Сделай Сам Свою Работу на 5

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов. 5 глава





Срок уплатыземельного налога установлен:

– для организаций: в п. 1 ст. 397 НК РФ, п. 5.1, 5.2 постановления Городской Думы города Н. Новгорода «О земельном налоге»: авансовые платежи уплачиваются по итогам отчетного периода не позднее 10 мая, 10 августа, 10 ноября как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По истечении налогового периода налог уплачивается не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

– для физических лиц: в п. 1 ст. 397 НК РФ: не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики–организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ). Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Для физических лиц налоговая декларация в рассматриваемом налоге не предусмотрена, как и для иных налогов, исчисляемых налоговыми органами.



Постановление Городской Думы города Н. Новгорода «О земельном налоге» предусматривает местные налоговые льготы. Пункт 8 данного нормативного правового акта предоставляет льготу в виде освобождения от налогообложения по земельному налогу ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.

Как уже отмечалось, величина земельного налога зависит, очевидно, от норм законодательства о налогах (гл. 31 НК РФ и в приведенном примере – постановление Городской Думы города Н. Новгорода «О земельном налоге»). Однако существенное влияние на размер данного налога оказывает кадастровая стоимость земельных участков, которая устанавливается органами исполнительной власти по достаточно непрозрачной процедуре. В то же время, нормативные акты, которыми устанавливается кадастровая стоимость земельных участков, для целей регулирования налоговых правоотношений вступают в силу так же, как и акты налогового законодательства (постановление КС РФ от 2 июля 2013 г. № 17‑П, определения КС РФ от 3 февраля 2010 г. № 165‑О‑О, от 24 февраля 2011 г. № 156‑О‑О), то есть, не ранее, чем через месяц с момента официального опубликования. Кроме того, завышенная, с точки зрения налогоплательщика, кадастровая стоимость может быть им оспорена (определения КС РФ от 1 марта 2011 г. № 274‑О‑О – № 281‑О‑О, постановление Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).



Кадастровая стоимость земельного участка может измениться, например, вследствие изменения вида разрешенного использования участка, в т.ч. в течение налогового периода. В этом случае размер земельного налога также изменится с момента регистрации изменений (постановление Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. № 7701/12). Кроме того, исходя из постановлений Президиума ВАС РФ от 28 октября 2010 г. № 5743/10 и от 20 ноября 2012 г. № 7943/12, применительно к земельному налогу вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. Соответственно, сведения из государственного земельного кадастра могут опровергаться заинтересованным лицом.

 

 

7.2. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Налог на имущество физических лиц является местным прямым (поимущественным) налогом, урегулированным гл. 32 НК РФ, которая действует с 1 января 2015 г. Ранее налог на имущество физических лиц уплачивался на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003‑1 «О налогах на имущество физических лиц» (утратил силу).



Особенностью современного регулирования налога на имущество физических лиц является то, что им облагается недвижимое имущество, но он, в зависимости от нормативного регулирования на уровне конкретного субъекта РФ, может исчисляться либо исходя из инвентаризационной стоимости имущества (как это было до 1 января 2015 г. по Закону РФ «О налогах на имущество физических лиц»), либо исходя из кадастровой стоимости имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Например, принят Закон Нижегородской области от 5 ноября 2014 г. № 140–З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»

В Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов констатируется, что целью введения нового налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества.

«Справедливое налогообложение» указанное в данном акте по существу сводится к истребованию налога в большей сумме, в т.ч. и потому, что инвентаризационная стоимость имущества, как правило, значительно ниже кадастровой (рыночной).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с указанной главой НК РФ (п. 2 ст. 399 НК РФ).

Кроме того, местные органы власти (органы власти городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя) в том числе вправе: увеличивать размеры федеральных налоговых вычетов (п. 7 ст. 403 НК РФ); установить местные налоговые льготы (п. 2 ст. 399 НК РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ). Если же уполномоченные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не регламентируют налог на имущество физических лиц на подведомственной территории, то налог, тем не менее, считается введенным и подлежит уплате по федеральным ставкам (п. 6 ст. 406 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст. 409 НК РФ).

