положения- податных сословий, энергичными действиями, направленными на централизацию государства (в частности, ростом налогов, упорядочением денежной системы, попытками снизить расходы государства и др.), церковным расколом.



Череду городских восстаний открывает московский Соляной бунт 1648 г. Протест стрельцов против невыплаты жалованья слился с недовольством посада, возмущенного злоупотреблениями служащих, и дворян, требовавших отменить урочные лета, прикрепить крестьян к земле. Бунт принял столь острые формы, что вынудил царя Алексея Михайловича отдать на расправу ненавистных, отправить в ссылку главу правительства боярина Б. Морозова и срочно созвать Земский собор, принять Соборное уложение. Волнения произошли также в Воронеже, Владимире, Козлове и др. В 1650 г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове

Последним крупным городским восстанием был Медный бунт в Москве (1662), вызванный неудачной денежной реформой: чеканка медных монет взвинтила курс рубля, цены выросли, а жалованье солдат и стрельцов, доходы ремесленников упали. Погромы боярских дворов, появление возбужденных челобитчиков перед царем в Коломенском, жестокая расправа и публичные казни — такова история этого бунта.

Начиналось и движение казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. В 1667— 1669 гг. его отряд нападал на купеческие и царские караваны на Волге и Каспийском море. В 1670 г., отдохнув на Дону, Разин двинулся в поход против «государевых изменников» — бояр, воевод, дворян, приказных людей, за «доброго царя» и «волю». Восставшие уверяли, что их поддерживают опальный патриарх Никон и царевич Алексей. В восстании С. Разина заметны все особенности народных движений XVII—XVIII вв.: стихийность, слабая организованность, локальность, жестокость, которую проявляли и восставшие, и власть. Породил конфликты и церковный раскол. Старообрядцы, державшиеся за «старинную веру» и отвергавшие «латинскую прелесть» (исправленные по греческим образцам богослужебные книги и обряды), сопротивлялись отчаянно и упорно. В 1668 г. вспыхнуло восстание в Соловецком монастыре. Потребовалось восемь лет, чтобы подавить протест монахов, не желавших принимать церковные новшества. Восстания стрельцов (1682 и 1698 гг.), восстание стрельцов и горожан в Астрахани (1705—1706), Башкирское восстание (1705—1711), восстание казаков под предводительством Кондратия Булавина (1707—1708).



В голодный год на Руси появилось много разбойничих шаек, состоявших преимущественно из холопей, которых отпускали господа, не желая кормить их. Одна из таких шаек, под предводительством Хлопка-Косолапа, грабила под самой Москвой. Посланные для истребления шайки военные отряды ничего не могли сделать. Наконец, в 1604 г. против Хлопка отправлено было целое войско под начальством окольничего И. Ф. Басманова; во время битвы Басманов пал, но тем не менее разбойники были разбиты, а Хлопко, чуть живой от ран, взят в плен. Какая его постигла участь, не известно.

Раскол церкви. Предпосылки:

• Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки, разночтения в священных книгах в подрывали авторитет церкви.

• Духовный кризис

• Внешнеполитические интересы страны. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров, как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Для осуществления внешнеполитических целей необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквах, находившихся в странах, на которые притязала Россия.

Ход реформ. избрание Никона патриархом. Против ослушников с благословения царя он развязал репрессии. Непримиримость Никона, поспешность и насильственные методы проведения реформы вызвали глубокий протест населения и стали одним из факторов раскола Русской православной церкви. Важнейшая цель Никона — установление превосходства церкви над светским государством — была отвергнута.

Содержание реформ.

• Было произведено изменение церковных обрядов и богослужебных книг в соответствии с новейшими греческими образцами, Креститься было велено не двумя пальцами, как раньше, а тремя; иным стало прочтение символа веры; имя Христа стало писаться «Иисус», предписывались иконы греческого образца; был введен четырехконечный крест, Произошла реформа церковнославянского языка, изменились лексика, грамматика, ударения.

• Никон начал строительство Воскресенского монастыря (по названию храма Воскресения в Иерусалиме) — Нового Иерусалима, который должен был стать духовным центром мирового православия

• Отношения государства и церкви. Никон, считая, что «священство выше царства», стал фактическим соправителем царя,

• Одновременно происходило экономическое укрепление церкви. Строились новые монастыри

Последствия.

• Деятельность Никона и его поражение ослабили Русскую православную церковь, стали прологом ликвидации патриаршества, подготовив ее полное подчинение государству и выведя из под власти официальной церковной иерархии значительную часть паствы, ушедшую в старообрядчество.

• Одним из духовных последствий реформы и раскола стала деформация идеи «Москва—третий Рим в XVI в. Москва одновременно притязала на особую святость, так и на политическое могущество. В результате раскола идея Нового Иерусалима — «Святой Руси», являвшаяся одним из стержней русской истории и культуры, осталась лишь в старообрядчестве. Вторую часть идеи подхватил Петр I, созидавший «Великую Россию» с новым политическим центром — Санкт-Петербургом, возводимым по образу имперского Рима.

· Старообрядчество явилось одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы, раскола общества и церкви. По некоторым данным, больше трети православного населения осталось в старой вере.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.