Факторы, определяющие ценовую эластичность.
Факторы ценовой эластичности спроса:
* наличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот;
* универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него;
* фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения;
* доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос;
* уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна;
* консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми;
* «неоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.);
* предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.
Классификация затрат по статьям калькуляции и элементам затрат: общее и различие.
Перечни калькуляционных статей отражают особенности производств.
Для современной отечественной практики наиболее характерным можно считать следующий перечень статей калькуляции:
1. сырье и материалы;
2. топливо и энергия на технологические цели;
3. заработная плата производственных рабочих;
4. начисления на заработную плату производственных рабочих;
5. общепроизводственные расходы;
6. общехозяйственные расходы;
7. прочие производственные расходы;
8. коммерческие расходы.
Элементы затрат:
1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
2. затраты на оплату труда;
3. отчисления на социальные нужды;
4. амортизация основных фондов;
5. прочие затраты.
Группировка затрат по экономическим элементам отражает их распределение по экономическому содержанию независимо от формы их использования для производства того или иного вида продукции и места осуществления этих затрат.
Группировка затрат по калькуляционным статьям отражает их состав в зависимости от направления расходов (непосредственное производство или обслуживание его) и места возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживающие хозяйства
Элементы затрат — это экономически однородные, более неделимые, нерасщепляемые затраты, отражают распределение затрат, независимо от формы использования в производстве того или иного вида продукции и места осуществления этих затрат.
Статьи калькуляции, наоборот, состоят из разнородных в экономическом смысле затрат. Каждая статья калькуляции включает все экономические элементы затрат.
Методы государственного регулирования цен и тарифов.
Перечислим основные рычаги прямого ценового регулирования:
* установление верхнего абсолютного предела цены (самый жесткий рычаг в условиях рынка); как вариант — определение исходной базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;
* ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости;
* установление ограничений на посреднические вознаграждения;
* определение нижнего предела цены.
Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции.
Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях.
Как вариант прямого ценового регулирования можно считать фиксированные цены (цены однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону.
К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и др.
Система ценообразующих факторов.
Все многообразие ценообразующих факторов, как показывает экономическая практика, можно разделить на три группы:
* базовые (неконъюнктурные);
* конъюнктурные;
* регулирующие, связанные с государственной политикой.
Базовые (неконъюнктурные) факторы предопределяют относительно высокую стабильность развития ценовых показателей. Действие этой группы факторов различно на рынках разных типов. Так, в условиях товарного рынка неконъюнктурные факторы считаются внутрипроизводственными, затратными, стоимостными, поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат.
Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя и др.
Регулирующие факторы проявляются тем очевиднее, чем активнее вмешательство государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или жесткий административный характер.
По мере развития рынка, все большего насыщения его товарами и услугами возрастает роль конъюнктурных факторов. В настоящее время существуют типы рынков и группы благ, применительно к которым называют только конъюнктурные факторы, например, земля и ценные бумаги.
Виды цен по базисным условиям поставки.
Под базисными условиями понимают условия отражения в цене расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование продукции, её таможенной границы.
В мировой практике (в том числе и в России) правила отражения в ценах базисных условий отражены в специальном документе «Инкотермс 2000»
При дифференциации цен по базисным условиям участниками сделки оговаривается порядок распределения расходов между продавцом и покупателем. Чем меньший объем расходов принимает на себя продавец, тем цена считается структурно менее полной, и наоборот.
Самыми полными ценами являются цены группы «D». Цены структурно менее полные (цены EXW, FCA, FAS, FOB) используются, как правило, при заключении сделок по товарам, производство которых сосредоточено в ограниченном числе пунктов, а сеть потребления очень широкая. В этом случае продавцу выгодно включать расходы лишь до базисных пунктов (тяготеющих к пункту производства или добычи).
Доставлять продукцию до каждого покупателя продавцу невыгодно и зачастую невозможно. Такая ситуация существует при поставках нефтепродуктов (в цистернах), угля, зерна и т. д.
Виды цен с учётом условий франко
Цены франко-отправления – цены, которые помимо затрат на производство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза. Например, добытый уголь от шахты доставляется до ближайшей железнодорожной станции, откуда будет транспортироваться на большое расстояние. Цена с включением расходов до станции отправления называется ценой франко-станция отправления. Аналогично формирование цен франко-пристань и франко-порт отправления.
Цены франко-назначения – цены, включающие помимо себестоимости и прибыли расходы до пункта назначения, вплоть до пункта потребления. В отличие от цен отправления эти цены содержат основную транспортную составляющую.
Взаимосвязь национальных, внешнеторговых и мировых цен.
Национальные-цены,обслуживающие нац-экономику,фомируемые с учетом особенностей отраслей нац-хозяйства и наиболее полно отражающие конъюктуру товаров и услуг на внутреннем рынке.
Внешнеторговые- Цены,обслуживающие обороты импортируемой и экпортируемой продукции.
Мировые-цены, обслуживающие муждународный рынок в целом и наибоее полно отражающие конъюктуру товаров и услуг масштабе общего мирового рынка.
Изменение стурктуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|