Сделай Сам Свою Работу на 5

Что понимается под «гражданским обществом» и каков характер его отношений с социальным государством?





Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни.

Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и социальным государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.

Гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как социальное государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом случае - о ее правах как отдельного человека на жизнь, свободу и т.д., а во втором - о ее политических правах.

В последнее время в России гражданские движения переживают настоящий бум. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков).

20. В каких формах осуществляется экономическая демократия в развитых странах и в современной России

 

Экономическая демократия характеризуется участием субъектов экономических отношений в управлении производством и распределением его результатов. Экономическая демократия предусматривает ограничение прав собственников имущества или капитала и передачу части этих прав наемным работникам, органам местного самоуправления, государственным или иным институтам.



 

21. Для выполнения каких функций создается система социального партнерства? Насколько эффективно действует эта система в современной России?

 

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.



 

В России система социального партнерства еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнерства, а также посредствам активного сотрудничества со СМИ. Все выше перечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты: 1) участие в социальном партнерстве экономит время на решение проблем, связанных с неудовлетворенностью работников условиями труда, повышением производительности труда, качества продукции и как следствие увеличение прибыли;

2) заинтересованность в конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве с работодателем; 3) наиболее оптимальный способ достижения стабильности развития организации.

 

22. Каковы главные цели и сферы осуществления социальной политики социального государства?

 

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.



Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

 

 

23. Кто выступает субъектами социальной политики социального государства и какие функции они выполняют?

 

Субъектами социальной политикиявляются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действую­щие в социальной сфере негосударственные организации, об­щественные объединения граждан и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполни­тельные, судебные органы власти, определяющие при общест­венном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-право­вую базу социальной политики государства и проводящие не­посредственную практическую работу по ее реализации.

Некоторые исследователи считают, что объект — это подчи­ненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обла­дающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представ­лен социальной сферой общества, а также их показателями — благосо­стояние, образование, здоровье населения, социальная стабиль­ность, конструктивность отношений социальных групп и т.д.

В формировании и реализации социальной политики участ­вует множество субъектов. Их деятельность определяется кон­кретными социальными интересами и осуществляется на осно­ве нормативно-правовой базы.

 

Социальная политика, а соответственно и деятельность ее субъектов на региональном и местном уровнях, направлена на решение конкретных проблем населения, от­дельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.

Субъектами социальной политики, наряду с государством, выступают также:

— государственные ведомства и учреждения;

— органы местного самоуправления;

— внебюджетные фонды;

— общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;

— коммерческие структуры и бизнес;

— профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

— граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

 

Государство законодательным путем гарантирует минимум всех благ, необходимых для жизни человека, семьи. Она определяется особенностями страны: территория, климат, величина населения, характер общественной системы, идеология и практическая деятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень экономического развития, национальная специфика, сложившиеся культурные стереотипы поведения.

Социальная политика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и услуг в достаточном количестве, адекватном спросу, объему и структуре потребностей населения. Основными ее направлениями являются: регулирование заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовых качеств работников, поддержание здоровья, культурного и образовательного уровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение.

Система государственного вспомоществования предусматривает регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население и участники общественного производства, не имеющие достаточного с точки зрения общепринятого стандарта дохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из государственного бюджета.

Деятельность государства не ограничивается только перераспределением денежных доходов. Она включает в себя также формирование общественных фондов и финансирование отраслей социальных услуг, удовлетворяющих потребности населения в получении общего и профессионального образования, поддержании здоровья, в жилье, здоровой окружающей среде, транспорте. Социальная политика отвечает за доступность минимума (на данном этапе развития общества) услуг всем слоям населения.

 

24. Какова роль социальных стандартов в проведении эффективной социальной политики социального государства?

 

Социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров качества жизни в условиях социальной переориентации рыночной экономики, направлением новой социальной политики.

В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая – это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:

– прожиточный минимум различных категорий населения;

– минимальный размер оплаты труда;

– ставка первого разряда единой тарифной сетки;

– минимальный размер пенсий;

– минимальные значения ряда социальных пособий;

– нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами;

– нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения.

Ко второй группе относятся «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. К этой группе стандартов относятся, например:

– средняя заработная плата;

– средний размер пенсий;

– средняя обеспеченность жильем;

– среднедушевой доход;

– средние значения показателей качества жизни.

Очевидно, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку, если этот уровень обеспечения не достигнут, физическое существование невозможно.

 

25. В какой степени эффективность проводимой социальной политики зависит от уровня развития в стране социального рыночного хозяйства?

Социальное рыночное хозяйство — это такая экономика, которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека — к экономической политике.

