Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 12. Налоговые проверки





Понятие и общая характеристика налоговых проверок

Налоговая проверка как наиболее эффективная форма осуществления налогового контроля представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых налоговыми органами, с целью установления достоверности и законности учета объектов налогообложения, налоговой базы и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации.

Проведение налоговых проверок всегда в определенной степени является «вторжением» в хозяйственную деятельность проверяемых организаций. В ходе реализации налоговыми органами своих контрольных полномочий возникает непосредственное взаимодействие или столкновение интересов представителя государства, которым является должностное лицо налогового органа, проводящее проверку — с одной стороны, и должностных лиц организации — налогоплательщика (или индивидуального предпринимателя) — с другой стороны. Поэтому, для установления сбалансированности интересов обоих сторон при осуществлении контроля необходимо определить права, обязанности, а также последовательность их действий при проведении налоговых проверок. С правовой точки зрения, установление в кодифицированном акте последовательности действий сторон с одновременным определением правового статуса участников этих действий может рассматриваться как придание процессуальной формы действиям сторон соответствующих контрольных правоотношений. (Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987, С. 116).



Участники налоговых проверок — это лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ наделены полномочиями либо имеют права и обязанности при совершении действий в ходе осуществления налоговой проверки. По функциональному критерию участников налоговой проверки можно разделить на следующие группы:

1. субъекты, осуществляющие налоговую проверку: налоговые органы;

2. субъекты, деятельность которых проверяется в ходе налоговой проверки: налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов;

3. субъекты, которые могут быть привлечены к участию в налоговой проверке: эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, понятые.



В качестве объекта налоговой проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых льгот и т. д. (в последующем указанные действия получат правовую оценку в итоговом документе налоговой проверки, а затем и в решении налогового органа и в случае, если они не будут соответствовать нормам законодательства, они могут быть квалифицированы как налоговое правонарушение, т. е. в ходе налоговой проверки фактически исследуется объективная сторона возможного правонарушения); в качестве предмета налоговой проверки выступают документальные, вещественные (предметы) и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях, т. е. договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации и т. д.

Наиболее значимыми предметами налоговой проверки являются документы бухгалтерского учета (статья 23 НК РФ закрепляет обязанность налогоплательщиков предоставлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность) и налоговые декларации, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями, устанавливаемыми для соответствующего вида документов нормативными актами. Требования к оформлению бухгалтерской документации и регистрам бухгалтерского учета устанавливаются положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету,Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и рядом других нормативных актов. Бухгалтерские документы являются письменными доказательствами при рассмотрении судебных споров и должны удовлетворять требованиям, установленным для судебных доказательств. Поэтому особую значимость будет иметь соблюдение установленных законодательством требований к оформлению того или иного вида документов, прежде всего по форме и наличию обязательных реквизитов. Документы бухгалтерского учета имеют установленные реквизиты и фиксируют наличие материальных ценностей, а также совершаемые хозяйственные операции с имуществом и денежными средствами. Так, например, первичные учетные документы (накладные, акты приема-передачи и др.), посредством которых должны оформляться все хозяйственные операции организации, принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации и содержат обязательные реквизиты (в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательными реквизитами первичного учетного документа должны быть, например, наименование и дата составления документа; содержание хозяйственной операции; наименование должностей и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и т. д.). Первичный учетный документ (накладная, счет и т. д.) должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания, поскольку предназначение первичного учетного документа состоит в том, чтобы впервые документально оформить совершенную хозяйственную операцию. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, ведутся регистры бухгалтерского учета для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению»).



На основе проверки бухгалтерских документов производится контроль правильности совершенных операций, устанавливаются факты совершения налоговых правонарушений, их причины. При исследовании документов используются различные приемы и способы проверки, например, формальная, логическая и арифметическая проверка документов; сплошная и выборочная проверка первичных документов (в зависимости от степени охвата документов); приемы фактического контроля — пересчет денежных средств, визуальное наблюдение, учет реальных материальных ценностей, сопоставление документов и т. д. При этом отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика является грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и влечет ответственность по ст. 120 НК РФ).

 

Налоговая отчетность

Для осуществления эффективного и оперативного налогового контроля уполномоченные органы должны иметь документальные данные о размерах и сроках уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, которые предоставляются по итогам налоговых или отчетных периодов. Обязанность по представлению в налоговые органы указанных данных возлагается Налоговым кодексом на налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов в виде бухгалтерской или налоговой отчетности (ст. 23, 80 НК РФ).

Отчетность традиционно понималась как система определенного рода данных об объекте, выраженная в документальном виде и предоставляемая в установленном порядке по установленной форме определенным субъектам с целью осуществления контроля или учета. В настоящее время существуют различные виды отчетности: статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность и др.

Налоговая отчетность (отчетность по налогу) является одним из элементов, который должен быть определен при установлении конкретного налога. Установить форму отчетности — значит формально юридически утвердить форму и обязательные реквизиты бланков документов, фиксирующих цифровые и иные данные об объектах налогообложения, налоговой базе, размерах вычетов, налоговых льготах, стоимостных оценках, суммах исчисленного и уплаченного налогов и о других показателях, а также определить порядок заполнения утвержденных форм документов.

