Сделай Сам Свою Работу на 5

Технология проведения и оценка экзамена.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

По дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Специальность: 5В130100 – «Общая медицина»

 

 

Курс - 3
Семестр – 5, 6

Всего______90_________ часов

Форма контроля: экзамен

 

 

Алматы 2015

Содержание

 

Рабочая программа .............................................................................................. 3

 

Силлабус............................................................................................................... 15

 

Лекционный комплекс ....................................................................................... 26

 

Методические рекомендации

для практических занятий .................................................................................. 59

 

Методические рекомендации

для самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя ..................................................................... 67

 

Методические рекомендации

для самостоятельной работы студентов ........................................................... 109

 

 

КИС……………………………………………………………………………….205

 

 

«Утверждаю»

проректор по учебной и воспитательной работе

 

профессор______________Тулебаев К.А.

«_____»________________________2015 г.

Рабочая программа

По дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»



Специальность: 5В130100 – «Общая медицина»

 

Объем учебных часов – 90 (2 кредита)

 

Курс - 3

 

Семестр – 5, 6

 

Форма контроля: экзамен

 

Алматы 2015

Рабочая программа составлена к.м.н., доцентом Зикрияровой С.М. для специальности 5В130100 – «Общая медицина» рассмотрена и одобрена на заседании модуля ОБЖ.

 

от «___»_________ 2015 г., протокол №__________

 

Руководитель модуля, к.м.н., доцент __________ Зикриярова С.М.

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании Комитета образовательных программ «Общественное здравоохранение»

 

от «___»__________2015 г, протокол №_______

 

Зам. председателя КОП ОЗ ____________________ Оразымбетова А.М.

 

Одобрено Методическим Советом КазНМУ

 

от «_____»_______________2015 г.

 

Председатель д.м.н., профессор_________________ Тулебаев К.А.

 

Общие сведения.

1.2.Наименование вуза: Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова.

1.3. Дисциплина«Основы безопасности жизнедеятельности».

1.4. Специальность: 5В130100 – «Общая медицина».



1.5. Объем учебных часов – 90 часов.

1.6. Курс и семестр изучения - 3 курс, 5, 6 семестр.

2. Программа дисциплины:

2.1. Введение.

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Одной из характерных особенностей современного века является массовый травматизм среди населения вследствие катастроф, вызванных силами природы или технологической деятельностью человека. Для них характерна непредсказуемость возникновения по месту и времени. Они сопровождаются массовыми потерями среди населения со специфической патологией поражения, требуют специальных сил и средств здравоохранения и служб других ведомств для ликвидации последствий с использованием особых форм и методов их работы.

2.2. Цель дисциплины: в зависимости от вида профессиональной деятельности сформировать у выпускника теоретические знания, практические умения и коммуникативные навыки необходимые для:

· Осуществления первичных лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в условиях ЧС;

· Подготовки и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС и при возникновении очага бактериологического поражения.

2.3. Задачи обучения:

- Формирование знаний о задачах и организационной структуре службы ГО и ЧС, службы медицины катастроф РК их формированиях, задачах, организационной структуре, базе создания;

- Дать понятие о периодах готовности службы ГО и ЧС РК и их содержание;



- Сформулировать сущность медико-тактической характеристики и её содержание. МТХ очагов мирного и военного времени;

- Разъяснить способы защиты населения, порядок использования защитных сооружений, индивидуальных средств защиты, а также индивидуальных средств медицинской защиты;

- Сформировать навыки организации и проведения эвакуационных мероприятий, а также медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий;

- Раскрыть сущность оценки обстановки в ЧС, особенности оценки радиационной и химической обстановки;

- Охарактеризовать особенности двухэтапной системы ЛЭО, основные положения по организации проведения ЛЭО в РК;

- Сформировать знания по основам организации оказания всех видов медицинской помощи;

- Привить практические навыки организации проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по периодам готовности ГО и ЧС;

- Сформировать знания по предназначению, организационной структуре, порядку формирования и организационной работе в очагах ЧС мирного и военного времени противоэпидемических формирований СМК РК.

