Сделай Сам Свою Работу на 5

Привлечение лица в качестве обвиняемого 4 глава





8. Прокурор обязан проверить законность и обоснованность каждого постановления судьи об условно-досрочном освобождении. Если он признает, что постановление не соответствует или противоречит закону, то приносит протест для его отмены. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение такого постановления (ст. 357 УПК).

Осуществляя надзор за законностью выносимых судьей постановлений, прокурор следит за тем, чтобы судьи в отношении условно освобождаемых осужденных правильно устанавливали испытательный срок, исходя из того, что испытательным сроком во всех случаях служит неотбытая часть наказания. Этот срок нельзя ни сократить, ни увеличить.

При решении вопросов, связанных с досрочным освобождением осужденных по болезни, прокурор исходит из того, что такое освобождение может наступить лишь в случаях, когда осужденный после совершения преступления заболел психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, или иной тяжелой болезнью во время отбывания наказания (ст. 81 УК РФ, ст. 362 УПК РСФСР).



Материал о досрочном освобождении по болезни представляется начальником органа, ведающего исполнением наказания, на основании заключения врачебной комиссии. В отдельных случаях прокуроры и судьи предлагают проводить судебно-медицинскую экспертизу. Такие требования не основаны на законе. Судебно-медицинская экспертиза может быть назначена и проведена лишь в тех случаях, когда у судьи и прокурора возникают сомнения в обоснованности заключения врачебной комиссии. Рассмотрение материалов о досрочном освобождении по болезни производится судьей с обязательным участием прокурора. При решении судом вопроса об освобождении от дальнейшего отбывания наказания лиц, заболевших тяжелой болезнью, прокурор, давая заключение, должен учитывать тяжесть совершенного преступления и данные о личности осужденного. На практике может оказаться, что осужденный заболел тяжелой болезнью (рак и т.п.), но судом в его действиях установлен особо опасный рецидив (ст. 18 УК), а потому осужденный представляет повышенную социальную опасность. По освобождении он может совершить, а некоторые и совершают, опасные преступления. В этих случаях прокуроры должны давать заключение об отказе в досрочном освобождении. Если судья вопреки заключению



прокурора примет решение об освобождении осужденного по болезни, прокурор в соответствии со ст. 331 УПК приносит частный протест для отмены этого постановления. При этом принесение протеста прокурором приостанавливает исполнение постановления судьи.

Однако при решении вопроса об освобождении от отбывания наказания осужденного, заболевшего психическим расстройством, лишающим его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, указанные выше условия (тяжесть преступления и данные о личности осужденного) в расчет не принимаются: освобождение от отбывания наказания осуществляется во всех случаях. При этом судья вправе применить принудительные меры медицинского характера или передать осужденного на попечение органов здравоохранения.

Билет №48. Особенности участия прокурора при рассмотрении уголовных дел в судах по новому УПК.

Участие государственного обвинителя в уголовном судопроизводстве является необходимым условием реализации конституционного принципа состязательности судебного разбирательства (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Это создает наилучшие возможности полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, усиливает гарантии прав и законных интересов участников процесса.

Согласно п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре, основной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является осуществление уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения. Поддерживая обвинение, прокурор приобретает статус стороны в процессе уголовного судопроизводства, наделенной равными с другой стороной - защитой - правами. Эти права определены в УПК РФ.



Здесь следует отметить, что по большинству уголовных дел, направленных в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом, участие прокурора в их рассмотрении начинается с судебного разбирательства. По общему правилу вопросы о назначении и подготовке судебного заседания разрешаются судьей без участия сторон. Исключения составляют дела, по которым судья принимает решение о назначении предварительного слушания (см. ст. 229 УПК РФ).

УПК РФ возлагает на прокурора определенные обязанности, которые требуют его обязательного участия в предварительном слушании. Исходя из требований ч. 1 ст. 235 УПК РФ, в случае представления стороной защиты ходатайства об исключении доказательства его копия в тот же день передается прокурору. При отсутствии возражений прокурора судья удовлетворяет ходатайство. Если же прокурор считает ходатайство необоснованным, бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательства лежит на нем (ч. 4 ст. 235 УПК РФ).