Налоговая отчетность представляет собой единую систему данных (показателей) об объектах налогообложения, о сроках и суммах уплаченных налогов и сборов, налоговых льготах и других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, которая представляется налогоплательщиком (налоговым агентом или плательщиком сбора) в налоговые органы по месту учета в виде надлежащим образом заполненных по установленным формам документов. Налоговая отчетность в зависимости от периодичности составления может быть годовой, поквартальной, ежемесячной и др. Документами налоговой отчетности являются налоговые декларации, расчеты по авансовым налоговым платежам, книги учета доходов и расходов, формы которых и порядок их заполнения должны быть утверждены актами Министерства финансов РФ. Документы налоговой отчетности должны достоверно, полно и правильно отражать данные, соответствующие фактическим обстоятельствам, в соответствующих разделах документов налоговой отчетности.

quest3Основным документом налоговой отчетности является налоговая декларация,котораяпредставляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах и об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 80 НК РФ). Кроме того, в налоговой декларации обязательно указываются данные о декларанте (о физическом лице — ИНН, паспортные данные, место постоянного жительства и др.; об организации — наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес, фактическое местонахождение, ИНН и др. сведения). Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Кроме налоговой декларации, на налогоплательщика может быть возложена обязанность предоставлять расчеты по авансовым платежам, как правило в тех случаях, когда налоговый период по конкретному налогу делится на несколько отчетных периодов, по итогам которых налоговая база и сумма налога сформированы лишь в определенной части. Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Субъекты, предоставляющие налоговую отчетность.Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Высшим Арбитражным Судом РФ в п. 7 Обзора арбитражной практики от 17 марта 2003 г. № 71 отмечено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Например, ст. 289 НК РФпредусматривает, что налогоплательщики обязаны предоставить налоговую декларацию независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль.

Как правило, обязанность по предоставлению налоговых деклараций по конкретному налогу возлагается на всех плательщиков этого налога. В то же время по некоторым налогам обязанность по предоставлению налоговых деклараций может быть возложена только на определенный круг лиц, в то время как остальные налогоплательщики вправе не предоставлять декларации. Например, по налогу на доходы физических лиц обязаны предоставлять налоговую декларацию не все плательщики данного налога, а только индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, другие лица, занимающиеся частной практикой (ст. 227 НК РФ), лица, получившие определенные виды доходов (от продажи имущества, от источников за пределами РФ и др.) — ст. 228 НК РФ.

Налоговая декларация обычно предоставляется налогоплательщиком только при уплате тех налогов, в отношении которых обязанность по исчислению суммы налога возлагается на самого налогоплательщика. В тех случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, обязанность предоставлять налоговую декларацию на налогоплательщика не возлагается.

От имени налогоплательщиков исполнять обязанность по предоставлению отчетности могут их законные или уполномоченные представители. Обязанность организаций по предоставлению налоговой отчетности может быть исполнена обособленными подразделениями. Например, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения (п. 8 ст. 243 НК РФ). В ряде случаев устанавливаются специальные субъекты, осуществляющие подачу декларации; например, декларации по налогу на прибыль могут представляться централизованными бухгалтериями в налоговые органы по месту нахождения каждого бюджетного учреждения (п. 5 ст. 3211 НК РФ).

Обязательная подача налоговой декларации до истечения налогового периода может быть вызвана наступлением определенных событий или совершением действий. Например, при прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со ст. 227 и 228 НК РФ, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее, чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации (п. 3 ст. 229 НК РФ). В другом случае обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает, начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых (ст. 345 НК РФ).

Одновременно с налоговой декларацией на лиц может возлагаться обязанность по предоставлению иных документов. Например, при предоставлении налоговой декларации по ЕСН адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период (ст. 244 НК РФ).

Предоставление налоговых деклараций может являться условием для предоставления налоговых вычетов по налогу; например, по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления социальных или имущественных налоговых вычетов (ст. 219 и ст.220 НК РФ).

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую упрощенную налоговую декларацию.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты), по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

На иных лиц - налоговых агентов и плательщиков сборов - возлагается обязанность по предоставлению в налоговые органы соответствующих расчетов, а также и иных документов.Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора.

Место предоставления налоговой декларации (расчета).Как правило, налоговые декларации (расчеты) предоставляются по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (месту постановки на учет налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента). В ряде случаев место предоставления декларации может зависеть от специальных оснований; например, согласно п. 8 ст. 243 НК РФ налоговая декларация по единому социальному налогу предоставляется по месту нахождения обособленных подразделений.

Налогоплательщики, в соответствии со ст.83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Форма и порядок предоставления налоговой декларации (расчета).Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения по федеральным, региональным и местным налогам утверждаются нормативными актами Минфина РФ (ст. 80 НК РФ).

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета лица:

1. лично налогоплательщиком (налоговым агентом или плательщиком сбора) или его представителем в налоговый орган;

2. по почте с описью вложения (в этом случае днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения, в которой указывается наименование отправленного документа — налоговая декларация или расчет);

3. по телекоммуникационным каналам связи (налоговые декларации и бухгалтерская отчетность в электронном виде представляются согласно положениям ст. 80 НК РФ; ст. 13 и 15Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. Приказом МНС РФ от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169; Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. Приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705).

Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)), а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения и представить уточненную налоговую декларацию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.