Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации.





 

Организация и деятельность прокуратуры ‑ государственного органа, призванного, прежде всего, осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на ее территории законов – регламентируются совокупностью конституционных норм, законодательных и иных нормативных правовых актов.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п.«о» ст.71). Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия, несоответствия закону не действительны, не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.

Согласно ст.129 Конституции РФ прокуратура Российской Федерации составляетединую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Законодательством субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование.



Конституциями, уставами (основными законами) различных субъектов Федерации этот вопрос регламентируется не единообразно. (Так, согласно Уставу Ставропольского края прокурор края назначается на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с Государственной Думой и губернатором края.)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В соответствии с п.5 ст.129 Конституции Российской Федерации, полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Закон содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и составляющих ее звеньев. В нем определяется понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.



Закон определяет принципы организации и деятельности прокуратуры (ст.4), функции прокуратуры (ст.1, 8, 9, 31). В нем содержится совокупность норм, характеризующих прокуратуру Российской Федерации как систему, определяются составляющие ее звенья.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным (уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным) законодательством.

Регламентация деятельности органов прокуратуры иными федеральными законами

Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются соответственно Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Наиболее систематизированная и детализированная совокупность норм об организации, о полномочиях и порядке деятельности прокуроров и следователей прокуратуры содержится в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

Особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются Таможенным кодексом РФ (ст.248, 227, 228 – надзор при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психотропных веществ).



Отдельные нормы, определяющие задачи и надзорную функцию прокуроров, содержатся в Трудовом кодексе РФ, иных кодифицированных законодательных актах.

Нормы о прокурорском надзоре за исполнением законов предусматриваются в различных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Тем самым законодатель подчеркивает повышенную значимость прокурорского надзора в связи с соответствующим видом деятельности государственных и иных органов. Об этом имеется прямое указание: в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (в редакции от 20 марта 2001 г.) (ст.21); Федеральном законе «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. (в редакции от 7 ноября 2000 г.) (ст.25); Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. (в редакции от 9 марта 2001 г.) (ст.38); Законе РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19 февраля 1993 г. (в редакции от 7 ноября 2000 г.) (ст.22).

Специальными федеральными законами регламентируются задачи, полномочия и порядок деятельности прокуроров в отдельных сферах правовых отношений, ввиду специфики которых прокурор является по существу единственным «внешним» гарантом законности. К их числу относится, например, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. (в редакции от 9 марта 2001 г.)

В некоторых законах определяются, конкретизируются элементы исключительной компетенции прокуроров, органов прокуратуры различных уровней (иерархическая компетенция).

Так, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. (в редакции от 8 февраля 2001 г.)устанавливается, что непосредственный надзор по делам о правонарушениях депутатов, за которые предусматривается уголовная или административная ответственность, следственные действия и порядок производства по административным правонарушениям осуществляются под непосредственным надзором прокурора субъекта Российской Федерации (ст.13, 14).

В частности, установлено, что представление в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации для получения его согласия на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на его задержание, арест, обыск или допрос, кроме случаев задержания на месте преступления, а также согласия на личный досмотр (за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей) вносит прокурор субъекта Федерации. Получение такого согласия предусматривается в отношении действий депутата, связанных с осуществлением им своих полномочий.

В случае производства по делу о правонарушении, за которое предусматривается уголовная или административная ответственность, налагаемая в судебном порядке, в отношении действий депутата, не связанных с осуществлением им своих полномочий, получение согласия законодательного (представительного) органа государственной власти на проведение указанных действий не требуется (п.4 ст.13). Однако при этом требуется представление прокурора соответствующего субъекта Федерации для получения согласия законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта на передачу дела в суд (п.3 ст.14).

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 августа 1995 г. (в редакции от 4 августа 2000 г.) установлено, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. (ст.29) к исключительной компетенции Генерального прокурора РФ отнесено возбуждение уголовного дела в отношении Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты.

Федеральным законом «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней» от 25 октября 1999 г. определено, что назначенным органом Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выдаче является Генеральная прокуратура Российской Федерации (ст.4).