На предварительном слушании прокурор вправе изменить обвинение в сторону смягчения (ч. 5 ст. 236 УПК РФ), а также отказаться от обвинения (ч. 1 ст. 239 УПК РФ). При отказе прокурора от обвинения судья прекращает уголовное дело. Независимо от позиции прокурора судья вправе прекратить дело в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 239 УПК РФ, т.е. при наличии процессуальных препятствий к продолжению производства по делу или когда есть основания для освобождения обвиняемого от уголовной ответственности.

В подготовительной части судебного заседания прокурор участвует в решении судом вопросов об отводах участникам судебного заседания, необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц.

Исключительно важное значение имеет активное участие прокурора в судебном следствии. В процессе судебного следствия прокурор обязан объективно и полно исследовать все доказательства, на основании которых подсудимому предъявлено обвинение. Выполняемая прокурором функция уголовного преследования выражается в его обвинительной речи, в которой он обосновывает правильность определенной на предварительном следствии юридической квалификации совершенных подсудимым деяний, высказывает свое предложение относительно меры наказания. Если в процессе судебного следствия прокурор, руководствуясь требованием закона и внутренним убеждением, придет к выводу, что предъявленное подсудимому обвинение не подтвердилось, то в соответствии с УПК РФ он обязан отказаться от обвинения.

Выступая в прениях, прокурор должен высказать и обосновать свою позицию по вопросам, которые, согласно ст. 299 УПК РФ, подлежат разрешению судом при постановлении приговора. Это прежде всего вопрос о виновности подсудимого. В соответствии с ч. 5 ст. 246 УПК РФ прокурор высказывает суду предложения с применением уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Существенными особенностями отличаются прения сторон в суде с участием присяжных заседателей. По окончании судебного следствия стороны, в том числе и прокурор, излагают свои соображения лишь по вопросам, которые подлежат разрешению присяжными заседателями, т.е. относятся к вопросу о виновности подсудимого. Будучи адресована неспециалистами, эта часть речи прокурора должна быть особенно мотивированной, убедительной, понятной для слушателей. Если же присяжные признают подсудимого виновным, то после рассмотрения доказательств, не подлежащих исследованию с участием присяжных заседателей, обвинитель и защитник выступают по вопросам, связанным с юридическими последствиями вердикта присяжных, включая вопросы квалификации преступления, назначения наказания и т.п. (ст. 347 УПК РФ).

После вынесения судом приговора (определения, постановления) по рассматриваемому делу прокурор, участвующий в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя, вправе обжаловать приговор, определение или постановление суда не вступивших в законную силу путем принесения представления в апелляционную или кассационную инстанции в зависимости от того, какой суд рассматривал дело.

Правовой основой прокурорского надзора для выполнения этой функции является Закон о прокуратуре и УПК РФ. Согласно им прокурор или его заместитель приносит в вышестоящий суд кассационное или частное представление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. В кассационном порядке могут быть обжалованы приговоры любого суда, кроме мирового судьи.

При осуществлении рассматриваемой деятельности прокурора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. УПК РФ устанавливает, что кассационное представление на незаконный или необоснованный приговор может быть принесен в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, кассационное представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору.

Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.

УПК РФ предусматривает определенные требования к содержанию апелляционных и кассационных жалоб и представлений (ст. 365 и 375 УПК РФ). Представление прокурора должно строго соответствовать этим требованиям. Наиболее важной частью представления является приведение доводов государственного обвинителя и доказательств, обосновывающих его требование. В представлении должны быть приведены имеющиеся в данном случае основания к отмене или изменению судебного решения, предусмотренные законом (ст. 369 и 379 УПК РФ).

По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, направляет его вместе с делом в кассационную инстанцию.

Порядок рассмотрения дела в кассационной инстанции регулируется УПК РФ.

Определение кассационной инстанции по рассмотренному делу окончательно и обжалованию не подлежит. В случае несогласия с ним прокурора оно может быть обжаловано лишь в порядке надзора.

