Сделай Сам Свою Работу на 5

Права и обязанности налогоплательщика и плательщика сбора





Налоговый кодекс РФ по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством значительно расширил права налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также установил гарантии защиты этих прав (статья 22 Налогового кодекса РФ). Большинство прав налогоплательщика обеспечено конкретными правовыми механизмами их реализации и защиты. Так, порядок реализации налогоплательщиком права на защиту конкретизируется в главах 19 и 20 Налогового кодекса РФ, а также в иных кодифицированных актах (АПК РФ, ГПК РФ) и федеральных законах. Кроме того, права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Весь комплекс прав налогоплательщиков устанавливается Налоговым кодексом РФ (статья 1 Налогового кодекса РФ) и актами налогового законодательства (Закон РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц»). Выделим комплексы прав налогоплательщиков в наиболее важных сферах налоговых отношений, регулируемых первой частью Налогового кодекса РФ.



Права налогоплательщика и плательщика сбора в сфере информации об установлении, введении и уплате налогов:

1. право получения от налоговых органов по месту учета бесплатной информации о действующих налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы налогового законодательства, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (статья 16 Налогового кодекса РФ).

2. право получения от налоговых органов форм налоговой отчетности и разъяснений о порядке их заполнения.

3. право получать от Министерства финансов РФ, от финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов муниципальных образований письменных разъяснений по вопросам применения соответственно федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов РФ и актов муниципальных образований. Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, которые даны должностными лицами финансового органа в пределах их компетенции, является в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ обстоятельством, исключающим начисление и взыскание пеней, а согласно статье 111 Налогового кодекса РФ - обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.



Финансовые органы всех уровней обязаны дать письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Отказ финансовых органов в представлении разъяснений также может быть обжалован в административном или судебном порядке.

4. право требовать от налоговых и других органов соблюдения налоговой тайны (статья 102 Налогового кодекса РФ), которая предусматривает специальный режим доступа к представляемым налогоплательщиком в налоговые, таможенные органы сведениям.

Права налогоплательщика и плательщика сбора в сфере исполнения обязанности по уплате налога или сбора:

1. право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством. Использование налоговой льготы – право, а не обязанность налогоплательщика, он вправе отказаться от использования льготы либо приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налогового кодекса РФ (статья 56 Налогового кодекса РФ);

2. право на досрочное исполнение обязанности по уплате налога или сбора (статья 45 Налогового кодекса РФ);



3. право на уплатутолько тех налогов, у которых законодательно установлены все элементы налогообложения (статья 3, статья 17 Налогового кодекса РФ);

4. право получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом РФ. Изменение срока исполнения обязанности по уплате налога или сбора устанавливается исключительно главой 9 Налогового кодекса РФ. При наличии определенных оснований (подпункты 1) и 2) пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ) уполномоченные органы не вправе отказать налогоплательщику в предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита. Отказ уполномоченных органов в предоставлении отсрочки, рассрочки, налоговых кредитов может быть обжалован в судебном или административном порядке.

5. право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов (статья 78, статья 79 Налогового кодекса РФ). В качестве гарантии при просрочке возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов или сборов налогоплательщики или плательщики сборов имеют право на получение определенных сумм процентов, начисленных на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных сумм. Кроме того, на налоговые органы возложена обязанность сообщать налогоплательщику или плательщику сбора о каждом ставшем известным факте переплаты налога или сбора.

6. право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя (глава 4 Налогового кодекса РФ).

Права налогоплательщика и плательщика сбора в сфере налогового контроля:

1. требовать от должностных лиц уполномоченных органов проведения налоговых проверок с периодичностью и в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

2. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие налоговому законодательству.