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ВКЛЮЧАЮТ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НОРМЫ ДОГОВОРОВ, КОНВЕНЦИЙ, КАСАЮЩИЕСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРОКУРАТУРЫ). МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОРУЧЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НАПРАВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ГЕНЕРАЛЬНУЮ ПРОКУРАТУРУ РФ. КАК ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ ОСОБОГО РОДА ОНО ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ, СТ.73 КОНВЕНЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ (ЗАКЛЮЧЕНА В МИНСКЕ 22 ЯНВАРЯ 1993 Г., ВСТУПИЛА В СИЛУ 19 МАЯ 1994 Г., ДЛЯ РОССИИ – 10 ДЕКАБРЯ 1994 Г.). СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И О ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ЛИБО ПРОКУРОР ПРЯМО НАЗЫВАЕТСЯ СУБЪЕКТОМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ЛИБО СОДЕРЖИТСЯ НОРМА, РАЗЪЯСНЯЮЩАЯ, ЧТО ПРИ ОБОЗНАЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ТЕРМИН «УЧРЕЖДЕНИЯ ЮСТИЦИИ»(СУДЫ, ПРОКУРАТУРА, НОТАРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ИНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, К КОМПЕТЕНЦИИ КОТОРЫХ ОТНОСЯТСЯ ГРАЖДАНСКИЕ, СЕМЕЙНЫЕ И УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА). В ТАКИХ ДОГОВОРАХ ОБЫЧНО СОДЕРЖИТСЯ НОРМА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ПОРЯДОК СНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ И ГЕНЕРАЛЬНУЮ ПРОКУРАТУРУ РФ.

Другие учреждения, к компетенции которых относятся дела гражданские (в том числе трудовые, жилищные), семейные и уголовные, направляют просьбы о правовой помощи через учреждения юстиции, включая прокуратуру, например, п.3 ст.2 «Договора между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (подписан в Москве 25 февраля 1993 г.)1. В таких договорах содержится также норма, в соответствии с которой, помимо оказания помощи по конкретным гражданским, семейным и уголовным делам, Генеральная прокуратура РФ и прокуратура или иной соответствующий орган другой Договаривающейся Стороны представляют друг другу по просьбе информацию о действующем или действовавшем в их государствах законодательстве и о вопросах его применения учреждениями юстиции.

Указы Президента РФ по вопросам деятельности прокуратуры

В переходный период становления законодательства в соответствии с определенным порядком регламентации до принятия соответствующих законов прокуроры руководствуются в своей деятельности указами Президента РФ, соответствующими Конституции РФ, а также указами, создающими правовой механизм действия конкретных норм законов. Так, полномочия прокуроров, основные направления и формы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью регламентируются Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. О подобном порядке принятия названного Положения содержится прямое указание в ст.8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами (ст.3 Закона). Из предмета ведения прокуратуры иными законами или иными нормативными правовыми актами не могут быть изъяты возложенные на нее Законом функции, не могут быть сужены сферы правовых отношений, в которых в соответствии с законами осуществляется прокурорский надзор.

Вместе с тем указами Президента РФ, при наличии к тому оснований и до принятия изменений или дополнений в федеральных законах, может формироваться, конкретизироваться реальный механизм исполнения законов, реализации мер, вытекающих из международно-правовых актов, заключенных (ратифицированных) Российской Федерацией, и в соответствии с действующими федеральными законами. Так, в Положении об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, утвержденном Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. № 310 (в редакции от 22 декабря 1999 г.), определено, что Уполномоченный выступает в качестве представителя Российской Федерации при разбирательстве дел в суде и (или) привлекает в этих целях представителей Генеральной прокуратуры РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также российских и зарубежных адвокатов (п.5).

Нормативные правовые актыГенерального прокурора РФ

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (п.1 ст.17).

Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры. Генеральному прокурору РФ предоставлено также право определять порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников, предусмотренных Федеральным законом.

Приказы Генерального прокурора РФ относятся к категории ведомственных нормативных актов и издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников.

Указания, как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры, например: исполнение законов о приватизации, о внешнеэкономической деятельности. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок.

Распоряжения связаны в основном с реализацией управленческих мер разового или краткосрочного характера.

С помощью положений регламентируется статус структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ, включая управления по федеральным округам, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.

Инструкции определяют порядок, процедуры, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов, оружия, вещественных доказательств и др.

Некоторые нормативные указания Генерального прокурора РФ, данные в установленном законом порядке, по своей обязательности выходят за пределы прокурорской системы. Его указания по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности (п.2 ст.30). При этом имеются в виду не указания по конкретным уголовным делам, которые также обязательны для исполнения, а указания общего, принципиального характера, которые являются результатом обобщения практики деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений и направлены на совершенствование этой деятельности, на повышение гарантий обеспечения законности, прав и свобод граждан.

 

Постановления Конституционного Суда РФ

К правовым основам организации и деятельности прокуратуры РФ относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам, непосредственно связанным с построением, функциональным содержанием деятельности органов прокуратуры, с реализацией принципов подчиненности и подотчетности должностных лиц прокуратуры, включая Генерального прокурора РФ. С учетом правовой значимости этих постановлений и последствий их принятия применяются они непосредственно. В последующем, с включением соответствующих положений в Конституцию РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» либо в иной федеральный закон, применяется и используется норма закона, воспринявшая эти положения постановления Конституционного Суда РФ.

Кроме того, признание Конституционным Судом РФ не соответствующей Конституции РФ нормы (или ее части) Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вызывает определенные правовые последствия в части, касающейся содержания такой нормы, условий и порядка ее применения, а также оснований изменения (дополнения) законодательства об организации и деятельности органов прокуратуры.

