Сделай Сам Свою Работу на 5

Участие прокурора в правотворческой деятельности





Необходимость правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и действенной борьбы с преступностью, достижения соответствия принимаемых законов Конституции и федеральным законам, устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий, а также исчерпывающего знания законов и правильного их применения требуют от органов прокуратуры активного участия в правотворческой деятельности, полного и достоверного учета нормативных правовых актов РФ и ее субъектов.

Приказ Генерального прокурора РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» в целях достижения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры РФ содержит указания обеспечить активное участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности.



Уполномоченные прокуроры при выявлении пробелов и недостатков законодательства, требующих дополнительного правового регулирования, должны вносить предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм, которые следует направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ для проработки и представления на рассмотрение руководства.

Необходимо исключить факты направления законодательных предложений (за исключением предложений по совершенствованию законодательства субъектов РФ) в другие органы, минуя управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ.

Прокуроры субъектов РФ обязаны обеспечить активное участие нижестоящих прокуратур в разработке законодательных актов субъектов РФ, используя для этого такие формы работы, как представление инициативных проектов, участие в составе рабочих групп, направление заключений на законопроекты, участие в обсуждении проектов на пленарных заседаниях представительных (законодательных) органов.



Систематизация законодательства в Генеральной прокуратуре РФ возложена на отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах – на старших помощников прокуроров по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения), в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним прокуратурах – на одного из старших помощников (помощников) прокурора.

На отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ возложено решение следующих вопросов:

– учет и поддержание в контрольном состоянии поступающих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, систематическое ведение их картотеки, а также карточек судебной практики;

– учет и поддержание в контрольном состоянии конституций (уставов), кодексов, законодательных актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, систематическое ведение их картотеки;

– проведение консультационно-справочной работы;

– обеспечение аппарата Генеральной прокуратуры РФ нормативными материалами и юридической литературой;

– издание экспресс-бюллетеня Генеральной прокуратуры РФ, сборников нормативных актов по отдельным отраслям законодательства;

– внесение информационному центру предложений по совершенствованию информационной системы федерального законодательства;

– проверка состояния работы по систематизации законодательства в подчиненных органах прокуратуры, оказание им практической помощи, распространение положительного опыта работы;



– организация мероприятий по повышению квалификации подведомственных кадров, их стажировка;

– сотрудничество с прокуратурами государств СНГ по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

На старших помощников прокуроров субъектов РФ по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения) и приравненных к ним прокуроров возложено решение следующих вопросов:

– учет и систематическое ведение картотек федеральных нормативных правовых актов, судебной практики, а также нормативных правовых актов субъектов РФ;

– поддержание нормативной базы в контрольном состоянии;

– проведение консультационно-справочной работы;

– обеспечение своих аппаратов и подчиненных прокуратур нормативными материалами и юридической литературой;

– контроль за состоянием работы по систематизации в подчиненных прокуратурах и оказание им практической помощи.

Словарь терминов

Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, возглавляющее систему органов и учреждений прокуратуры в Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается и освобождается от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.

Государственный обвинитель –поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры, а также по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, также дознаватель либо следователь.

Государственный контроль –проведение специально уполномоченными органами исполнительной власти проверок выполнения юридическими лицами или частными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Объекты прокурорского надзора –государственные органы и должностные лица, деятельность которых попадает под потенциальную возможность со стороны прокуратуры осуществить проверки соблюдения и исполнения ими Конституции, федерального законодательства, а также соответствия закону издаваемых ими нормативно-правовых актов. К объектам прокурорского надзора относятся федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Отрасль прокурорского надзора – обособленное специфическим предметом и объектами прокурорского надзора самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры по осуществлению контроля за соблюдением и исполнением Конституции, федеральных законов, а также за законностью издаваемых соответствующими государственными органами и должностными лицами нормативно-правовых актов.

Постановление прокурор – акт (документ) прокурорского реагирования на обнаруженные в ходе проведения прокурорской проверки обстоятельств, указывающих на наличие в действиях (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения.

В этих случаях прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Пределы прокурорского надзора – установленные федеральным законодательством, а также руководящими указаниями Генерального прокурора РФ рамки, ограничивающие реализацию прокурором своих надзорных полномочий.

Предмет прокурорского надзора –деятельность поднадзорных прокуратуре объектов, в части касающейся соблюдения ими Конституции и надлежащего исполнения федеральных законов, соответствия издаваемых ими нормативных актов федеральному законодательству, соблюдение в своей деятельности прав и свобод человека и гражданина; принятие поднадзорными органами управления и их должностными лицами мер к предупреждению нарушений законов, в целях установления режима законности и правопорядка.

В предмет прокурорского надзора не входит надзор за исполнением законов высшими представительными и исполнительными федеральными органами государственной власти, деятельность Президента РФ и органов судебной власти.

