Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ





В научной литературе по вопросу о взаимоотношении понятий «культура» и «цивилизация» существует несколько позиций – отождествление, противопоставление и взаимообусловленность.

Первоначально эти понятия использовались как синонимы, никакого противопоставления не предполагалось.

Уже с эпохи Просвещения философы настаивали на взаимосвязи этих понятий. По их мнению, только высокая культура могла порождать цивилизацию, а цивилизация, соответственно, была показателем культурной развитости общества и индивидов. Данные понятия как синонимы часто используются в трудах Г. Гумбольдта, Э. Тейлора. По мнению З. Фрейда, именно культура и цивилизация отличают человека от животного.

Но наряду с отождествлением понятий «цивилизация» и «культура» уже в эпоху Просвещения возникает традиция и их противопоставления. Под культурой многие исследователи стали понимать духовный потенциал человечества, под цивилизацией – материальную сферу. Уже тогда было впервые замечено, что материальный прогресс еще не означает достижение высокого уровня духовного развития. Понятие цивилизации становится синонимом урбанизации, бездуховного техницизма, понимается как источник дегуманизации мира.



По мнению О. Шпенглера, цивилизация – последний этап развития культуры, этап ее упадка и гибели. По мнению Н. Бердяева, культура имеет душу, цивилизация – лишь методы и орудия.

Еще более глубоко противопоставляет цивилизацию и культуру Г. Маркузе. Для него цивилизация – холодная, жесткая, повседневная реальность, культура – праздник.

Но, даже противопоставляя культуру и цивилизацию, ученые не могли не признавать их взаимообусловленности. Так возник оптимальный взгляд на данную проблему, сторонники которого признают наличие различий между культурой и цивилизацией, но в то же время не отрицают их взаимодействия.

В рамках данного направления сложился взгляд на цивилизацию как на процесс эволюции культур в направлении к более сложным состояниям. При таком подходе культура и цивилизация сосуществуют в единстве.

Реальные связи между ними выступают в определенных формах. Первая из них – генетическая(культура как наиболее ранняя форма создает цивилизацию, объективизируется в ней). Вторая форма связи – структурно—функциональная,так как культура и цивилизация, воплощая в себе материальную и духовную стороны жизни, не могут существовать без взаимодействия. Третья связь – дисфункциональная.При ней цивилизация подчиняет культуру, унифицирует ее, приводит к кризису. Но это означает в свою очередь то, что могут появиться новые ценности, которые лягут в фундамент новой культуры.



 

ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

В рамках теории исторической эволюции культур признается наличие множества локальных цивилизаций.

Близкие по своим чертам локальные цивилизации объединяются в культурно—исторические типы. Но критерий объединения цивилизаций может быть различным.

Типологическим признаком может быть признана общность природно—климатических условий жизни. В этом случае выделяются горные, степные, речные, лесные, морские цивилизации, имеющие сходства и различия в хозяйственной, социально—политической и культурной деятельности.

Иная культурно—историческая типология представляется, если за основу принимается религия. В зависимости от наиболее распространенного вероисповедания выделяются типы христианской, исламской, буддийской, конфуцианской цивилизаций.

По хозяйственно—экономическому признаку различают цивилизации аграрные, индустриальные, постиндустриальные.

Для характеристики общности культуры и цивилизации используют также национально—этнический принцип, выделяя американскую, русскую и другие цивилизации. Чаще употребляется региональный подход, тогда выделяют цивилизации Запада и Востока, Севера и Юга.



Обоснование данной культурологической концепции присутствует в трудах Н. Я.Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.

Н. Я. Данилевский выделял самобытные цивилизации: египетскую, китайскую, ассиро—вавилоно—финикийскую, еврейскую, греческую, римскую, новосемитскую (или аравийскую) и германо—романскую (или европейскую). Славянскую цивилизацию он относил к числу самых молодых, ей, по мнению ученого, принадлежит будущее.

Каждый тип данных цивилизаций проходит определенные стадии развития, отличается достижениями в той или иной сфере. При этом цивилизации невозможно оценивать по шкале «выше – ниже». Ни одна цивилизация не может претендовать на то, что именно она представляет собой высшую точку развития.

Не все цивилизации развиваются одинаково. Одни уходят в небытие, другие оказываются односторонними, третьи подвергаются внешним воздействиям. Жизнь цивилизаций конечна, но культура бесконечна, поэтому поступательное движение человечества не прекращается.

О. Шпенглер выделяет египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко—римскую (аполлоновскую), византийско—арабскую (магическую), западноевропейскую (фаустовскую) цивилизации.

Согласно типологии А. Тойнби различаются западно—христианская, православно—христианская, исламская, индуистская, дальневосточная цивилизации.

В научной литературе предлагается и такая типология: протоцивилизация, ранние цивилизации, мировые цивилизации и универсальные цивилизации.

 

Ценности, нормы и идеалы как составляющие культуры.

ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях – аксиология.

Ее развитию в немалой степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт.

Существуют различные подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из следующих представлений.

Ценность– это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту.

Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи).

Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.

Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования – ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете.

Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность.

Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.

Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно—денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека.

Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная – не иметь ценности.

В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Есть классификации, в которых ценности выстраиваются в иерархической последовательности – от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные.

На основе ценностных представлений, господствующих в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по—своему.

В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, материальное благополучие, любовь, успешная карьера, порядочность и др.

У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности.

Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альтернативных ценностей.

 

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

Важным средством регуляции поведения людей выступают культурные нормы.

Устанавливаемые государством нормы являются официальным выражением культурных норм.

Но правовые нормы не исчерпывают всего разнообразия действующих в обществе норм.

Культурные нормывозникают уже на самых ранних этапах человеческой эволюции. С помощью знаковых систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества – обычаи, традиции.

Различные культуры обладают разной степенью нормативности.

Нормативная «недостаточность» может привести к негативным явлениям – росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. Но препятствием для социального прогресса может стать и нормативная «избыточность».

Культурные нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллективных действий. Следование культурным нормам выступает необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка.

Культурные нормы нередко представляют собой процедурные правила, способы, программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата производственно—технические нормы, секреты профессионального мастерства, приемы деятельности).

Культурные нормы обычно подразделяются на общекультурные, групповыеи ролевые.

К общекультурным нормамотносятся правила поведения в публичных местах – на улице, в городском транспорте, магазине, театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности и др.

Групповые нормымогут быть как образцами поведения, характерными для некоторого класса, социального слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые устанавливают для себя отдельные группы, сообщества или организации (нормы первой группы – правила светского этикета, дворянской чести, воинский устав и др.; нормы второго вида – нормы поведения в клубе, фирме и др.).

Ролевые нормыопределяют характер поведения находящегося в определенной социальной позиции (роль руководителя, покупателя, родителя и др.).

Общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая отклоняющееся (девиантное) поведение.

Главными механизмами социального контроля выступают общественное мнение, административное управление.

Контроль над соблюдением норм и защита их от нарушений являются непременными условиями существования культуры. Общество заинтересовано в этом потому, что соблюдение социокультурных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступления от норм чреваты непредсказуемыми последствиями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.