Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и источники административного права.





Административное право – комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления, и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Кроме того, административное право теперь все в большей мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

Субъект административного права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. К субъектам административного права относятся:



а) органы исполнительной власти (государственного управления);

б) должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления;

в) индивидуальные субъекты, административного права – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;

г) коллективные субъекты – предприятия, учреждении, иные коммерческие и некоммерческие организации;

д) органы местного самоуправления.

 

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:

1) административно-правовая норма, предусматривающая права или/и обязанности субъекта;

2) административная правоспособность и дееспособность субъекта;

3) основание возникновения, изменение и прекращения правоотношения (юридический факт).

 

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ, административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Основными источниками административного права в РФ являются: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г., федеральные законы, устанавливающие статус и компетенцию органов государственной власти, Указы Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», «О Государственном совете РФ» и др.; Постановления Правительства РФ и нормативные постановления правительств субъектов РФ: нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями и др.



Система и метод административного права.

Система административно-правовых норм включает две части: Общую и Особенную.

Общая часть административного права объединяет нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан и их объединений; административно-правовой статус субъектов исполнительной власти; методы реализации исполнительной власти; правовые формы управления; государственно-служебные отношения; административное принуждение и особенно – административную ответственность; контроль и надзор.

Особенная часть регулирует управленческие отношения в той или иной сфере управления. Эта группа норм отражает специфику управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

Административно-правовые нормы исходят от государства. Это не просто правила поведения, а властные предписания. При своем воздействии на поведение людей (общественные отношения) она, как правило, на одного субъекта возлагает юридические обязанности (н-р, на водителя автомототранспорта), другому субъекту предоставляет права (инспектору ГИБДД, осуществляющему наблюдение за движением транспорта).



Метод административного права, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения, можно определить как метод «власти и подчинения», приказа и исполнения, команды и выполнения, т.е. построены по вертикали. Данный метод административного права является приоритетным, преобладающим, но не единственным.

В административном праве существует немало ситуаций, когда необходимо регулировать возникающие так называемые горизонтальные общественные отношения, стороны которых находятся на одном иерархическом уровне (н-р, два министерства – МПС и МВД). Здесь отсутствует подчиненность, юридический статус характеризуется полным равенством и ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.

Вот тогда и возникает потребность в иных методах административно-правового регулирования, в качестве которых выступают взаимодействие, согласование, координация, соглашение, административный договор и др.

Существует значительное разнообразие административных правоотношений.

Первоначально можно выделить следующие две группы административно-правовых отношений: внешние (возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам) и внутриорганизационные (возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления) административно-правовые отношения.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными.

По юридическому характеру взаимодействия их участников выделяют вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные администартивно-правовые отношения – это властеотношения, в которых реализуется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны.

Содержание административно- правовых норм, их виды.

Нормы административного права в РФ определяют порядок создания реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию исполнительных органов местного самоуправления, и порядок их взаимодействия с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов. Регулируют государственную службу, причем не только в органах исполнительной власти, но и во всех государственных и муниципальных органах.

Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, устанавливают виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

Административное право не регулирует внутреннее управление в частных фирмах, ассоциациях, концернах и т.д. Их высшие органы сами устанавливают свои системы управления, свои порядки, которые однако не должны противоречить законодательству.

Нормы административного права можно разделить на материальные –

закрепляющие комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений. Н-р, статьи многочисленных Положений о различных министерствах и других субъектах государственного управления;

процессуальные – регламентирующие динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Их назначение сводиться к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

В административном праве нет единого универсального процесса, наблюдается множество его разновидностей, что предопределяется и многообразием общественных отношений, регулируемых материальным административным правом. Н-р, одна процедура установлена применительно к решению вопросов о предоставлении жилой площади, другая – к выдаче разрешений на приобретение охотничьих ружей, третья – к разрешению вопроса о приеме в вузы, четвертая – к решению дел об административных проступках. В то же время эти и другие процессы имеют общие черты.

В зависимости от их конкретного юридического содержания выделяют следующие виды административно-правовых норм:

1) обязывающие, т.е предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия;

2) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях определяемых данной номой;

3) уполномочивающие, или дозволительные (диспозитивные) нормы, т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению;

4) стимулирующие (поощрительные) нормы, обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений;

5) рекомендательные нормы – их природа отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.