3. присутствовать при проведении мероприятий налогового контроля налоговыми и таможенными органами в ходе выездных налоговых проверок. Налогоплательщик и плательщик сборов имеют целый комплекс прав при осуществлении контрольных мероприятий (глава 14 Налогового кодекса РФ): право участия в проведении осмотра документов и предметов (статья 92 Налогового кодекса РФ), выемки документов и предметов (статья 94 Налогового кодекса РФ), права при производстве экспертизы (заявить отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, ставить дополнительные вопросы и др. -статья 95 Налогового кодекса РФ) и другие права;

4. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога;

5. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок. Налогоплательщик имеет право отказаться подписать акт проверки и представить в налоговый орган возражения по акту проверки, которые в обязательном порядке рассматриваются должностным лицом налогового органа с извещением налогоплательщика о месте и времени рассмотрения его возражений (статья 100 Налогового кодекса РФ, статья 101 Налогового кодекса РФ)

Права налогоплательщика и плательщика сбора в сфере привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений:

1. требовать соблюдения установленного порядка привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства при наличии вины лица в совершении налогового правонарушения. При этом вина налогоплательщика доказывается налоговым органом и все сомнения в виновности лица толкуются в пользу налогоплательщика (статья 108 Налогового кодекса РФ).

2. право на учет обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика (статья 112 Налогового кодекса РФ).

3. право представлять в налоговый орган доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения (статья 111 Налогового кодекса РФ).

Права налогоплательщика и плательщика сбора в сфере защиты своих прав:

1. право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков или плательщиков сборов;

2. право обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

3. право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (статья 16 ГК РФ, статья 35 Налогового кодекса РФ). При этом необходимо учитывать, что действия или решения должны быть незаконными (правомерный вред не возмещается) и между наступившими негативными последствиями (ущербом) должна быть причинно-следственная связь.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики, за исключением случаев, когда Налоговый кодекс РФ не распространяет действие своих норм на правоотношения по уплате сборов.

Права налогоплательщиков, уплачивающих налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, кроме прав, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, определяются также Таможенным кодексом РФ.

Кроме того, налогоплательщики и плательщики сборов имеют другие права, установленные законодательными актами, регулирующими порядок уплаты конкретных налогов и сборов (пункт 2 статьи 21 Налогового кодекса РФ).

II. ОБЯЗАННОСТИ

В настоящее время обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов устанавливаются Налоговым кодексом РФ и актами налогового законодательства (пункт 9) пункт 1 статья 23 Налогового кодекса РФ).

Как уже было отмечено выше, основной публичной обязанностью налогоплательщика и плательщика сбора является обязанность по уплате надлежаще исчисленных сумм налога или сбора в установленные налоговым законодательством сроки. Иные обязанности налогоплательщика лишь обеспечивают исполнение основной обязанности. Большинство обязанностей налогоплательщика и плательщика сбора обеспечено мерами ответственности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей налогоплательщик или плательщик сборов несут ответственность не только в соответствии с налоговым законодательством, но и в соответствии с законодательством, регулирующим, административную или уголовную ответственность.

Обязанности налогоплательщика и плательщика сбора в основном связаны с осуществлением в отношении них полномочий налоговых органов по контролю за правильностью исчисления налогов и сборов и своевременностью их уплаты. Поэтому, наибольшее число обязанностей налогоплательщика и плательщика сбора установлены, прежде всего, в сфере налогового контроля и учета объектов налогообложения. При этом необходимо отметить, что обязанности налогоплательщиков и обязанности плательщиков сбора различны в силу различной правовой природы и элементного состава конкретного налога и сбора.

Обязанности налогоплательщика:

1. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена налоговым законодательством. Данная обязанность возникает у налогоплательщика только в случае прямого указания на нее при уплате конкретного налога. Очевидно, что обязанность по ведению учета объектов налогообложения связана, прежде всего, с ведением по установленным формам бухгалтерского и налогового учета, что подтверждается положениями статья 54, статья 313 истатья 120 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает ответственность за нарушение порядка ведения учета доходов (расходов) и объектов налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ (статья 54 Налогового кодекса РФ, Приказ Минфина России от 13 августа 2002г. N 86н; Приказ МНС России от 13 августа 2002г. № БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»;

2. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена налоговым законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (статья 80 Налогового кодекса РФ). На основании представленных налоговых деклараций производится камеральная налоговая проверка (Статья 88 Налогового кодекса РФ). В случаях, когда налогоплательщику направляется налоговое уведомление, т. е. исчисление суммы налога производится налоговым органом или налоговым агентом (Статья 52 Налогового кодекса РФ), налогоплательщик, как правило, не подает налоговую декларацию, за исключением случаев, установленных законом.