К примеру, на территории Н. Новгорода действует решение Городской Думы города Н. Новгорода от 19 ноября 2014 г. № 169 «О налоге на имущество физических лиц», в соответствии с которым налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости облагаемых объектов.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели, владеющие облагаемым имуществом, уплачивают рассматриваемый налог на равных с иными физическими лицами; сам по себе статус предпринимателя в общем случае принципиального значения не имеет. Данное обстоятельство подтверждено в определении КС РФ от 25 февраля 2010 г. № 310‑О‑О. Тот же подход имеет место и в иных поимущественных налогах с физических лиц (земельный, транспортный).

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 401 НК РФ признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино–место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Соответственно, с научной точки зрения объект налогообложения по указанному налогу можно рассмотреть как факт владения на праве собственности отдельными видами недвижимого имущества.

При этом, такой объект имущества, как единый недвижимый комплекс, предусмотрен в ст. 133.1 ГК РФ, однако, как это справедливо отмечено Ю.А. Крохиной, единый недвижимый комплекс как самостоятельный объект имущественных прав является новым объектом не только налогового, но и гражданско–правового регулирования. Практики его включения в гражданский оборот, по сути, нет, тем более с точки зрения налогообложения[1209].

Федеральные налоговые льготы предусмотрены в ст. 407 НК РФ. В частности, в соответствии с подп. 7 п. 1, право на налоговую льготу имеют военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно–штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более. В силу п. 3, 4 ст. 407 НК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Налоговая льгота предоставляется в отношении отдельных видов объектов налогообложения, в т.ч. квартира или комната; жилой дом.

Кроме того, в п. 3 – 6 ст. 403 НК РФ предусмотрены федеральные налоговые вычеты. В частности, в силу п. 3 указанной статьи, налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 кв.м. общей площади этой квартиры.

Налоговая база, как следует из п. 1 ст. 403 НК РФ, определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.

Предельные налоговые ставки в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в силу п. 2 ст. 406 НК РФ устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1 % в отношении:

– жилых домов, жилых помещений;

– объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

– единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

– гаражей и машино–мест;

– хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м. и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 % в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ (т.е. «коммерческой» недвижимости, облагаемой налогом на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости), а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб.;

3) 0,5 % в отношении прочих объектов налогообложения.

Особенности исчисления налога с «коммерческой» недвижимости, сходные с ее обложением налогом на имущество организаций, введены в гл. 32 НК РФ, очевидно, для целей исключения случаев целенаправленного перевода таких объектов с организаций на подконтрольных физических лиц, преследующих уменьшение поимущественного налогообложения.

К примеру, конкретные налоговые ставки предусмотрены в п. 2.1 – 2.3 решения Городской Думы города Н. Новгорода «О налоге на имущество физических лиц»:

1) Для жилых домов; жилых помещений; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машино–мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м. и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства:

– 0,1 % при кадастровой стоимости объекта налогообложения до 10 млн. руб. (включительно);

– 0,2 % при кадастровой стоимости объекта налогообложения свыше 10 млн. руб. до 50 млн. руб. (включительно);

– 0,3 % при кадастровой стоимости объекта налогообложения свыше 50 млн. руб. до 300 млн. руб. (включительно).

2) Для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб., – 2 %.

3) Для прочих объектов налогообложения – 0,5 %.

То, что налог на имущество физических лиц в Н.Новгороде в определенной части предусматривает прогрессивную шкалу налогообложения с простой прогрессией, может привести к тому, что несущественные колебания кадастровой стоимости объекта повлекут значительные изменения в сумме налога. Например, упрощенно говоря, если облагаемая кадастровая стоимость (с учетом вычетов) квартиры составит 10 млн. руб., то налог составит 10 тыс. руб. Если же облагаемая кадастровая стоимость увеличится на 1 руб., то налог составит уже 20 тыс. руб.

В действительности сумма налога исчисляется несколько сложнее (за исключением налога с «коммерческой» недвижимости), т.к. законодатель в новом варианте налогообложения стремился разрешить, по меньшей мере, две задачи: постараться не допустить уменьшения сумм при переходе с обложения имущества по инвентаризационной стоимости на кадастровую стоимость (не исключено, что по конкретному объекту налог по кадастровой стоимости по каким–то причинам меньше налога по инвентаризационной), а также увеличивать сумму налога постепенно, от года к году.

