Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы развития военных прокуратур





Развитие института военной прокуратуры условно можно подразделить на несколько периодов.

Первый период (1711-1867 гг.) можно охарактеризовать как становление и развитие аудиториата в российской армии и на флоте. Аудиториат стал первоначальным шагом к появлению института военных прокуратур в российской армии и на флоте.

Петр I создал регулярную армию по образцу армий зарубежных западных государств. Естественно, перенимая опыт военного строительства, император обязан был интересоваться и теми юридическими нормами, которые регулировали деятельность вооруженных сил на западе Европы.

Должность аудитора в российской армии и на флоте была учреждена в 1711 г. Так, в штатах полков российской армии вводилась должность аудитора. Правовой статус аудитора, содержащийся в Кратком изображении процессов или судебных тяжеб 1716 года, исключал властные полномочия, и они заключались в том, что он должен был знать военно-судебные законы, присутствовать в судебных заседаниях, наблюдать за соблюдением формы судопроизводства, в случае необходимости давать разъяснения по возникшему вопросу, записывать все происходящее в суде.



Аудитором мог быть офицер армии, имеющий юридическое образование. Однако должность аудитора была непопулярна в войсках. Согласно "Табели о рангах" от 24 января

1722 г. звание "генерал-аудитор" (высший чин военно-судебного ведомства) соответствовал чину подполковника в армии, "обер-аудитор" — чину капитана. Офицеры предпочитали службу по строевой части, поскольку аудитор имел меньший должностной оклад (например, в 1837 г. оклад аудитора составлял 214 рублей в год). Аудиторы полностью подчинялись власти военного командования. Именно органы военного; командования имели право уголовного преследования, назначения членов суда из числа офицеров, ревизии и утверждения приговоров, вынесенных военным судом. Отсутствие материальных стимулов, перспектив служебного роста, непопулярность должности аудитора в войсках привели к тому, что должности аудиторов становились в большинстве случаев вакантными и заполнялись гражданскими лицами.

Аудиторов первоначально готовили из писарей, не имевших юридической подготовки. Их положение постоянно изменялось, поскольку оно полностью зависело от волеизъявления военного командования. Военные начальники имели право назначать и смещать аудиторов с должности. Сначала командиры полков назначали в аудиторы грамотных фельдфебелей и писарей, а с 1728 г. аудиторами могли быть лишь офицеры до капитана включительно. Властными полномочиями аудиторы не обладали. Кроме того, аудиторов привлекали к исполнению не свойственных им функций. Так, в 1796 г. аудиторы в полках помимо судной paботы должны были наблюдать за соблюдением порядка в обозе.



В 1797 г. был создан генерал-аудиториат — центральный орган по военно-судным делам. На Генерал-Аудиториат возлагалось рассмотрение производства судных и следственных дел об офицерах и нижних чинах из дворян, учреждение военно-судных комиссий о лицах, предаваемых военному суду императором.

18 июня 1799 г. все аудиторы были подчинены Генерал-Дудитору. Назначение их, производство в чины и звания, увольнение, награждение и перевод аудиторов отнесены так-ясе к компетенции генерал-аудитора. Несомненно, данные нововведения способствовали обособлению, созданию централизованного механизма будущей военной прокуратуры в России.

Второй период (1867-1917 гг.) характерен появлением в российской армии должности военного прокурора.

Вступление на престол императора Александра II открыло в истории военно-судного ведомства начало нового периода, ознаменованного коренными преобразованиями военного суда и прокурорского надзора на новых началах. Армия и военная юстиция нуждались в реформах не меньше общества. Печальный исход Крымской кампании обнаружил полную неподготовленность и отсталость армии в боевом и техническом отношениях. В связи с этим указами императора было повышено материальное обеспечение и служебное положение аудиторов, что способствовало быстрому заполнению вакантных должностей и обновлению состава военно-судного ведомства.



Дальнейшее развитие уголовно-процессуального законодательства было ознаменовано проведением судебной реформы 1864 г. Признанная правительством России необходимость организовывать русский суд на новых началах не могла не оказать влияние на положение военного суда. Постоянная связь военных и общих судов, служение этих судов общим идеям правосудия и справедливости внушали мысль о необходимости распространить новые начала уголовного процесса, намеченные к введению в общих судах, также на военно-уголовный процесс. В результате 15 мая 1867 г. Александром II был утвержден Военно-судебный устав.

В "Уставе военно-судебном" 1867 г. определялась система органов военной юстиции, единая и независимая от общих органов юстиции. Создаваемая система рассчитывалась на возможность функционирования не только в мирное, но и в военное время. Военно-окружные суды составляли основное звено особой ветви судов Российской империи, которую возглавлял Главный военный суд, подчиненный военному министру и осуществлявший функции кассации и надзора. Военные прокуроры входили в состав военных судов. Они, в отличие от прокуроров общих судов, не были подчинены министру юстиции — генерал-прокурору. Руководство лицами прокурорского надзора военно-судебного ведомства осуществлял Главный военный прокурор. Штатное число чинов прокурорского надзора на тот момент составляло 84 человека: 9 военных прокуроров округов и 75 помощников военных прокуроров.

