Источник информации Методы
Социология как наука об обществе
Объект социологии – общество. Такое определение объекта социологии ясно из самого названия этой науки. Термин «социология» происходит от латинского «societas» (общее, общество) и греческого «logos» (слово, знание, учение, наука). Следовательно, в буквальном переводе слово «социология» означает «учение об обществе». Социологию интересуют социальные общности различного масштаба (нации, классы, слои, группы) и их влияние на индивида. Будучи наукой о социальных общностях, социология исследует:
- массовые социальные процессы и массовое поведение людей;
- состояние, направленность и формы социального взаимодействия людей;
- совокупную жизнедеятельность людей, образующих социальные общности;
- сходство или противоборство социальных интересов.
В предмет социологии входят только существенные, значимые, устойчивые социальные связи. Важный вклад в дело определения предметного поля социологии, а, следовательно, и формирование новой науки внёс один из её основоположников Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он разделял всю совокупность факторов, воздействующих на человека, на три рода. Мир природных фактов (их источником выступает природа) составляют физические и биологические явления. Мир психических фактов (эмоции, переживания, страсти и желания) порождён психической активностью человека. И, наконец, мир социальных фактов, обусловленный обществом. Классификация социологии
Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания[7]. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.
Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.
В структуре социологии принято выделять три уровня:
верхний уровень социологического знания, который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.
средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).
нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.
Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми. Термин функция в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества.
Гносеологическая (теоретико-позновательная) функция. Позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, общий взгляд на общество, его социальные связи.
Информационная функция. Дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.
Информационная функция. Она не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выдаче рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.
Организационная функция. Заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе.
Прогностическая функция. Позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, кто принимает ответственные решения, затрагивающие отдаленное будущее.
Пропагандистская функция. Дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы герое общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.
Структура и уровни социологического знания. Методы социологии.
Состав и структура социологии могут быть рассмотрены по двум векторам. Первое основание, по которому возможен анализ структуры социологии, задано уровнями знания от чувственно-конкретного до абстрактного. В соответствии с этим вектором, социология делится на три уровня.
- Эмпирическая (прикладная) социология разрабатывает специальный социологический инструментарий и получает с его помощью достоверную социологическую информацию.
- Теоретическая социология обобщает, систематизирует первичную социологическую информацию и строит на этой основе теории социальных процессов.
- Методологическая социология призвана совершенствовать социологического знания путём уточнения предметного поля социологии, расширения категориального аппарата науки и т.д.
Помимо «вертикального» среза, социология структурируется также и по «горизонтальному» вектору. В этом случае социологическое знание включает в себя различные специализированные разделы – отраслевые социологии.
Специализированные разделы социологии:
- социология брака и семьи;
- социология молодёжи;
- социология культуры;
- социология религии;
- политическая социология;
- экономическая социология;
- социология управления;
- социология конфликта.
В настоящее время насчитывается более 40 различных отраслевых разделов социологии. Зачастую отраслевые социологии развиваются до такой степени, что получают статус отдельной науки. Так, например, социология конфликта, будучи дополненной категориальным аппаратом и инструментарием социальной психологии, преобразовалась в конфликтологию, а социология управления в той её части, которая развивалась применительно к сфере производственных отношений на уровне предприятий, известна сегодня больше под именем «менеджмент».
Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.
Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.
Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.
Социология как наука использует ряд методов:
Источник информации Методы
Документальный Анализ документов, контент-анализ.
Внешние проявления социальных явлений Наблюдение
Человек Опрос (анкета, интервью)
Малая группа Социометрический опрос
Социальный опыт Экспертный опрос
Организованная группа Эксперимент
1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.
2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.
3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:
вводная часть (введение в проблему),
основная часть (вопросы по проблеме),
заключительная часть (социальная).
4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.
5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|