Действует ряд постановлений Конституционного Суда РФ, непосредственно связанных с правовой регламентацией организации и деятельности органов прокуратуры. В их числе постановление по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.

Как известно, Генеральный прокурор РФ Указом Президента РФ от 2 апреля 1999 г. № 415 был отстранен от должности на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. В Конституционный Суд РФ обратился Совет Федерации, посчитав, что такое отстранение от должности может иметь место только в порядке, установленном ст.83 (п.«е»), 102 (п.«з» ч.1) и 129 (ч.2) Конституции РФ для назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, т.е. должно осуществляться Советом Федерации по представлению Президента РФ, и следовательно, Президент РФ был не вправе издать названный Указ.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 1 декабря 1999 г. указал, что в случае возбуждения уголовного дела должен быть издан соответствующий акт об отстранении Генерального прокурора РФ от должности, это компетенция иной государственно-властной инстанции федерального уровня.

Конституционный Суд РФ постановил, что исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, обязан издать Президент РФ.

При этом Суд отметил, что не исключается право законодателя на основе Конституции РФ и с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Суда, установить иные механизмы реализации возможного уголовного преследования в отношении Генерального прокурора РФ и его отстранения от должности на период расследования.

Однако в отсутствие специальной регламентации оснований, сроков и порядка проведения общенадзорной проверки не исключается возможность рассмотрения предусмотренных п.2 ст.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий прокурора как дискреционных, оставляющих решение этого вопроса на усмотрение прокурора. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в своем постановлении признал не противоречащим Конституции РФ п.2 ст.5 Федерального закона, который, являясь гарантией от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры РФ, освобождает прокурора и следователя от обязанности давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, если этим не нарушается вытекающее из ч.2 ст.24 Конституции РФ право, ограничения которого возможны лишь при их надлежащем установлении федеральным законом.

Существенное значение для практики применения Закона и для перспектив и конкретных направлений развития законодательства о прокуратуре РФ имеет постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений п.2 ст.1, п.1 ст.21 и п.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. В соответствии с абз. 1 и 2 п.2 ст.1 Закона на прокуратуру возложен надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации.

Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ

В постановленияхГосударственной Думы, издаваемых в соответствии с компетенцией, установленной Конституцией РФ (ст.103), содержатся нормы, прямо устанавливающие, определяющие различные аспекты организации и деятельности прокуратуры, они непосредственно входят в состав правовых основ организации и деятельности прокуратуры в качестве обязательного элемента.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ, включая объявление амнистии (пп.«е» п.1, п.2 ст.103).

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ “О координации действий федеральных органов законодательной и исполнительной власти по борьбе с преступностью в Российской Федерации” от 19 марта 1999 г. важное значение придается обеспечению законности в деятельности самих правоохранительных органов.

Государственная Дума предложила Генеральному прокурору РФ включать в ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, представляемый палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ, раздел о соблюдении законности в деятельности правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры 1.

Таким образом, один из важных элементов структуры этого доклада определен, по существу, в нормативном порядке постановлением Государственной Думы.

 

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: его структура и содержание.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» был принят 17 января 1992 г.

Структура:ФЗ состоит из 7 разделов и содержит 54 статьи.

Раздел 1. Общие положения.Содержит понятие прокуратуры, рассматривает ее деятельность и принципы организации, международное сотрудничество, недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора каких-либо лиц, а также участие прокурора в заседаниях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, обязательность исполнения требований прокурора, координацию деятельности по борьбе с преступностью, рассмотрение прокурором заявлений и т. д.

Раздел 2. Система и организация прокуратуры РФ.В этом разделе рассматривается система прокуратуры РФ, Генеральная прокуратура РФ и Генеральный прокурор РФ, назначение его и других прокуроров на должность, прокуратуры субъектов, городов, районов, полномочия этих прокуроров и коллегии в органах прокуратуры.

Раздел 3. Прокурорский надзор.В данный раздел входят 4 главы.

Глава 1рассматривает общий надзор, т. е. надзор за исполнением законов и акты прокурорского реагирования на нарушение законов.

Глава 2предусматривает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Глава 3рассматри-вает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Глава 4закрепляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Раздел 4. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.Рассматривает случаи участия прокурора в рассмотрении дел судами, опротестование судебных решений, отзыв протеста, приостановление исполнения судебного приговора, представление о даче судам разъяснений.

Раздел 5. Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры.В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» содержатся положения о службе в органах и учреждениях прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора или следователя, ограничения по службе, испытание при приеме на работу, присяга прокурора (следователя), аттестация прокурорских работников, присвоение классных чинов, выдача служебного удостоверения, личное дело работника, форменное обмундирование. А также отпуск, поощрение, ответственность, прекращение службы, повышение квалификации, материальное и социальное обеспечение, меры правовой и социальной поддержки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.