Сделай Сам Свою Работу на 5

Отсрочка и рассрочка исполнения налоговой обязанности





Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога (сбора) при наличии установленных налоговым законодательством оснований на срок, не превышающий 1 год (или по решению Правительства РФ в части федеральных налогов, поступающих в федеральный бюджет – на срок до 3 лет) с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Конкретный срок определяет уполномоченный орган, исходя из фактических обстоятельств. При этом налогоплательщик сохраняет право на досрочное исполнение налоговой обязанности (п. 2 ст. 68 НК РФ).

Субъектом, имеющим право на изменение срока уплаты налога (далее — заинтересованное лицо), являются налогоплательщики и плательщики сборов (п. 4) п. 1 ст. 21 НК РФ. Что касается налогового агента, то существуют различные точки зрения по вопросу о праве налогового агента на изменение срока на перечисление той суммы налога, которую он удержал у налогоплательщика, но не перечислил. Это обусловлено, прежде всего тем обстоятельством, что налоговый агент должен своевременно перечислить в бюджет суммы уже удержанные им из дохода, выплачиваемого налогоплательщику, т.е. вряд ли должна возникнуть ситуация, связанная с необходимостью изменения срока. Однако, как показывает практика, встречаются ситуации, когда у налогового агента (например, работодателя) достаточно денежных средств на выплату заработной платы в размере без учета суммы налога, а денежных средств на перечисление суммы налога, отраженного в учете как удержанного налога, недостаточно. Поэтому, по нашему мнению, за налоговым агентом также должно признаваться право на получение отсрочки (рассрочки), в силу п. 2 ст. 24 НК РФ, предусматривающего, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.



Основания получения отсрочки (рассрочки).Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующихоснований:

1. причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Факт причинения налогоплательщику ущерба и его размер должен быть документально подтвержден (п. 5 ст. 64).5 Вместе с тем, думается, что не всегда возможно получить справку или иной документ по поводу стихийного бедствия. В этом случае должен работать институт общеизвестных фактов, не нуждающихся в удостоверении. Аналогично правилу ст. 111 НК РФ, когда обстоятельства стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания;



2. задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа. Задержка финансирования из бюджета или неоплата выполненного государственного заказа подтверждается справкой органа федерального казначейства (иного органа, исполняющего региональный или местный бюджет) или справками распорядителей средств бюджета соответствующего уровня;

3. угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления. Признаки банкротства организации или физического лица установлены ст. 3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».6 До изменения структуры федеральных органов власти документальные заключения о возможности наступления банкротства организаций давались территориальными органами Федеральной службы РФ по финансовому оздоровлению и банкротству,7 которая в дальнейшем была упразднена и ее функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства были переданы налоговым органам;8



4. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога. Ситуации, когда имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, встречаются достаточно часто. Получение крупного выигрыша или приза в натуральной форме, большая по площади квартира или дом при скромных денежных доходах гражданина могут обернуться невозможностью уплаты им налога на доходы физического лица или налога на имущество физических лиц.9 Однако, Налоговый кодекс не содержит указания на документы, которые должны быть предоставлены в подтверждение имущественной несостоятельности налогоплательщика, что вызывает определенные затруднения на практике;

5. если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;10

6. иных оснований, предусмотренных гл. 30 Таможенного кодекса РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Отсрочка (рассрочка) предоставляется с начислением процентов в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действовавшей за период отсрочки (рассрочки), предоставленной по основаниям возникновения угрозы банкротства, недостаточности имущественного состояния физического лица и сезонного производства, по основаниям, указанным в п. 1) и п. 2) проценты не начисляются.

Законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания для получения отсрочки (рассрочки) по региональным или местным налогам соответственно.11

Порядок принятия решения об отсрочке (рассрочке).Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки с указанием оснований и приложением документов, подтверждающих наличие оснований по п. 2 ст. 64 НК РФ, подается в соответствующий уполномоченный налоговый орган.12Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в 5-дневный срок в налоговый орган по месту его учета. Очевидно, что когда лицо подает заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) в налоговый орган по месту его нахождения или жительства (по региональным или местным налогам), то направление копии заявления не требуется. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (ст. 75 НК РФ).

По требованию налогового органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство. Помимо указанных выше документов Налоговый кодекс не предусматривает подачу каких-либо иных документов.13 Однако, следует помнить, что в соответствии с п. 8 ст. 61 НК РФ порядок изменения срока устанавливается также актами ФНС РФ, которые, однако не могут изменять или дополнять Налоговый кодекс.

