Полномочия прокурора по устранению и предупреждению выявленных правонарушений
Полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений — это система правовых средств, реализуемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, устранения последствий:
· по основаниям, установленным законом, возбуждают производство об административном правонарушении;
· по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании ;
· требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);
· предостерегает о недопустимости нарушения закона;
· в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений не судебных органов;
· приносит протесты на противоречащие закону правовые акты;
· обращается в суд или арбитражный суд с требованием (заявлением) о признании нормативных правовых актов недействительными;
· вносит представление в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений закона;
· принимает меры к обеспечению в установленном законном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона;
· обращается в суды и арбитражные суды в интересах государственных органов, общественных организаций и граждан;
· Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ , конституций и уставов субъектов РФ;
· при обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве, руководствуясь ст. 9 Закона «О прокуратуре» , вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
5.5.
Понятие и виды проверок
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений СМИ и т.п.), а также материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране (специальные проверки).
Прокурорская проверка — основное правовое средство выявления и пресечения нарушений закона (правонарушений) и установления обстоятельств, им способствовавших.
Исходя из поставленных целей и решаемых задач прокурорские проверки делятся на первичные , вторичные и контрольные .
Разновидностями первичных проверок являются:
· целевые — проверяется исполнение законов, регулирующих однородные общественные отношения (в сфере жилищного законодательства);
· комплексные — проверяется исполнение законов, регулирующих разнородные общественные отношения (в сфере законодательства о предпринимательстве и защите прав потребителей);
· сквозные — проверяется исполнение законов на всех уровнях во всех или многих органах данной отрасли, министерства;
· совместные — проводятся во взаимодействии с другими органами власти или контроля (прокуратура и налоговая служба);
· одновременные — проводятся параллельно в разных органах.
Повторная (вторичная) проверка устанавливает, какое влияние оказала первичная проверка. Контрольная проверка проводится с целью определения качества и полноты ранее проведенных проверок.
Результаты проверки оформляются справкой.
5.6.
Протест прокурора
Протест прокурора (ст. 23 Закона о прокуратуре ) применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.
Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель.
Протест приносится в письменном виде.
Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.
Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания этого органа необходимо сообщить прокурору.
До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.
О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.
Если протест не рассмотрен в установленный срок либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, прокурор обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.
5.7.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|