Согласно УПК РФ, ходатайства о пересмотре судебных решений по уголовным делам, вступившим в законную силу, подаются непосредственно в суд и рассматриваются в порядке, установленном законом.

Закон ограничил круг лиц, которые вправе обратиться в суд с таким ходатайством. Согласно ст. 402 УПК РФ, это подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший и его представитель. Ходатайства перечисленных лиц именуются надзорными жалобами. Право ходатайствовать перед судом о пересмотре вступившего в законную силу приговора или иного судебного решения предоставлено и прокуратуру. Согласно ст. 403 УПК РФ, вступившие в законную силу приговор, определение или постановление обжалуются в судебную инстанцию, вышестоящую по отношению к той, которой вынесено последнее из обжалуемых решений, а именно: в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, окружного (флотского) суда; в Судебную коллегию по уголовным делам или в Военную коллегию Верховного суда РФ; в Президиум Верховного суда.

В соответствии с этим в заседании надзорной инстанции при рассмотрении надзорного представления (как и при рассмотрении надзорной жалобы) должен принимать участие работник прокуратуры, соответствующей по уровню суду: в заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда и приравненных к ним судам - руководитель прокуратуры соответствующего субъекта федерации или приравненный к нему военный прокурор; в заседании Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного суда РФ - соответственно прокуроры Управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры; в заседании Президиума Верховного Суда РФ - Генеральный прокурор или его заместитель. Отсюда вытекает, что и вносить надзорное представление должен прокурор субъекта Федерации, соответствующий военный прокурор, Генеральный прокурор РФ или их заместители.

Основания к отмене или изменению приговора, вступившего в законную силу, те же, что и для пересмотра приговора в апелляционном и кассационном порядке (ч. 1 ст. 409 УПК РФ). Однако существенно отличаются пределы прав надзорной инстанции (ст. 410 УПК РФ).

Надзорное представление или надзорная жалоба рассматривается судьей, который вправе истребовать уголовное дело. Изучив жалобу или представление, судья выносит постановление: о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления вместе с истребованным делом на рассмотрение суда надзорной инстанции либо об отказе в удовлетворении жалобы или представления. Согласно ч. 4 ст. 406 УПК РФ, председатель суда, в который поступила жалоба или представление, вправе отменить постановление судьи об отказе в их удовлетворении и возбудить надзорное производство. Поэтому прокурор, если судья отказал в удовлетворении его представления, может обжаловать его решение председателю или заместителю председателя суда.

УПК РФ не представляет прокурору право истребовать из судов уголовные дела. Поэтому решения о принесении надзорного представления или об отказе в этом должны приниматься на основании изучения прилагаемых к жалобам копий обжалуемых судебных решений, копий процессуальных документов, имеющихся в прокуратуре, а также посредством ознакомления с материалами уголовного дела непосредственно в суде. В случае отказа в принесении представления следует выносить соответствующее постановление и уведомлять о принятом решении заявителя.

Другой формой участия прокуратуры в пересмотре приговоров и иных судебных решений по уголовным делам является «Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств». В отличие от надзорного производства на данной стадии основанием для отмены судебного решения являются не допущенные по делу нарушения закона, а вновь открывшиеся обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду (ч. 3 ст. 413 УПК РФ), либо новые обстоятельства, неизвестные суду на момент вынесения судебного решения, устраняющие преступность и наказуемость деяния (ч. 4 ст. 413 УПК РФ). Порядок возобновления дел предусмотрен ст. 413-419 УПК РФ.

В УПК РФ предусмотрено два основания для возобновления дел: 1) признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ; 2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусмотренных судом РФ уголовного дела (п. 1 и 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ). При наличии таких обстоятельств приговор, определение или постановление суда пересматриваются по представлению Председателя Верховного Суда РФ Президентом этого суда.

