Сделай Сам Свою Работу на 5

Производство по делу о налоговом правонарушении





Производство по делу о налоговом правонарушении представляет собой ряд последовательных процессуальных действий, направленных на реализацию ответственности по налоговому законодательству. В связи с этим указанное производство как процессуальный институт закрепляет постадийное развитие процессуальной деятельности, связанной с осуществлением ответственности за налоговое правонарушение Аналогичное понимание производства применительно к административным правонарушениям раскрыто в трудах И. А. Галагана. (См.: Административная ответственность в СССР: процессуальное регулирование. Воронеж, 1976. С.88)

Налоговый кодекс РФ в первоначальной редакции разграничивал процедуры производства по делам о налоговых правонарушениях в зависимости от того, кто выступает субъектом ответственности за совершение правонарушений. Соответственно, статья 101 НК РФ регламентировала производство по делу о налоговом правонарушении, совершенномналогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом, астатья 101.1 НК РФ производство по делу о предусмотренных кодексом нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных иными лицами.



Смысл такого разграничения усматривался в стремлении учесть имеющуюся в большинстве случаев взаимосвязь решения налогового органа о привлечении к ответственности налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента с результатами налоговой проверки соответствующего субъекта. Не случайно, производство по делу о налоговом правонарушении указанных лиц отождествлялось статьей 101 НК РФ с вынесением решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Однако подобное разграничение вряд ли можно было признать обоснованным, поскольку выявление ряда налоговых правонарушений, совершенных налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, не всегда может быть увязано с результатами налоговых проверок. Например, несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом (статья 125 НК РФ) возможно лишь после наложения соответствующего ареста, который согласно статье 77 НК РФ признается способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога, а, следовательно, во временном отношении имеет место, как правило, после налоговой проверки организации.



С 1 января 2007 года Налоговый кодекс закрепил новый подход к разграничению производств по делам о налоговых правонарушениях, исходя из взаимосвязи выявления правонарушений с проведением налоговых проверок. В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о правонарушениях,выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ. Если же налоговые правонарушения выявлены в ходе иных мероприятий налогового контроля, то они должны рассматриваться в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ. А поскольку проведение налоговых проверок допускается Налоговым кодексом РФ только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, то именно в отношении этих субъектов возможно осуществление производства в порядке статьи 101 НК РФ. Причем, в силу прямого указания статьи 100.1 НК РФ производство по делам оправонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ, может осуществлятьсяисключительно в порядке статьи 101 НК РФ. Речь идет о грубом нарушении правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (статья 120 НК РФ), неуплате или неполной уплате сумм налога (сбора) (статья 122 НК РФ), а также невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (статья 123 НК РФ).

В свою очередь, в порядке статьи 104.1 НК РФ может осуществляться производство как в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, так и в отношении любых иных субъектов налоговых правонарушений, включая банки, лиц, обязанных представлять в налоговые органы информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, свидетелей, экспертов, переводчиков.



Таким образом, с 1 января 2007 года самостоятельное место в Налоговом кодексе РФ отводится производству по делам о тех правонарушениях, для выявления которых необходимо проведение выездной или камеральной налоговой проверки и субъектами которых могут быть поэтому только налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. При этом такое производство характеризуется как более высоким уровнем гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица, так и возможностью применения мер, обеспечивающих публичный имущественный интерес. В частности, лицо, привлекаемое к ответственности по статье 101 НК РФ, имеет право подать апелляционную жалобу на вынесенное в отношении него решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение. В свою очередь, в целях обеспечения возможности исполнения такого решения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять соответствующие обеспечительные меры (например, запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа), если есть достаточные основания полагать, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным его дальнейшее исполнение.

Все это свидетельствует о нацеленности соответствующих изменений на установление особого порядка производства, прежде всего, по делам о тех налоговых правонарушениях, которые влекут недопоступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ. В этом случае производство по делу о налоговом правонарушении становится закономерным продолжением налоговой проверки, позволяющей точно установить размер налоговой недоимки, подлежащей изъятию вместе с начисленными на нее пенями и штрафом за налоговое правонарушение, повлекшее ее возникновение. Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что отдельные правонарушения, не влекущие финансовых потерь публичного субъекта, могут быть совершены как в связи с проведением в отношении соответствующих лиц налоговой проверки, так и вне такой связи.

Например, налогоплательщик может не представить документы, истребуемые налоговым органом, как при проведении выездной налоговой проверки, так и при проведении за рамками такой проверки дополнительных мероприятий налогового контроля. И в том и в другом случае в его действиях обнаруживается состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ. Но если признать, что в первом случае, в отличие от второго, нарушение выявлено в ходе налоговой проверки, то это приведет к выводу о возможности привлечения одного и того же лица к ответственности за нарушение одной и той же статьи в порядке различных процедур производства по делу о налоговом правонарушении. Вряд ли такое положение дел можно признать допустимым, поскольку различия в процедурах привлечения к публичной ответственности не могут являться следствием произвольного усмотрения законодателя, а должны предопределяться факторами объективного характера. С учетом сложившейся арбитражной судебной практики возникают вопросы и о выборе процедуры производства по делам о непредставлении налоговой декларации(статья 119 НК РФ), которое может быть выявлено как в ходе выездной налоговой проверки, так и в ходе текущего контроля налоговых органов за соблюдением сроков представления соответствующих деклараций.

Таким образом, новый подход законодателя к разграничению производств по делам о налоговых правонарушениях не обеспечивает во всех случаях определенности в решении вопроса о выборе подлежащей применению процедуры производства. Представляется, что многие проблемы могут быть сняты, если в основу разграничения производств положить не субъект правонарушения или взаимосвязь выявления нарушения с проведением налоговой проверки, а объект налогового правонарушения. Именно дела об имущественных налоговых нарушениях, размер налоговых санкций за которые предопределяется размером неисполненных публичных имущественных обязательств, требуют применения при их рассмотрении особой процедуры производства, которая обеспечила бы надлежащий уровень гарантий прав привлекаемого к ответственности лица. В свою очередь, производство по делу о налоговом правонарушении административно-правового характера, независимо от того, каким субъектом оно совершено, и связано ли его совершение и обнаружение с проведением камеральных или выездных налоговых проверок, может осуществляться в порядке, аналогичном порядку производства по делу об административном правонарушении.

Производство по делу о налоговом нарушении представляет собой поэтапный процесс реализации ответственности по налоговому законодательству. При этом каждый этап производства обеспечивает выполнение конкретных процессуальных задач и выступает в качестве относительно самостоятельной его части, обладая некоторыми специфическими особенностями. Важное юридическое значение для выделения той или иной стадии имеет документальное оформление соответствующих процессуальных действий.

Обращение к положениям о стадиях и этапах производства по делу об административном правонарушении, разработанным в науке административного права, позволяет выделить с учетом специфики производства по делу о налоговом правонарушении следующие его стадии:

1. возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении;

2. рассмотрение дела и вынесение по нему решения;

3. судебный контроль;

4. исполнение решения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.