Предостережение о недопустимости нарушения закона – акт (документ) прокурорского реагирования, выносящийся прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Представление прокурора – акт (документ) прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, содержащий требования об их устранении, которые наступили в результате действий (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органами или должностными лицами.

Прокурор –настоящий термин имеет следующие значения:

– прокурор – должностное лицо, которое возглавляет соответствующую прокуратуру (территориальную, областную, районную или специализированную – военную, природоохранную, и т. д.).

– прокурор – совокупность должностных лиц, указанных в ст. 54 Закона о прокуратуре: Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Прокурорские работники – совокупность всех сотрудников органов прокуратуры: прокуроры, следователи прокуратуры и другие работников органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Прокурорский надзор – урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемой специально созданными для этого органами прокуратуры и направленной на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства.

Протест прокурора – это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование о его отмене или приведении в соответствие с законом.

Судебный контроль –особая форма осуществления правосудия в сфере уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного и административного судопроизводства.

Тактика и методика прокурорского надзора – выработанные юридической наукой понятия, которые обозначают совокупность методов и способов осуществления прокурором своих полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законов.

Уголовное преследование – процессуальная деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Формы прокурорского надзора –правовые средства реализации предоставленных прокурору полномочий.

Функции прокуратуры – основные направления деятельности органов прокуратуры. Функции органов прокуратуры включают в себя кроме отраслей прокурорского надзора, также и другие направления, такие как уголовное преследование, международное сотрудничество, правотворческую деятельность и т. д.

Используемая литература

1. Крюков, В. Ф. Прокурорский надзор: учеб. пособие / В. Ф. Крюков. – М.: Норма, 2008.

2. Прокурорский надзор: учебник / под ред. Ю. Е. Виноградова и др. – М.: Юрайт-Издат, 2008.

3. Ахетова, О. С. Прокуратура и прокурорский надзор: учеб. пособие / О. С. Ахетова. – М.: Эксмо, 2008.

4. Григорьева, Н. В. Прокурорский надзор: учеб. пособие / Н. В. Григорьева. – М.: РИОР, 2008.

5. Прокурорский надзор: учебник / под ред. О. А. Галустья-на. – М.: ЮНИТИ, 2008.

6. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / под ред. А. Н. Савенкова. – М.: ИТК Дашков и К, 2008.

7. Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор: учебник / В. Г. Бес-сарабов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

8. Сухарев, А. Я. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве: учебник / А. Я. Сухарев. – М.: Норма, 2008.

 

Оглавление

· Принятые сокращения

· Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

· 1.1. Предмет и система учебного курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»

· 1.2. Прокуратура в системе органов государственной власти

· 1.3. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора. Отрасли прокурорского надзора

· 1.4. Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры

· 1.5. Правовое регулирование прокурорского надзора

· Тема 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ

· 2.1. Учреждение прокуратуры в России и правовое регулирование ее деятельности

· 2.2. Правовое регулирование прокурорского надзора в советский период

· 2.3. Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры на современном этапе

· Тема 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

· 3.1. Система принципов организации и деятельности прокуратуры

· 3.2. Значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры

· Тема 4. СИСТЕМА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ ПРОКУРАТУРЫ

· 4.1. Система органов прокуратуры в Российской Федерации

· 4.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ, его основные полномочия

· 4.3. Территориальные прокуратуры

· 4.4. Специализированные прокуратуры

· 4.5. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации

· Тема 5. СЛУЖБА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ

· 5.1. Кадровая политика в органах и учреждениях прокуратуры

· 5.2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, и порядок приема на службу в органы прокуратуры

· 5.3. Прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры

· 5.4. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры

· 5.5. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

· Тема 6. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

· 6.1. Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов

· 6.2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

· 6.3. Основы методики организации прокурорского надзора за исполнением законов

· 6.4. Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ

· Тема 7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

· 7.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

· 7.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

· 7.3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности

· 7.4. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

· Тема 8. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ

· 8.1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания

· 8.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

· 8.3. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

· 8.4. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела

· 8.5. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования

· Тема 9. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ УГОЛОВНЫХ, ГРАЖДАНСКИХ И АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ

· 9.1. Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства

· 9.2. Участие прокурора в стадии подготовки к судебному заседанию

· 9.3. Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции

· 9.4. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной и кассационной инстанций

· 9.5. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции

· 9.6. Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел

· Тема 10. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ПРИМЕНЯЮЩИХ НАЗНАЧЕННЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, И АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

· 10.1. Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

· 10.2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы

· 10.3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

· Тема 11. ИНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

· 11.1. Участие прокурора в уголовном преследовании

· 11.2. Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан

· 11.3. Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве

· 11.4. Участие прокурора в правотворческой деятельности

· Словарь терминов

· Используемая литература

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.