Конкретно, в п. 8 ст. 408 НК РФ предусмотрены понижающие коэффициенты (К), применяемые с первого налогового периода, в котором на территории соответствующего субъекта РФ введено обложение по кадастровой стоимости, и возрастающие каждый последующий год (0,2 – 0,4 – 0,6 – 0,8). Для случая Нижегородской области, коэффициенты, соответственно, будут выглядеть следующим образом: 0,2 – на 2015 г.; 0,4 – на 2016 г.; 0,6 – на 2017 г.; 0,8 – на 2018 г. На 2019 г. и последующие годы принижающие коэффициенты будут отсутствовать (т.е. они будут приниматься равными 1).

После определения понижающего коэффициента, налог первые четыре налоговых периода с начала применения обложения по кадастровой стоимости следует исчислять по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Н = (Н1 – Н2) x К + Н2,

где Н – сумма налога, подлежащая уплате; Н1 – сумма налога, исчисленная по кадастровой стоимости; Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости.

В п. 9 ст. 408 НК РФ установлено, что в случае, если исчисленное в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений п. 8 ст. 408 НК РФ (т.е. просто как облагаемая кадастровая стоимость, умноженная на ставку налога, без учета понижающих коэффициентов, что и должно в итоге получиться на пятом году применения налога по кадастровой стоимости).

Соответственно, если, например, кадастровая стоимость квартиры общей площадью 50 кв.м. в г. Н.Новгороде в 2015 году составит 5 млн. руб., а налог с нее, исчисленный по инвентаризационной стоимости, равен 300 руб., то итоговый расчет налога будет выглядеть следующим образом:

1) 5 млн. руб. / 50 кв.м. = 100 тыс. руб./кв.м. – кадастровая стоимость одного квадратного метра квартиры;

2) 50 кв.м. – 20 кв.м. (вычет по п. 3 ст. 403 НК РФ) = 30 кв.м. – облагаемая площадь квартиры;

3) 30 кв.м. x 100 тыс. руб./кв.м. = 3 млн. руб. – облагаемая кадастровая стоимость квартиры;

4) (3 млн. руб. x 0,1 % – 300 руб.) x 0,2 + 300 руб. = 840 руб. – итоговая сумма налога.

Кадастровую стоимость конкретной квартиры можно узнать на публичной кадастровой карте[1210]. Предварительный расчет налога можно выполнить с помощью сайта ФНС России[1211].

Исчисляетсяналог на имущество физических лиц только налоговыми органами (п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 408 НК РФ), с заблаговременным направлением налогового уведомления плательщику (п. 2 ст. 52 НК РФ, п. 2 ст. 409 НК РФ).

Для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению объектах недвижимого имущества и об их владельцах. Соответственно, п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Срок уплатыналога на имущество физических лиц: не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).

Налоговая декларация в налоге на имущество физических лиц не предусмотрена, как и для иных налогов, исчисляемых налоговыми органами.

К примеру, п. 3 решения Городской Думы города Н. Новгорода «О налоге на имущество физических лиц» предусматривает местные налоговые льготы, в том числе освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц такая категория граждан, как дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

 

 

7.3. ТОРГОВЫЙ СБОР

 

Торговый сбор является местным прямым (на предполагаемый доход) налогом (несмотря на название), урегулированным гл. 33 НК РФ, которая действует с 1 января 2015 г.

В соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт–Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ (п. 2 ст. 410 НК РФ). Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля (п. 6 ст. 416 НК РФ). Кроме того, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя) определяется уполномоченный орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором (п. 1, 2 ст. 418 НК РФ).

Также, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 410 НК РФ).

Иные элементы данного сбора (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Как указано в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 382–ФЗ, торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт–Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Такого федерального закона, который разрешал бы ввести торговый сбор на иных территориях, в настоящее время не принято, вследствие чего торговый сбор потенциально может быть введен только в городах федерального значения Москве, Санкт–Петербурге и Севастополе. На сегодняшний день сбор фактически введен только в г. Москве с 1 июля 2015 г. Законом города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе».

Плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт–Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).