За нарушение порядка представления налоговой декларации установлена ответственность по статья 119 Налогового кодекса РФ.

3. в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Четырехлетний срок хранения документов, скорее всего, связан с тем, что выездные налоговые проверки деятельности налогоплательщика могут охватывать три календарных года, предшествующих году проведения налоговой проверки, который фактически является четвертым годом. Следует отметить, чтоФедеральный закон «О бухгалтерском учете» устанавливает, что первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность должны храниться не менее 5 лет, т. е. устанавливает ещё более длительный срок хранения, чем Налоговый кодекс РФ.

4. встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Учет налогоплательщиков в налоговых органах осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренном статья 83 и 84 Налогового кодекса РФ. Необходимо иметь ввиду, что, в большинстве случаев на организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, физических лиц не возлагается обязанности по подаче заявления в налоговый орган для постановки на учет. Это связано с тем, что в настоящее время налоговые органы осуществляют постановку на учет на основе информации о лицах, которую они получают при осуществлении государственной регистрации организаций и предпринимателей, либо на основе информации, получаемой от иных лиц (статья 85 Налогового кодекса РФ). В случаях, когда постановка на учет производится по основаниям, предусматривающим подачу заявления в установленный срок (например, по месту нахождения обособленного подразделения организации), налогоплательщики за нарушение указанного срока могут быть привлечены к ответственности, установленной статья 116 и 117 Налогового кодекса РФ.

5. представлять налоговым органам, другим уполномоченным органам, должностным лицам этих органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, необходимую информацию и документы. Налоговое законодательство устанавливает большое количество случаев, когда налогоплательщик должен представить те или иные документы либо информацию в уполномоченные органы. Так, например, при получении отсрочки, рассрочки, налоговых кредитов налогоплательщик предоставляет документы по требованию уполномоченного органа; предоставляются документы налогоплательщиком в ходе осуществления налогового контроля, при зачете или возврате излишне уплаченных сумм и др. (статьи 23, 64, 67, 78, 79,80, 93, 94, 100, 1011 Налогового кодекса РФ) .

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя:

a. об открытии или закрытии счетов (для предпринимателей - только в отношении счетов, используемых для предпринимательской деятельности, для нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредившие адвокатские кабинеты - в отношении счетов, используемых для ведения профессиональной деятельности) - в 7-дневный срок;

b. обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия, при этом налоговое законодательство не устанавливает, что подразумевается под началом такого участия;

c. обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации – в срок не позднее одного месяца со дня создания или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Для того, чтобы исполнить данное требование необходимо, чтобы документально был зафиксирован день создания, реорганизации или ликвидации обособленного подразделения, даже, если обособленное подразделение представляет собой одно стационарное рабочее место, организованное на срок более 1 месяца. Предполагается, что момент создания и ликвидации обособленных подразделений должен определяться гражданским законодательством. Однако гражданское законодательство в большинстве случаев не устанавливает требований по обязательному документальному подтверждению этих фактов.

d. о реорганизации или ликвидации организации – в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения. Решение о реорганизации может быть принято учредителями (участниками) либо органом юридического лица, имеющим такое полномочие, а также по решению суда;

За нарушение порядка и сроков (в том числе и тех, которые указаны выше) предоставления сведений установлена ответственность статья 118, 126 Налогового кодекса РФ.

6. выполнять законные требования налогового органа, об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. В случае воспрепятствования для налогоплательщика могут наступить неблагоприятные последствия такие как определение налоговым органом суммы налога, подлежащего уплате расчетным путем.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

Обязанности налогоплательщиков, уплачивающих налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, устанавливаются также таможенным законодательством.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.