1. Обеспечение максимально высокого уровня благосостояния.

Средства достижения: экономическая политика, сориентированная на экономический рост, на повышение уровня и качества жизни наро­да; установление экономически рационального порядка и конкуренции; полная занятость населения; экономическая свобода хозяйственных субъектов; свобода внешней торговли и т.д.

2. Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы и в особенности обеспечение стабильности общего уровня цен.

Средства достижения: существование независимого Центрального эмиссионного банка; "стабильность" государственного бюджета; выравнивание платежного баланса и равновесия во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, справедливость и социальный прогресс (защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества).

Средства достижения: производство в максимальном объеме социального продукта; государственная корректировка первоначаль­ного распределения национального дохода; установление социальных стандартов; отлаженная система социальной помощи и т.д.

Одним словом, социальная рыночная экономика должна опираться на свободу конкуренции, частного предпринимательства и на госу­дарственное регулирование экономики.

 

 

26. Что понимается под «социальной ответственностью государства» и «социальной ответственностью гражданина»?

Социальная ответсвенность государства - политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная ответственность гражданина – с одной стороны включает в себя ответсвенность перед обществом, а с другой перед близкими. Перед обществом, прежде всего выражается в соблюдении законов и других правовых норм, а так же в передаче гражданином части собственности ( в виде налогов) на общественные и социальные нужды. Перед своими близкими, в первую очередь перед семьей, социальная ответственность гражданина выражается в посильной заботе о материальном достатке членов семьи, в создании благоприятного психологического климата в семье, в нравственном воспитании детей и солидарной ответственности поколений.

 

27. Какие задачи сегодня решает корпоративная социальная политика в развитых странах и в России? Какие задачи сегодня решает корпоративная социальная политика в развитых странах и в России?

 

Сам термин «корпоративная социальная ответственность» в России получил распространение с приходом к власти президента В.

Путина, сформулировавшего две основные задачи для крупного бизнеса: «работа на благо собственной страны» и «укрепление доверия со стороны населения». Последняя задача весьма актуальна, но трудно выполнима, учитывая негативное отношение российского общества к крупному капиталу. Переход к рыночной экономике и приватизация 1990-х сопровождались в нашей стране высоким уровнем социально-политической напряженности, значительным расслоением в обществе, падением уровня жизни большинства населения1, наряду с появлением огромных состояний «олигархов», разбогатевших при разделе промышленного потенциала государства. Несправедливость эпохи первоначального накопления капитала в России может быть отчасти компенсирована благодаря корпоративной социальной ответственности, которая призвана стать инструментом достижения баланса интересов общества, бизнеса и государства, сформировать климат общественного доверия и социально-политической стабильности. Это особенно важно в современных условиях глобального финансового кризиса, выход из которого можно найти только совместными усилиями государства, общества и корпораций.

Таким образом, политологический анализ проблемы корпоративной социальной ответственности в современной России представляется актуальным и значимым.

 

 

28. Какими показателями можно измерить эффективность социальной политики социального государства?

 

1. Степень социального расслоения и направленность социальной мобильности. Четкая стратификация социальных групп позволит планировать объем помощи конкретным слоям населения и придавать адресность реализации иных социальных проектов, предотвращая необдуманное, неоправданное «рассеивание» бюджетных средств.

2. Степень социального напряжения (частота вызванных ею общественных эксцессов, причины, характер, качественный состав участников). Напряжение может сопровождаться не только и не столько явной демонстрацией гражданами недовольства. Осознание непрочности своего экономического статуса, частые колебания в уровне материального благосостояния порождают негативный психологический эффект — переживания, неуверенность, страх оказаться в бедственном положении, состояние безысходности.

3. Динамика и характер заболеваемости населения с вычленением так называемых социальных недугов: туберкулеза, педикулеза, кожных заболеваний, нервных расстройств и ряда других. Особое внимание должно уделяться состоянию здоровья детей. Только среди дошкольников Астраханской области 67,6 % имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Обычно государство связывает свое благополучие со снижением размеров детской смертности, тогда как этот показатель меркнет на фоне показателей количества детских заболеваний, обусловленных неблагоприятной социальной средой, уровня детского дебилизма и иных отклонений.

4. Масштабы социального сиротства, беспризорности, девиации, делинквентного поведения детей и подростков. В 1997 г., по данным Наркологического центра Астраханской области, число наркоманов среди подростков увеличилось на 24 %.

5. Размеры правонарушений и преступлений, спровоцированных социальными условиями жизни.

6. Анализ качества структуры миграционных и эмиграционных потоков.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.