Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ существующего взаимодействия между волонтерами и службами МВД РФ





Пакет предложений по вопросу взаимодействия органов МВД РФ с волонтерскими и общественными организациями, занимающимися проблематикой поиска пропавших детей

Материал подготовлен Ассоциацией волонтерских организаций,

Международным Центром

Содружества волонтеров «Поиск пропавших детей»

PoiskDetei.ru

 

 

г. Москва 2012 г.




Оглавление

Проблематика вопроса. 2

Анализ существующего взаимодействия между волонтерами и службами МВД РФ.. 3

Предложения по взаимодействию между волонтерами и службами МВД РФ.. 5

1. Рекомендуемая система реагирования отделов МВД РФ при поступлении заявления о поиске пропавшего ребенка. 5

2. Подключение к ПСР и ОРД волонтерских инициатив и организаций. 5

3. Организация и координация совместной деятельности следственных органов МВД РФ с волонтерскими инициативами и организациями по поиску пропавших детей. 6

4. Обеспечение специальной подготовки волонтерских инициатив и организаций. 7

5. Оповещение областных ГУВД УМВД и местных районных отделов полиции о присутствующих на их подведомственных территориях волонтерских инициатив и организаций. 8



6. Актуализация информации на сайтах местных УВД.. 8

7. Система массового оповещения населения с использованием городских, привокзальных и других информационных систем, а также СМИ. 8

8. Вопрос взаимодействия сотрудников с родителями и близкими пропавших (общение). 9

9. Реабилитация детей и профилактика правонарушений. 10

 

 

 

Проблематика вопроса

 

По известной нам статистике в России ежегодно пропадает 15 000 детей, 90% из которых находят. По статистическим данным Содружества волонтеров «Поиск пропавших детей», (в которое входит 28 областных инициатив), участвовавшем в более чем в 200 поисковых работах за последний год, 20% детей было найдено погибшими либо в результате несчастного случая, либо криминала. К сожалению, мы не обладаем общей статистикой по стране. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что поисково-спасательные работы и оперативно-розыскные действия начинаются позже, чем хотелось бы, что иногда приводит к трагическим результатам.

Проблематика данного вопроса лежит не исключительно в поле эффективной деятельности МВД. Есть еще две важные составляющие: отсутствие государственной системы детского досуга и низкая гражданская активность населения. Так, например, на Большом круглом столе «Защита Детства» членом Общественной палаты РФ и лидером правозащитного движения «Сопротивление» Костиной О.Н. было особо подчеркнуто, что не существует единого государственного механизма реабилитации детей и профилактики правонарушений. А заслуженной фигуристкой, депутатом ГД РФ, Родниной И.К. была отмечена необходимость развития детской и юношеской системы досуга, спорта и туризма, которая сейчас находится в упадке. Также мы имеем примеры безразличия населения к проблематике защиты детей и детства. Например, в Санкт-Петербурге сбежавший подросток (девочка 14 лет) поздней осенью прыгнул в реку, проплывающим катером был подобран и доставлен на берег. На берегу девочка сняла обувь и верхнюю одежду и убежала. В мокром виде без обуви и верхней одежды она пересекла весь центр города, добралась до окраины к своим знакомым. Ни один из прохожих не сообщил о том, что видел раздетого мокрого ребенка, идущего босиком через город.



В Новосибирске 50-летний педофил среди бела дня уволок силой 8-летнюю девочку с автобусной остановки в сторону парка. И только лишь благодаря смелым действиям одного молодого человека преступление удалось пресечь. Никто из прохожих а также граждан, ожидавших транспорт на остановке, не вмешался, чтоб защитить ребенка, и не сообщил в гос. органы правопорядка.