Все чины прокурорского надзора были подчинены вышестоящим прокурорам, что устанавливало принцип единства и централизации военно-прокурорского надзора.

В соответствии с Военно-судебным уставом 1867 г. на должностях военных прокуроров могли проходить службу офицеры военного ведомства Российской империи. Требования к кандидатам по военно-судебному ведомству были едины как для судей, так и для прокурорских работников (§81 гл. VI Устава). Для назначения на должность кандидат должен был удовлетворять следующим требованиям: 1) служба в офицерском чине; 2) офицерский стаж службы не менее 2 лет на должностях ротного, эскадронного командира, старшего офицера; 3) годичная стажировка при главном военно-судебном управлении — наличие кандидатского стажа. Требования, предъявляемые к военным прокурорам, отличались от требований, предъявляемых к прокурорам гражданским. Должности военного прокурора и помощников военного прокурора замещались "исключительно военными чинами из лиц, получивших военно-юридическое образование". Подготовку таких кадров осуществляла Александровская Военно-юридическая академия. Главный военный прокурор и его помощники назначались из числа генералов.

Устав военно-судебный 1867 г. существенно изменил статус военного прокурора. Во-первых, при военных судах учреждена сама должность военного прокурора. Во-вторых, на военного прокурора возложены следующие функции: поддержание обвинения в суде, надзор за производством следствия и дознания, утверждение обвинительных заключений. В-третьих, создана единая централизованная система военно-прокурорского надзора с подчинением Главному военному прокурору. В-четвертых, установлены требования к кандидатам на должность военного прокурора.

Кроме того, следует указать, что в ходе судебной реформы изменились функции российской прокуратуры: из учреждения, осуществляющего прокурорский надзор, она была превращена в основном в орган уголовного преследования. Произошло это потому, что составители судебных уставов ориентировались на западноевропейские образцы прокуратуры.

Третий период (с 1917 г. по настоящее время). Декретом от 24 ноября 1917 г. № 1 была упразднена царская прокуратура. Но требования по соблюдению законности в стране и в Красной Армии, в частности, являлись актуальными с первых дней существования только что созданного государства. Основная задача по надзору была возложена на рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), а также на Народный комиссариат юстиции (НКЮ РСФСР) с его местными органами в системе губисполкомов. Также функции по надзору за соблюдением законов выполняли органы ВЧК, Народного комиссариата государственного контроля. Однако разобщенность всех перечисленных выше органов, отсутствие у них властных полномочий не могли обеспечить точного и единообразного исполнения законов в Российской Федерации.

Поэтому в то время, по мнению Г. С. Пономарева, "был взят курс на создание в Советской России системы прокурорского надзора, наводившей на совершенно явные воспоминания о прокурорско-фискальном аппарате дореволюционного времени". В связи с этим в мае 1922 г., спустя пять лет после Октябрьской революции, Народным комиссариатом юстиции был подготовлен проект Положения о прокурорском надзоре, который был подписан 28 мая 1922 г. Статус военного прокурора по данному Положению был следующим.

Организационно органы военной прокуратуры не представляли собой самостоятельного государственного органа. Руководил военной прокуратурой Прокурор Республики, который являлся одновременно Народным комиссаром юстиции. При Прокуроре состояли его помощники, один из которых выполнял прокурорские обязанности при Верховном трибунале ВЦИК. Именно он непосредственно руководил работой нижестоящих военных прокуроров. Следственный аппарат организационно входил в состав революционных военных трибуналов.

На военную прокуратуру распространялись все основополагающие принципы организации и деятельности прокуратуры. К их числу относятся: централизация и единоначалие в органах прокурорского надзора, строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, независимость органов военной прокуратуры от военного командования.

Кроме того, специфические условия быта и службы в армии и флоте требовали от военных прокуроров выполнения особых задач по поддержанию воинской дисциплины, изложенных в Инструкции военным прокурорам и их помощникам. Инструкция конкретизировала и уточняла статус военных прокуроров применительно к условиям их работы.

Военные прокуроры и их помощники назначались в основном из числа политработников или работников военных трибуналов. То есть военным прокурором мог быть гражданин республики, состоящий на военной службе, не совершивший порочащих проступков, не имеющий связей с "антинародными элементами", имеющий опыт общественно-политической работы либо работы по юридической специальности.

В основном прокурорский состав формировался из комиссаров Красной Армии, не имеющих необходимой юридической квалификации. Данные лица не могли осуществлять прокурорский надзор на должном уровне. Так, например, в 1925 г. в судебных заседаниях военных трибуналов военные прокуроры приняли участие в качестве государственных обвинителей только по 11,6% всех дел, рассмотренных военными трибуналами. Такое состояние дел с кадровым составом военных прокуратур не могло не привлечь внимания руководства страны. Постепенно на руководящие должности стали назначаться лица, окончившие гражданские юридические учебные заведения, а 17 июня 1936 г. было принято решение о создании военно-юридического факультета при Всесоюзной правовой академии.