В остальных случаях сообщения граждан и должностных лиц о вновь открывшихся или новых обстоятельствах направляются прокурору. Данные о таких обстоятельствах могут быть также получены в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения других уголовных дел. Прокурор возбуждает производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, производит расследование или проверку и при наличии оснований к возобновлению производства по делу направляет дело со своим заключением и материалами расследования или проверки в соответствующий суд. При отсутствии таких оснований прокурор прекращает возбужденное им производство. Суды, рассматривающие заключения, указаны в ст. 417 УПК РФ. Вопрос о возобновлении дела рассматривается с участием прокурора.

Билет №49. Участие прокурора в предварительном слушании, его полномочия.

Прокурор на предварительном слушании. В случае назначения предварительного слушания прокурор должен принять в нем участие, хотя закон и допускает его проведение в отсутствие своевременно извещенных участников.

Если в предварительном слушании решается вопрос об исключении доказательства по ходатайству стороны защиты, то судья выясняет у прокурора, имеются ли у него возражения против данного ходатайства.

Бремя опровержения доводов, представленных стороной защиты в обоснование ходатайства об исключении доказательства, полученного с нарушением требования УПК РФ, возлагается на прокурора.

По ходатайству прокурора в качестве свидетелей могут быть допрошены любые лица, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов. Прокурор может отказаться от обвинения на предварительном слушании ввиду того, что доказательства по делу не подтверждают предъявленное обвинение. Прокурор может изменить обвинение в сторону его смягчения путем исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание, а также переквалификации деяния в соответствии со статьей УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание.

По решению судьи уголовное дело может быть возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения в случаях, предусмотренных УПК РФ, например, если обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований закона, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта. На решение судьи, принятое в стадии подготовки к судебному заседанию, прокурор вправе принести представление в кассационном порядке.

 

50. Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел в особом порядке без проведения судебного разбирательства.

 

Билет №60. Прокурорский надзор в воспитательных колониях для несовершеннолетних.