То, что торговый сбор в действительности представляет собой налог, дополнительно подтверждается в п. 2 ст. 411 НК РФ: от уплаты торгового сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие ЕСХН, в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества. Таким образом, если от уплаты сбора освобождаются лица, осуществляющие некоторую деятельность, облагаемую налогом на предполагаемый доход, то в действительности имеется ввиду не сбор, а именно налог. Кроме того, в ст. 415 НК РФ, регламентирующей предельные ставки торгового сбора, их ограничение производится через расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения. Достаточно странно было бы ограничивать размер сбора размером налога. Примечательно и то, что в силу п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ в случае установления на соответствующей территории торгового сбора, ЕНВД по соответствующим видам деятельности не применяется. Это дополнительно обосновывает то, что торговый сбор – аналог ЕНВД.

В п. 1 ст. 416 НК РФ предусмотрена постановка на учет плательщиков торгового сбора. В соответствии с указанной нормой, постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.

Указанный орган, например, определен в ст. 4 Закона города Москвы «О торговом сборе»: полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Как разъяснено в письме ФНС России от 26 июня 2015 г. № ГД–4–3/11229@ «О торговом сборе», постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:

а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества.

б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) – в иных случаях (в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети).

В п. 2 ст. 416 НК РФ предусмотрено, что осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (т.е. по п. 2 ст. 116 НК РФ).

Приказом ФНС России от 22 июня 2015 г. № ММВ–7–14/249@ утверждены формы и форматы уведомлений о постановке на учет, снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, а также порядок заполнения этих форм. Кроме того, приказом ФНС России от 13 июля 2015 г. № ММВ–7–14/276@ утверждена форма Свидетельства о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе.

Объектом обложения торговым сбором согласно п. 1 ст. 412 НК РФ признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее – объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В ст. 413 НК РФ предусмотрено, что сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли. К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

К торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

Таком образом, объект обложения торговым сбором, как объект налога, можно охарактеризовать, как осуществление определенных видов предпринимательской деятельности. Сходным образом объект налога установлен в ЕНВД, патентной системе налогообложения и в налоге на игорный бизнес – налогами данной группы облагается предполагаемый от соответствующей деятельности доход плательщика, исчисляемый, исходя из ее внешних характеристик. Отличия только состоят в том, что в ЕНВД и в патентной системе налогообложения вводятся соответствующие понятия предполагаемого дохода (вмененный доход и потенциально возможный к получению годовой доход соответственно), после чего производится расчет налога; а в налоге на игорный бизнес и в торговом сборе сразу вменяется сумма налога. Кроме того, ЕНВД и патентная система налогообложения, как специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ), предполагают освобождение от ряда налогов. Сходным образом урегулирован и налог на игорный бизнес (хотя он и не обозначен в НК РФ, как специальный налоговый режим) – соответствующий доход не облагается НДС и налогом на прибыль организаций. Что же касается торгового сбора, то его плательщики от уплаты каких–либо налогов не освобождаются.

Каких–либо федеральных налоговых льгот по торговому сбору в НК РФ не предусмотрено.

Налоговая база для торгового сбора в НК РФ прямо не регламентируется, что, по всей видимости, является одним из элементов «маскировки» налога под сбор. Указанное обстоятельство, однако, не означает, что налоговой базы (в ее нормативном понимании, следующими из ст. 53 НК РФ) в торговом сборе не имеется. В частности, при исчислении торгового сбора, исходя из площади объекта стационарной торговой сети (розничного рынка, торгового зала – п. 3 – 5 ст. 415 НК РФ), налоговой базой конкретного объекта будет являться указанная площадь, в квадратных метрах. Если же, например, облагается осуществление деятельности в объекте стационарной торговой сети, не имеющим торгового зала, то налоговая база – количество единиц таких объектов.

Предельные налоговые ставки регламентированы в ст. 415 НК РФ. Первое общее ограничение следует из п. 1 ст. 415 НК РФ: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт–Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

В п. 3, 4 ст. 415 НК РФ введены конкретные ограничения на предельные ставки торгового сбора: ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв.м. по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 кв.м. площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт–Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв.м. по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50. Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 руб. на 1 кв.м. площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент–дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.