Налоговый кодекс не регламентирует поведение налогового органа и в тех случаях, когда представлен неполный пакет документов или документы оформлены ненадлежащим образом.

При подаче заявления налогоплательщик вправе ходатайствовать, а уполномоченный орган вправе удовлетворить ходатайство и принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженностизаинтересованным лицом. При этом Налоговый кодекс не устанавливает срока принятия решения о временном приостановлении уплаты суммы налога и пени.14 Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в 5-дневный срок со дня принятия решения (очевидно только в тех случаях, когда решение принимается иным налоговым органом). При положительном решении период приостановления уплаты налога, а также пени засчитывается в срок предоставленной отсрочки или рассрочки. В случае отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки пеня начисляется за весь период приостановления уплаты налога.

Законодатель предусматривает следующие виды решений, которые могут быть приняты уполномоченными налоговыми органами при рассмотрении вопросов, связанных с предоставлением отсрочки (рассрочки):

· о временном приостановлении уплаты суммы задолженности;

· о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;15

· об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

· о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки;

· об отмене отсрочки или рассрочки (при наличии исключающих обстоятельств).

Принятие уполномоченным органом таких решений как решение о возврате документов, о внесении изменений в решение или решения о продлении отсрочки (рассрочки) Налоговым кодексом не предусматривается.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, в том числе в тех случаях, когда оно должно быть согласовано с финансовыми органами, должно быть принято уполномоченным налоговым органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица и должно содержать указание на сумму задолженности (недоимки и пеней), наименование налогов, по уплате которых предоставляется отсрочка или рассрочка; сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. В случаях, когда изменение срока производится в отношении региональных или местных налогов, проект решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) направляется для согласования в финансовые органы соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Отсутствие такого согласования приводит к принятию решения об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом дата вынесения решения может как совпадать с датой его вступления в силу, так и не совпадать. Пени, причитающиеся за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения, включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты налога предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, то решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) принимается при наличии исключающих обстоятельств на момент рассмотрения заявления заинтересованного лица. Уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в п. 1) или п. 2) п. 1 ст. 64 НК РФ, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплатывыполненного этим лицомгосударственного заказа, за исключением наличия обстоятельств, исключающих отсрочку (рассрочку) (п. 1 ст. 62, п. 9 ст. 64 НК РФ). Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать мотивы такого отказа. Указанное решение об отказе может быть обжаловано заинтересованным лицом.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным налоговым органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица (очевидно только в тех случаях, когда решение принимается налоговым органом, в котором лицо не стоит на учете, например, по федеральным налогам — Федеральной налоговой службой).

Прекращение действия отсрочки или рассрочки. Действие отсрочки или рассрочки прекращается по истечении срока действия соответствующего решения в случае надлежащего исполнения условий изменения срока либо досрочно. Вынесения специального решения о прекращении отсрочки (рассрочки) в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока Налоговый кодекс не предусматривает. При этом днем прекращения отсрочки (рассрочки) будет являться день уплаты суммы задолженности, в отношении которой был изменен срок.

В случае нарушения лицом условий получения отсрочки (рассрочки) досрочное прекращение изменения срока происходит по отдельному решению уполномоченного налогового органа. В свою очередь контроль за соблюдением отсрочки, рассрочки должен осуществляться налоговыми органами по месту нахождения (или месту жительства) лица, в котором открыт лицевой счет налогоплательщика. Поэтому в случае изменения срока по федеральным налогам решение о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки должно быть принято Федеральной налоговой службой после получения ею уведомления от налогового органа по месту учета налогоплательщика о неисполнении условий отсрочки (рассрочки).16

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора) по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, а копия такого решения в те же срокинаправляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора), если решение было принято иным налоговым органом (п. 5 ст. 68 НК РФ).

Решение уполномоченного налогового органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в административном или судебном порядке.

В течение 1 месяца со дня получения решения об отмене отсрочки (рассрочки) у налогоплательщика возникает обязанность уплатить сумму задолженности (в том числе пеней уже начисленных к моменту предоставления отсрочки) и пеней за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения (п. 4 ст. 68 НК РФ) по день уплаты этой суммы включительно. При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

По истечении указанного срока налоговый орган имеет право начать процесс принудительного взыскания налоговых платежей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.