В системе исправительных учреждений согласно ст. 74, 132 УИК РФ имеются воспитательные колонии общего и усиленного режима, в которых содержатся осужденные несовершеннолетние. Контингент содержащихся осужденных далеко не однородный как по характеру совершенных преступлений, так и по степени их социальной опасности. Имеются среди них и лица, страдающие наркоманией и алкоголизмом. За последние годы в воспитательных учреждениях заметно ухудшаются состояние законности и соблюдение режима: погромы, драки, поджоги, массовые беспорядки стали нередким явлением. Весьма прискорбно, что все это происходит не в колониях для особо опасных преступников, а в среде несовершеннолетних.
При попустительстве администрации в воспитательных колониях устанавливается связь осужденных с "волей", через которую в колонию поступают деньги, спиртные напитки, наркотики и даже огнестрельное оружие. Излишняя либерализация со стороны администрации приводит к нарушениям режима, несовершеннолетние осужденные не воспринимают как средство принуждения то наказание, которое они несут за допущенное нарушение режима.
Отмечается низкий профессиональный уровень надзорсостава и воспитателей в ВУ: только 10% из общего числа воспитателей и должностных лиц администрации имеют опыт работы с несовершеннолетними. Все остальные никогда ранее не работали с несовершеннолетними и не владеют основами педагогики и психологии данного возрастного контингента.
Социологические исследования, проведенные в системе исправительных учреждений, подтверждают вывод о том, что воспитательные колонии представляют собою наиболее слабое звено в этой системе. Этим колониям в наибольшей степени присущи недостатки, существующие в деятельности исправительных учреждений. Главная проблема в том, что обрываются социальные связи несовершеннолетних осужденных, существенно ограничивается сфера их социально полезного общения. Для несовершеннолетних значимость этих противоречий увеличивается многократно в сопоставлении со взрослыми осужденными.
Особенности физического состояния и психики этого контингента осужденных предопределяют необходимость создания в воспитательных колониях таких условий, которые наиболее эффективно обеспечивали бы исполнение наказания, способствовали нормальному развитию осужденных, их общеобразовательному и профессиональному обучению. В этих колониях значительно сужен комплекс правоограничений, и наоборот, значительно расширена сфера по применению мер поощрений.
Указанные обстоятельства вызывают необходимость строгого и постоянно действующего прокурорского надзора за исполнением требований ст. 132, 133, 136, 137, 139, 140 и др. УИК РФ в воспитательных учреждениях для несовершеннолетних. Перед прокурорами, осуществляющими надзор за законностью в них, стоят весьма сложные задачи. Их сложность определяется прежде всего спецификой этого надзора, особенностями тактики и методики установления и устранения допущенных нарушений закона. От прокуроров, осуществляющих этот надзор, требуется знание не только действующего законодательства, регулирующего деятельность этих колоний, но и основ педагогики и психологии этой категории осужденных. Эти требования строго соблюдаются при формировании состава прокуроров, осуществляющих надзор в воспитательных учреждениях. Следует отметить, что за последние годы, несмотря на значительное ухудшение режима и криминогенной обстановки в воспитательных учреждениях, прокуроры не допустили сколь-нибудь серьезных нарушений при исполнении своего служебного долга, ни на одного из прокуроров не было совершено нападения в период массовых беспорядков, хотя в каждой из таких экстремальных ситуаций прокуроры лично встречались с осужденными.
Осуществляя согласно ст. 22 УИК РФ надзор за исполнением законов администрацией ВУ, прокуроры устанавливают конкретные обстоятельства допущенных нарушений и виновных в этом лиц, а также причины и условия, способствующие этим нарушениям. В итоге у прокурора собирается достаточно полная и объективная информация о состоянии законности и соблюдении установленного режима в колонии. Прокуроры ставят перед собою цель: знать, как построен в колонии процесс исправления осужденных, а также представлять себе конечный результат исправительного воздействия на осужденных.
Путем устранения и предупреждения нарушений закона и установленного в колонии режима прокуроры предупреждают массовые беспорядки, побег осужденных, неповиновение распоряжениям администрации, отказ от приема пищи и другие нарушения установленного режима.
Прокурорский надзор в воспитательных учреждениях включает в себя надзор как за соблюдением законов администрацией колоний, так и за исполнением законов и требований установленного в колонии режима другими должностными лицами. Как и всякий надзор прокурора, надзор, осуществляемый в воспитательных учреждениях, не должен быть пассивным созерцанием устанавливаемых нарушений закона, это должна быть активная деятельность прокуроров, направленная на выявление и устранение правонарушений. Усилению прокурорского надзора за исполнением законов в воспитательных учреждениях способствовало проведение в жизнь Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений'".
Прокурор включает в предмет надзора весь комплекс предусмотренных законом мероприятий, направленных на исправление осужденных. Помимо мероприятий режимного характера сюда включаются профессиональное образование, повышение образовательного и культурного уровня, воспитание добросовестного отношения к труду и учебе, законопослушного поведения. Прокурор следит за тем, чтобы строго соблюдались требования закона о правовом статусе осужденного, чтобы обеспечивались их права и законные интересы, чтобы несовершеннолетние осужденные не были ограничены в переписке с родными и близкими, могли иметь свидания, связаться с ними по телефону, пользоваться правом краткосрочного отпуска.