2.4. Конечные результаты обучения:

Формирование когнитивного компонента (знания):

- о порядке действия формирований, учреждений и населения по сигналам оповещения ГО и ЧС;

- об организации экстренной медицинской помощи в ЧС мирного и военного времени;

- о чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- о чрезвычайных ситуациях военного времени;

- о защите населения в ЧС;

- об эпидемической характеристике очагов поражения, возникающих при ЧС, применении противником современных средств поражения и особенности организации проведения противоэпидемических мероприятий в очагах ЧС;

- об основах организации и проведения спасательных работ в очагах поражения, организацию проведения санитарно-гигиенических мероприятий в ЧС;

- об основах организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных;

- об организации проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС;

- об организации работы противоэпидемических формирований в очагах ЧС.

Формирование операциональных навыков:

- проведения медико-тактической характеристики очагов ЧС мирного времени;

- проведения медико-тактической характеристики очагов ЧС военного времени;

- оценки обстановки в ЧС;

- работы с приборами радиационной и химической разведки;

- действия по сигналам ГО и ЧС;

- оценки обстановки и принятия решения по защите персонала объекта здравоохранения, больных и населения от возможных последствий ЧС, а также в ходе ликвидации этих последствий;

- проведения первичных профилактических и противоэпидемических мероприятий в ЧС;

- пользования средствами индивидуальной защиты;

- использования учебной, научной, нормативной, справочной литературы для решения профессиональных задач.

Аксиологические (коммуникативные) компетенции:

- обладать навыками работы в команде и лидерскими качествами;

- излагать свою точку зрения с четкой аргументацией рассматриваемого вопроса;

- выбирать и использовать соответствующую модель коммуникативного взаимоотношения, ориентированного на эффективное взаимодействие, проявляя внимание и уважение к личной жизни, комфорту и безопасности;

- подготовки и редактирования текстов профессионального и социально-значимого содержания.

Правовые компетенции:

- Положение «о Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- основных положений Закона Республики Казахстан «О гражданской обороне»;

- основных положений Закона Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»;

- основных положений Закона Республики Казахстан «О правовом режиме чрезвычайного положения»;

- основных положений Закона Республики Казахстан «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Компетенции непрерывного обучения и самообразования:

- способности понимать необходимости и умения самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности;

- способности самостоятельного изучения учебной и научной литературы, нормативных документов по ГО и ЧС, работе с электронными носителями информации, использованию средств сети Интернет;

- способности к самостоятельному решению тестовых заданий; подготовки рефератов.

2.5 Пререквизиты: экология.

2.6 Постреквизиты: эпидемиология.

2.7 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических занятий, самостоятельной работы под руководством преподавателя, самостоятельной работы).

Распределение часов дисциплины

Общее количество часов Аудиторные часы СРС
Лекции Практические занятия СРСП

 

Тематический план лекций

Темы лекций Форма проведения Объем уч. часов
1. Государственная система Республики Казахстан по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях Презентация. Обзорная лекция
2. Организация экстренной медицинской помощи в ЧС Презентация. Проблемная лекция
3. Медико-тактическая характеристика очагов ЧС мирного времени Презентация. Проблемная лекция
4. Медико-тактическая характеристика очагов ЧС военного времени Презентация. Проблемная лекция
5. Защита населения от ЧС Презентация. Проблемная лекция
Всего часов:

Тематический план практических занятий

№   Тема практического занятия Форма проведения Объем уч. часов
Государственная система РК по предупреждению в ЧС комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).
Организация экстренной медицинской помощи в ЧС комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).
Медико-тактическая характеристика очагов ЧС мирного времени комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).
Медико-тактическая характеристика очагов ЧС военного времени комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).
Защита населения от ЧС комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).
Оценка обстановки при ЧС комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).
Медицинсокое обеспечение населения при эвакуации и рассредоточении комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).
Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженного населения в очагах ЧС комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).
Оказание всех видов медицинской помощи в очагах ЧС комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).
Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах ЧС комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.).
Всего часов:

Тематический план СРСП

Тема СРСП Форма проведения Объем учебных часов
Подвижные формирования и учреждения СМК комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.). Тестовый контроль, работа с законодательным документом
Медико-тактическая характеристика очагов военного и мирного времени комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.). Тестовый контроль, работа с законодательным документом
Защита населения комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.). Тестовый контроль, работа с законодательным документом
Оказание всех видов медицинской помощи комбинированная (работа в малых группах, дискуссия и т.д.). Тестовый контроль, работа с законодательным документом
Всего часов:

