Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и виды источников права.





Понятие, сущность и предмет теории государства и права.

 

Теория государства и права – это система знаний об объективных законах общественного развития, отражённых в государственно-правовых явлениях, их социально-политических целях, механизме государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденциях его развития.

Одно из самых давних объяснений происхождения государства дает теократическая теория, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Известна юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога и все государи осуществляют свою власть как исполнители божественной воли.

Согласно другой, патриархальной теории государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Власть отца (главы семьи) постепенно перерастает во власть монарха.

Теория насилия исходит из того, что в основе происхождения государства лежит акт насилия, порабощения, завоевания одного народа другим. В целях самозащиты народы вынуждены создавать аппарат управления, который в последующем обрел форму государственности.



Классовая теория – была разработана в трудах Маркса и Энгельса. Они утверждали, что процессы классообразования неизбежно ведут к образованию государственности.

Теория договорного происхождения государства объясняет его происхождение следующим образом. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному достигается сразу – путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти.

Понятие государства, его признаки и функции.

 

Государство – это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Признаки государства

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее отправлении участвовали все. В любом государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Этот аппарат наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможность издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию, чтобы подчинить поведение людей воле, нашедшей свое выражение в принятых государственными органами решениях.



2. Разделение населения по территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Власть государства распространяется на всех людей находящихся на территории данного государства.

3. Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти страны и вовне. Государственный суверенитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство, наряду с другими его признаками, от других организаций общества (н-р, политических партий).

4. Деятельность всех государственных органов основана на нормах права. Государство – единственная организация, которая осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.

5. Государственная организация с необходимостью предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.

К внутренним функциям относятся: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.



К внешним функциям: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

Формы государства.

 

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. Она включает в себя три связанных между собой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.

Монократическая форма государства - В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия. Государственная власть сосредоточена в руках либо одного лица, либо одного государственного органа или системы определённого рода государственных органов.

Поликратическая форма государства - Характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства, определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан.

Сегментарная форма государства - Промежуточная форма, она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице — президенте.

Понятие и виды источников права.

 

Под источниками права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права.

Разновидностями источников права также являются:

правовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного:

правовой прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

договор – акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства

нормативные акты – государственно-правовой акт, который содержит нормы поведения, общие правила.

Закон- это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства (парламентом) или непосредственно народом в ходе референдума, регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. По своему назначению они делятся на:

1) основные (это Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

2) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ (перечень которых содержится в ст. 71 Конституции РФ). В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 70 Конституции РФ государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;

3) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;

4) законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ. Законы субъектов РФ (республик, областей и т.д.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.

 

Подзаконный акт- правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Правовые акты принимаются на основании и во исполнении законов. В РФ на федеральном уровне к правовым актам относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты Центрального банка РФ, министерств, гос. Комитетов и др. органов исполнительной власти, а также постановления палат Федерального Собрания РФ, решения судов и арбитражных судов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.