Проверяя законность и обоснованность наложения на осужденных мер дисциплинарного воздействия, прокурор своим постановлением отменяет те из наложенных взысканий, которые не соответствуют закону, являются несправедливыми, могущими привести к конфликту с администрацией колонии.
Прокурор проверяет законность применения закона об условно-досрочном освобождении осужденных от дальнейшего отбывания наказания. При этом прокурор проверяет прежде всего законность представления осужденного к условно-досрочному освобождению, а также законность отказа в таком представлении. Нередки случаи, когда администрация воспитательной колонии необоснованно отказывает в представлении к досрочному освобождению осужденного из-за допущенного им нарушения режима, не представляющего повышенной опасности. Есть случаи, когда за нарушение режима, трудовой или учебной дисциплины, допущенное одним из осужденных, администрация колонии лишает весь отряд права быть представленным к условно-досрочному освобождению. Это влечет за собой конфликты, нарушения режима и даже массовые беспорядки. Не обладая правом внесения представлений об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания - такое право прокурору предоставлено лишь при досрочном освобождении по болезни - прокурор в этих случаях вносит представление начальнику колонии или в Управление исполнения наказаний области, края, республики уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
Принимая участие в судебном рассмотрении материалов об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания, прокурор следит за тем, чтобы в судебном заседании участвовал осужденный, чья дальнейшая судьба решается, а также другие осужденные, должностные лица от администрации и воспитатели. Их участие в судебном заседании способствует принятию судом законного и обоснованного решения о досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания и, помимо этого, повышению воспитательного значения этой весьма эффективной меры поощрения. Участвуя в судебном заседании, прокурор дает заключение о законности и обоснованности применения к осужденному закона о его условно-досрочном освобождении. В своем заключении прокурор должен высказать не только предложение об освобождении от наказания или об отказе в этом, но и рекомендации, связанные с бытовым и трудовым устройством осужденного после его освобождения. Если прокурор не согласен с постановлением судьи, - эти вопросы судья решает единолично, - он приносит на него частный протест, что приостанавливает исполнение постановления об освобождении осужденного от отбывания наказания.
Прокурор следит за исполнением требований ст. 139 УИК РФ, согласно которой несовершеннолетние осужденные по достижении 18-летнего возраста, как правило, остаются в воспитательной колонии, но не более, чем до достижения 21 года. Это касается прежде всего осужденных, состоящих в общественном активе, и осужденных, которые характеризуются положительно. Не меньшее внимание прокурор должен уделять надзору за соблюдением требований ст. 140 УИК РФ, регулирующей порядок перевода осужденных из воспитательной колонии в исправительную. При установлении фактов нарушения этого требования прокурор дает администрации колонии предписание о немедленном оформлении соответствующих материалов и направлении их в суд по месту нахождения колонии для перевода в колонию для взрослых. Представление администрации о переводе осужденных должно быть согласовано с наблюдательной комиссией. Рассмотрение материала производится судьей единолично с обязательным участием прокурора.
В судебном заседании обязательно также участие осужденного и представителей администрации колонии.
Заключение прокурора о переводе осужденного в колонию для взрослых должно быть законным, обоснованным и убедительным как для суда, так и для осужденного. Если прокурор сочтет постановление судьи незаконным или необоснованным, он приносит на него частный протест. Принесение частного протеста приостанавливает исполнение постановления судьи.
Осуществляя надзор, прокурор проверяет законность постановлений начальника воспитательной колонии о переводе всех осужденных, достигших 21 года, в исправительную колонию.
Важная роль органам прокурорского надзора принадлежит при решении вопроса об оставлении осужденного несовершеннолетнего в воспитательной колонии по достижении им 18-летнего возраста. В целях закрепления результатов исправления, а также завершения общеобразовательного или .профессионально-технического обучения осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть до окончания срока наказания оставлены в воспитательной колонии, но не более чем до достижения 21 года. Число таких осужденных весьма значительно и в отдельных колониях достигает 20%. Прокурор прежде всего проверяет законность и обоснованность принимаемого администрацией колонии решения об этом, встречается с осужденным и выясняет его отношение к такому решению, и, признав предлагаемое решение законным и обоснованным, санкционирует его.
Оставление в колонии осужденных, достигших 18-летнего возраста, должно осуществляться, как правило, при согласии самих осужденных на принятие такого решения. Принятие такого решения вопреки согласию осужденных, как правило, ведет к тому, что эти осужденные оказывают деморализующее влияние на других осужденных, являются организаторами массового неповиновения, применяют насилие в отношении других осужденных, более молодых по возрасту и не способных защитить себя. Прокурору следует все это иметь в виду, когда он проверяет представленный материал и санкционирует перевод осужденного в колонию для взрослых.

Билет №61. Понятие и значение координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – это вид деятельности прокуратуры по необходимому ориентированию должностных лиц правоохранительных органов в определенных сферах их действия. Эта деятельность возложена на прокуратуру, так как она обладает наибольшими сведениями о совершенных преступлениях, их раскрываемости, причинах и условиях преступности, результатах расследования, а также о качестве их рассмотрения в судах. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.