Тематический план СРС

Тема СРС Форма проведения Объем учебных часов
Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Организация экстренной медицинской помощи в ЧС Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
ЧС мирного и военного времени. Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Медико-тактическая характеристика очага ядерного поражения Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Медико-тактическая характеристика очага химического поражения Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Медико-тактическая характеристика очагов землетрясений Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Спасательные и другие неотложные работы Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Медико-тактическая характеристика очагов поражения техногенного характера Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Защита населения Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Оказание первой медицинской помощи в очагах ЧС Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Оказание первой врачебной помощи в очагах ЧС Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Больничная база Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Организация проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах ЧС Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Оценка обстановки Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Лечебно-эвакуационные мероприятия Подготовка презентации, тематического реферата,иллюстративного материала (слайды, таблицы, рисунки, схемы).
Всего часов:

2.8. Методы обучения и преподавания:комбинированный метод (устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, заполнение таблиц и схем), кейс–стадии, ролевая игра, командная игра, работа в парах, пресс-конференция, написание эссе.

· Проведение практических занятий: совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала, работа с учебной литературой, выполнение заданий (письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц и т.д.), тестирование, устный опрос, дискуссия, презентация, решение ситуационных задач, кроссвордов и ребусов.

· Форма организации СРСП:устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, ролевая игра.

· Самостоятельная работа студентов:работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов, эссе, таблиц-схем, составление тематических кроссвордов.

2.9. Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Текущий контроль:

Практические занятия:

- устный опрос (студент обязан приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);

- тестирование проводится в письменной форме;

- решение ситуационных задач;

- 0 баллов за 1 занятие при отсутствии студента на занятии;

СРСП:

- проверка выполнения домашних заданий, контрольных работ, прохождение текущего и рубежного контроля; демонстрация презентаций.

СРС:

- защита рефератов, эссе, презентаций;

- демонстрация таблиц-схем, проводится не позднее недели, соответствующей практическому занятию, на котором изучается данная тема.

Рубежный контроль: в виде тестирования, письменного или устного опроса.

Итоговый контроль: тестовый и устный экзамен по билетам.

Тема занятия Методы оценки компетенций
Знания Навыки Коммуникативная компетенция Правовая компетенция Саморазвитие
Государственная система РК по предупреждению в ЧС Тестирование, опрос - Работа в малых группах 1) Закон РК «о ГО» от 7.05.1997 2) Закон РК «О ЧС природного и техногенного характера» от 05.07.96 Опрос, работа с документами Подготовка доклада, эссе
Организация экстренной медицинской помощи в ЧС Тестирование, опрос Решение ситуационных задач Круглый стол Положение о СМК РК N 471 от 22.09.97 Опрос, работа с документами Работа с литературой подготовка кроссворда
Медико-тактическая характеристика очагов ЧС мирного времени Мозговой штурм - Работа в малых группах Закон РК «О ЧС природного и техногенного характера» от 05.07.96 Опрос, работа с документами Работа с сетью интернет, подготовка аналитического обзора
Медико-тактическая характеристика очага ЧС военного времени Мозговой штурм - Работа в малых группах Закон РК «О ЧС природного и техногенного характера» от 05.07.96 Опрос, работа с документами Работа с сетью интернет, подготовка эссе
Защита населения от ЧС Дискуссия-интервью Работа с приборами Групповая презентация - Подготовка докладов
Оценка обстановки при ЧС Блиц-опрос Работа с приборами Круглый стол - Работа с литературойподготовка проблемного обзора
Медицинское обеспечение населения при эвакуации и рассредоточении Тестирование, опрос - Круглый стол - Подготовка докладов
Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженного населения в очагах ЧС Тестирование, опрос - Круглый стол - Подготовка докладов
Оказание всех видов медицинской помощи в очагах ЧС Тестирование, опрос Деловая игра, оказание первой мед помощи Работа в парах - Подготовка ребусов, эссе, презентации
  Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах ЧС Блиц-опрос Деловая Игра Презентация - Подготовка эссе

Оценка знаний

Технология проведения контроля знаний студентов

Максимальное количество баллов на каждом этапе контроля (практические занятия, СРСП, СРС, комепетенции и экзамен) составляет 100 баллов.