20 августа 1926 г. ЦИК и Совнарком СССР утвердили Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре2. Это был первый законодательный акт, специально регламентировавший задачи, организацию и деятельность военной прокуратуры. Согласно Положению военная прокуратура представляла собой самостоятельную систему органов при Прокуратуре Верховного Суда СССР. В нем определялась организация военных трибуналов и военной прокуратуры, а также регулировались некоторые особенности их уголовно-процессуальной деятельности. Военные прокуроры и помощники военных прокуроров состояли при действовавших военных трибуналах военных округов, фронтов, отдельных армий и флотов. Следственный аппарат был передан в полное подчинение органов прокуратуры Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. "Об изменении и дополнении Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре". Военные следователи из системы военных трибуналов были переданы в военную прокуратуру. С этого момента на военную прокуратуру возложена функция расследования преступлений, которая сохраняется и по сей день.

Последующие принимаемые законодательные акты лишь более четко формулировали правовой статус военного прокурора. Основы деятельности военного прокурора и современной военной прокуратуры были заложены именно первыми нормативными актами послереволюционного периода.

Положением "О Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР", утвержденным постановлением ЦИК СССР 24 июля 1929 г.2, устанавливалось, что Прокурор Верховного Суда СССР руководит деятельностью органов военной прокуратуры через своего старшего помощника по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда СССР (ст. 76 гл. 3 разд. 2 Положения).

Постановлением ЦИК и СНК СССР 20 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура СССР, 17 декабря того же года утверждено "Положение о прокуратуре СССР". Этими нормативными актами было завершен процесс централизации прокуратуры и обособления ее от судебных органов. Военная прокуратура вошла в состав прокуратуры СССР, составляя ее особую ветвь. В составе прокуратуры СССР была образована Главная военная прокуратура на правах управления. Главный военный прокурор являлся старшим помощником, а впоследствии заместителем прокурора Союза ССР. В период 1934-1940 гг. статус военного прокурора характеризуется расширением его полномочий в вопросах предварительного следствия, судебного и общего надзора. Так, постановлением ЦИК и СНК СССР 11 апреля 1934 г. на военную прокуратуру было возложено расследование дел о должностных преступлениях начсостава Гражданского воздушного флота; постановлением 27 февраля 1934 г. — осуществление надзора по делам о воинских, должностных и некоторых государственных преступлениях, совершенных лицами строевого и административно-хозяйственного состава военизированной пожарной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение, а равно лицами оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава рабоче-крестьянской милиции, лицами оперативного и административно-хозяйственного состава исправительно-трудовых учреждений и работниками экспедиции подводных работ особого назначения; постановлением от 7 августа 1935 г. — общий надзор за законностью действий органов Гражданского воздушного флота.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. производство по уголовным делам осуществлялось в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" по правилам, устанавливаемым "Положением о военных трибуналах в районах военных действий" (оно было утверждено тем же указом Президиума Верховного Совета СССР).

Каких-либо дополнительных функций и задач на прокуратуру в период войны не возлагалось. Изменения коснулись лишь ее организационной части. В частности, от существовавшей системы военных прокуратур более крупных соединений в качестве низшего звена перешли к военным прокуратурам соединений, что соответствовало организационной структуре военных трибуналов. Кроме того, в январе 1942 г. была организована Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта, а 29 мая 1943 г. — Главная военная прокуратура морского и речного флота СССР. Также изменилась подследственность военной прокуратуры в связи с расширением круга дел, подсудных военным трибуналам. В целом, в период войны статус военного прокурора не изменялся.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г. было утверждено Положение о военной прокуратуре1, пришедшее на смену действовавшему с 1926 г. В нем определялись система органов военной прокуратуры (гл. 3; Положения 1966 г.) и их полномочия, подследственность уголовных дел военным следователям (ст. 12 названного Положения).

Принятие союзного закона о прокуратуре потребовало изменений в правовых основах деятельности органов военной прокуратуры. Так, 4 августа 1981 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено новое Положение о военной прокуратуре. Указанное Положение воспроизводило отдельные нормы предыдущего, являя собой усовершенствованную модель накопленного опыта правового регулирования деятельности органов военной юстиции.

Следующим этапом развития законодательства о статусе военного прокурора стал период становления Российской государственности, последовавший после распада Союза ССР. В 1992 г. был принят Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации". В связи с принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации, возникла потребность внести изменения и дополнения в закон о прокуратуре, в частности по вопросам правового регулирования деятельности органов военной прокуратуры. Так, был принят Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской федерации". Закон о прокуратуре содержит раздел VI "Особенности организации и деятельности органов военной прокуратуры". С принятием данного Закона правовое регулирование деятельности военной прокуратуры осуществляется на уровне закона.

Таким образом, система правового регулирования статуса военного прокурора в современном отечественном законодательстве такова: основные принципы организации и полномочия прокуратуры России закреплены в Конституции РФ, более детальное регулирование деятельности военной прокуратуры содержится в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями, а также в Положении о военной прокуратуре от 4 августа 1981 г. № 5403-Х.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.