В то же время существует определенная волонтерская активность. Неравнодушные к проблеме пропавших детей люди объединяются на ряде сайтов, в том числе, на сайте poiskdetei.ru, являющимся информационной площадкой Содружества волонтеров «Поиск пропавших детей». Однако общая численность активной части невелика и составляет порядка 150 человек по всей России. К тем или иным поисково-спасательным работам иногда удается привлекать до 200-300 человек. Но это всегда вызвано двумя обстоятельствами: 1. Пропажа ребенка до 12 лет; 2. Есть основания полагать или есть твердая уверенность, что ребенок находится в безлюдной местности (лес). Привлечение большого числа волонтеров к городским поискам, как правило, обусловлено уровнем реакции СМИ. При широком освещении и некотором уровне истерии в СМИ количество участников городских поисков может увеличиваться также до нескольких сотен человек. Но в целом, это редкие случаи и закономерностью не являются.



Анализ существующего взаимодействия между волонтерами и службами МВД РФ

 

В настоящее время информация о пропавшем ребенке к волонтерам попадает из двух источников: прямое обращение родителей или родных/знакомых или через СМИ, в том числе, сеть Интернет. Если в месте проведения поисково-спасательных работ уже существует инициативная группа волонтеров, то они становятся центром притяжения добровольцев и местом организации их деятельности. Используются следующие методы работы: распространение информации через сеть Интернет, расклейка своих ориентировок по району или городу, прочесывание местности, а также специфические методы работы, которые в большей степени присущи подразделениям МВД РФ при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а именно: анализ происшествия, выявление мест притяжения ребенка в районе и городе, работа с родителями и родными, опрос местного населения, анализ личных страниц в сети Интернет, включая электронную почту, скайп, ICQ. Нередко данные действия дублируют действия полиции. А в некоторых случаях носят бессистемный характер, не имеют четкой системы учета и анализа поступающих данных. Это происходит в силу незнания методики проводимых работ.

Наблюдается проблема передачи данных как от полиции к волонтерам, так и наоборот. Это связано как с техническими трудностями, например, многие полицейские участки не имеют возможности выхода в Интернет, приема/передачи фотоматериалов, так и, по сути, с игнорированием некоторыми сотрудниками информации, поступающей от волонтеров. Имеют место быть факты, когда найденные волонтерами свидетели не опрашивались сотрудниками полиции в течение нескольких дней и недель.

Волонтеры и волонтерские организации нередко могут вмешиваться в ход расследования и, оперируя собственным восприятием хода дела, предпринимать практически любые шаги как в области поисково-спасательных работ, так и в области оперативно-розыскных действий. В результате велика опасность того, что по некоторым делам волонтеры могут стать прямо или косвенно причиной гибели ребенка. И если ответственность полиции при проведении ОРД понятна, то ответственность волонтеров совершенно неясна. Так, например, мы имеем уже как минимум два случая, когда сотрудники ПДН просили ни в коем случае не вмешиваться в поисковые мероприятия по понятным и разъясненным причинам: местонахождение сбежавшего ребенка установлено – это определенный район города. Распространение ориентировок и массовый поиск может спугнуть ребенка, в результате чего он может покинуть не только данный район, но и сам город. Таким образом, его предположительное местонахождение будет потеряно, и ребенок может оказаться куда в большей опасности в незнакомом ему месте и среде. Стоит отметить, что наше Содружество всегда подчеркивает важность контакта с полицией и настаивает на сотрудничестве со следственными органами, стараясь следовать их рекомендациям и пожеланиям.

В то же время, волонтерские организации и инициативы иногда показывают не только бОльшую эффективность, чем следствие, но и бОльшую заинтересованность в нахождении ребенка, чем полиция. Так, у нас есть несколько дел, когда благодаря исключительно оперативным действиям волонтеров, в том числе, с использованием анализа личных страниц пропавшего ребенка в Интернете, а также отработки мест притяжения детей и подростков, местонахождение убежавших было установлено, а сами они задержаны либо непосредственно самими волонтерами, либо сотрудниками полиции по обращению к ним.

Также есть факты, когда волонтеры успешнее отрабатывали некоторые версии вплоть до быстрого взаимодействия между разными городами и областями. Один из показательных примеров – это сбежавшие девочки из Красноярска в Новосибирск и из Санкт-Петербурга в Новороссийск.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.