Сделай Сам Свою Работу на 5

Уполномоченное представительство





Данный вид налогового представительства возникает на основании доверенности – документа, устанавливающего круг полномочий, которыми наделяется представитель для осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Основными особенностями представительства по доверенности являются:

1. основание возникновения – доверенность (гражданско-правовая сделка);

2. самостоятельное определение налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом объема передаваемых налоговому представителю полномочий;

3. самостоятельное определение налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом того лица, которого он наделяет полномочиями на основании доверенности.

В силу статьи 29 Налогового кодекса РФ уполномоченным налоговым представителем признается физическое (в том числе индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом представлять их интересы в налоговых отношениях.

Уполномоченный налоговый представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, которая выдается в порядке, установленном гражданским законодательством. Доверенность является гражданско-правовой сделкой и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ней гражданским законодательством (статьи 185,186, 188 Гражданского кодекса РФ). Однако содержанием доверенности, выдаваемой налоговому представителю, должны являться права и обязанности налогоплательщика, подлежащие осуществлению действиями представителя.



Налоговый кодекс РФ содержит отсылочную норму к гражданскому законодательству лишь в части правового регулирования порядка выдачи доверенности и не устанавливает отсылки, например к правовому регулированию обстоятельств прекращения и последствия прекращения доверенности. Очевидно, что, с одной стороны, существование доверенности как гражданско-правовой сделки без оснований её прекращения невозможно. С другой стороны, в случае прекращения доверенности гражданское законодательство, в частности, устанавливает обязанность лица, выдавшего доверенность, известить об отмене доверенности третье лицо (статья 189 Гражданского кодекса РФ) (в налоговых правоотношениях – это государство в лице налогового органа), для представительства перед которыми выдана доверенность. Однако в соответствии состатьей 1 Налогового кодекса РФ права и обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов устанавливаются только самим Налоговым кодексом РФ. Обязанность налогоплательщика уведомить налоговый орган об отзыве доверенности или об изменении лица, которое является налоговым представителем, Налоговым кодексом РФ не установлена. Но, если рассматривать доверенность как институт гражданского права, то согласно статье 11 Налогового кодекса РФ нормы, посвященные регулированию оформления, выдачи и прекращения доверенности должны применяться в том значении, в каком они используются в гражданском праве. Иначе несообщение налогоплательщиком об отзыве доверенности может повлечь серьёзные последствия в тех случаях, когда вручение документов (например, требования об уплате налога или сбора) может быть произведено лицу, которое уже не является в момент вручения документа уполномоченным представителем налогоплательщика, в результате чего документы не будут вручены налогоплательщику надлежащим образом. Описанная выше проблема, когда в результате отсылочных норм к гражданскому законодательству у участников налоговых правоотношений появляются права и обязанности, не установленные Налоговым кодексом РФ, должна найти свое законодательное разрешение.



В силу выданной налоговому представителю доверенности этот представитель должен лично совершать те действия, на которые он уполномочен. Налоговый кодекс РФ не предусматривает права налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента уполномочить своего налогового представителя на совершение действий по передоверию предоставленных ему полномочий. Кроме того, статус уполномоченного налогового представителя возникает только в случае, когда на лицо возлагаются полномочия самим налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (пункт 1 статьи 29 Налогового кодекса РФ). Таким образом, передоверие прав и обязанностей налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в сфере налогообложения не должно допускаться.



Налоговое представительство на основании доверенности может осуществляться на коммерческой основе, т. е. за совершение действий уполномоченным налоговым представителем налогоплательщик может устанавливать определенное вознаграждение, однако, это уже является сферой гражданско-правовых отношений представляемого и представителя и налоговым законодательством не регулируется.

Объем полномочий, закрепленный в доверенности, определяется самим налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом и может различаться в зависимости от волеизъявления указанных лиц. Соответственно можно выделить различные виды доверенностей в зависимости от объема закрепленных в них полномочиях:

· полная доверенность, включающая осуществление представителем всего комплекса прав и обязанностей представляемого, за исключением тех прав и обязанностей, которые налоговое законодательство относит к личным правам и обязанностям налогоплательщика;

· доверенность на осуществление прав и обязанностей в рамках определенной однородной группы налоговых правоотношений, например, в сфере налогового контроля и учета;

· доверенность на осуществление конкретного действия, например, на получение акта налоговой проверки.

Особого внимания заслуживает вопрос об определении вида налогового представительства руководителей филиалов, представительств и других обособленных подразделений российских организаций. С одной стороны, филиалы и представительства в силу статьи 55 ГК РФ должны быть указаны в учредительных документах юридического лица, т. е. полномочия их руководителей могут быть указаны либо в самих учредительных документах юридического лица, либо в Положении о филиале или представительстве, что означает наличие у руководителя филиала статуса законного налогового представителя. При этом полномочия руководителя филиала ограничены рамками филиала. В то же время у самого юридического лица уже существует законный представитель в лице его руководителя, который действует на основании учредительных документов и имеет полный объем полномочий по представлению интересов юридического лица как налогоплательщика. С другой стороны, в силу статьи 55 ГК РФ руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности, т. е. могут рассматриваться как уполномоченные налоговые представители. Выше уже упоминалось о своеобразном налоговом статусе филиалов, представительств и обособленных подразделений как «квазиналогоплательщиков» в связи с тем, что они исполняют обязанности юридического лица по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. В силу указанного положения филиалов, представительств и обособленных подразделений в сфере налогообложения их руководителей скорее всего надлежит относить к категории уполномоченных налоговых представителей, которые имеют право представлять юридическое лицо только в части исполнения обязанностей организации по уплате налогов по месту расположения филиала.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основе нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством (пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса РФ).

Налоговый кодекс РФ устанавливает ограничения для определенных категорий лиц, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента: должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи или прокуроры. Статус должностного лица указанных органов определяется в соответствии с законодательством, устанавливающим основы прохождения государственной службы в этих органах. Законодатель установил подобное ограничение в качестве дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков и недопущения злоупотреблений со стороны должностных лиц указанных органов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.