Максимальный балл:

- за практические занятия = 100 баллов

- за рубежный контроль= 100 баллов

- за СРСП= 100 баллов

- за СРС = 100 баллов (все темы СРС входят в вопросы итогового контроля, студент в течение обучения дисциплины должен сдать 2 СРС, по каждому кредиту)

- за компетенции = 100 балов.

Оценочные рубрики

Оценка когнитивного компонента

  №   Критерии оценки Уровень
Превос-ходно Приемлемо Требует коррекции Неприем-лемо
1. Уровень понимания темы 11.25 7,5
2. Умение мыслить логически 11,25 7,5
3. Соответствие излагаемого материала поставленным вопросам
4. Наличие в ответе всех необходимых теоретических фактов 7,5 5,0
5. Иллюстрация ответа правильно подобранными примерами 7,5 5,0
6. Культура речи 7,5 5,0
7. Владение профессиональной терминологией 7,5 5,0
8. Умение сделать обоснованные выводы 7,5 5,0

Максимальный балл – 100. Итого баллов ____________

Оценка операциональных навыков

 

  Критерии оценки Уровень
Превос-ходно Прием-лемо Тре- бует кор-рекции Непри- емлемо
1. Соответствие производимых действий полученному заданию 7,5
2. Уровень ориентированности в производимых действиях 7,5
3. Выбор необходимых инструментов, материалов 7,5
4. Соблюдение последовательности действий 7,5
5. Уверенность действий и движений 7,5
6. Четкость предоставления комментариев по ходу выполнения задания 7,5
7. Общая культура речи 7,5
8. Использование профессиональной лексики по ходу выполнения задания 7,5
9. Умение ответить на вопросы по ходу выполнения задания 7,5
10. Иллюстрация ответа правильно подобранными примерами 7,5

Максимальный балл – 100. Итого баллов ____________

Оценка коммуникативной компетенции

 

  №   Критерии оценки Уровень
Превос-ходно Приемлемо Требует коррекции Неприем-лемо
1. Умение работать с вышестоящими организациями, коллективом, населением, подконтрольными объектами и другими ведомствами 18,75 12,5
2. Умение вступать в полемику и доказывать свою точку зрения 18,75 12,5
3. Работа в команде 18,75 12,5
4. Культура речи 18,75 12,5

Максимальный балл – 100. Итого баллов ____________

Оценка правовой компетенции

 

  №   Критерии оценки Уровень
Превос-ходно Приемлемо Требует коррекции Неприем-лемо
1. Знание законодательства 18,75 12,5
2. Умение применять законодательные документы 18,75 12,5
3. Навыки работы с учетной документацией 18,75 12,5
4. Навыки работы с отчетной документацией 18,75 12,5

Максимальный балл – 100. Итого баллов ____________

Текущий контроль:

Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет 60% и определяется по формуле:

Rд= (t+r1+r2 +... +rn)/N × 0,6, где

t – текущий контроль

r1, r2,…,rn - рубежный контроль,

N – количество слагаемых

Текущий контроль - t оценка уровня сформированности компетенций

t= (Z+N+K+P+S)/n, где

n – количество заданий по всем компетенциям

Z: z1+z2+…+zn - Оценки за знания

N: n1+n2+…+nn- Оценки за навыки

K: k1+k2+…+kn - Оценки за коммуникативные компетенций

P: p1+p2+…+pn- Оценки за правовые компетенции

S: s1+ s2+…+sn - Оценки за СРС

Итоговая оценка подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительную оценку (т.е. не менее 50%) по рейтингу допуска.

Технология проведения и оценка экзамена.

 

Инструмент измерения итогового контроля в виде тестирования.

Первым этапом итогового контроля проводится – тестирование. На экзамене студенту предоставляются тестовые задания, максимальная оценка составляет 100%. Отсутствие на экзамене без уважительных причин - 0%.

Инструмент измерения итогового контроля при устном опросе (экзамен по билетам, в билете 3 вопроса).

Максимальное процентное содержание итогового контроля соответствует 100%. Экзаменатор выставляет оценки итогового контроля (Э) в экзаменационную ведомость, используя инструменты измерения знаний обучающихся итогового контроля.

 

Качество выполнения работ Диапазон оценки
Не выполнено Отсутствие на экзамене без уважительных причин 0%  
Оценка знаний по каждому вопросу 0-30%
Оценка дополнительных вопросов 0-10%
  Итого: 0-100%

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.