Сделай Сам Свою Работу на 5

Привлечение лица в качестве обвиняемого 2 глава





- неправильное выделение либо соединение уголовных дел;

- нарушение правил подследственности;

- необоснованный отказ в удовлетворении ходатайств участников уголовного судопроизводства о проведении следственных действий для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

- нарушение уголовно- процессуального закона при применении мер обеспечения гражданского иска.

Таким образом, исходя из характера выявленных в ходе проверки уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, нарушений, препятствующих направлению дела в суд, прокурор вправе:

- возвратить уголовное дело для пересоставления обвинительного заключения;

- возвратить уголовное дело для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых.

В УПК РФ отсутствует норма, которая одновременно предусматривала бы основания возвращения уголовного дела для пересоставления обвинительного заключения и возвращения уголовного дела на дополнительное расследование.

Исходя из сложившейся практики, в качестве основания возвращения уголовного дела для пересоставления обвинительного заключения могут выступать такие нарушения уголовно- процессуального закона, исправления которых возможно без производства следственных действий и без получения новых, дополнительных доказательств либо проверки доказательств, полученных в ходе расследования ранее.



В качестве оснований возвращения дела для производства дополнительного следствия следует рассматривать такие нарушения уголовно- процессуального и уголовного законодательства, которые предполагают обязательное совершение дополнительных следственных либо иных процессуальных действий.

Исходя из имеющейся практики, по характеру нарушений закона основания направления дел на дополнительное расследование можно разделить на 3 вида:

1) нарушения требований ст. 73 УПК РФ, выразившиеся в недостаточной обоснованности предъявленного обвинения, в не исследованности всех сторон совершенного деяния, не привлечении к уголовной ответственности всех лиц, причастных к его совершению, либо в неправильной квалификации содеянного, устранение которых сопряжено с необходимостью изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающиеся по фактическим обстоятельствам от ранее предъявленного;



2) нарушение предписаний УПК РФ о порядке, основаниях и сроках производства следственных и иных процессуальных действий, влекущих признание доказательств недопустимыми;

3) нарушение процессуальных прав участников уголовного судопроизводства.

Среди существенных нарушений уголовно- процессуального закона, влекущих возвращение уголовного дела для производства дополнительного расследования, можно назвать:

- нарушение прав на защиту, в том числе требований ст.ст. 49-53 УПК РФ, регламентирующих порядок участия защитника в уголовном деле, прав пользоваться помощью переводчика, права обвиняемого на ознакомление с материалами уголовного де6ла в порядке ст. 217 УПК РФ;

- нарушение норм уголовно- процессуального законодательства, регламентирующих получение доказательств, например: нарушение установленного порядка назначения и производства судебной экспертизы (не назначение экспертизы, когда она в соответствии со ст. 196 УПК РФ является обязательной либо необходимость ее назначения обусловлена обстоятельствами конкретного дела); не допрошены лица, чьи показания имеют существенное значение для расследования преступления; не истребованы и не приобщены к делу важные документы или вещественные доказательства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела; не устранены противоречия между отдельными доказательствами;



- нарушение установленного порядка проведения предварительного следствия, а именно: нарушение сроков предварительного следствия; нарушение правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК РФ; предварительное следствие проведено без отмены ранее вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении либо приостановлении предварительного следствия, либо по материалам, выделенным из другого дела в отдельное производство в отношении иного лица по новому обвинению.

Решение прокурора о возвращении уголовного дела для дополнительного расследования оформляется специальным постановлением, в котором должно быть указано, в чем состоят допущенные нарушения, способы их устранения, следственные и иные процессуальные действия, которые необходимо выполнить в ходе дополнительного расследования, обстоятельства, подлежащие установлению.

В соответствии с ч.6 ст. 162 УПК РФ, в случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

При повторном ознакомлении с делом прокурор должен проверить, выполнены ли его указания, и если они окажутся невыполненными, при наличии к тому оснований вновь вернуть дело для дополнительного расследования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 221 УПК РФ прокурор направляет дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. При этом необходимо руководствоваться положениями ст. 31 УПК РФ, устанавливающей подсудность уголовных дел. В связи с тем, что решение прокурора о направлении дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения влечет определенные правовые последствия, в соответствии с правилами уголовного судопроизводства оно оформляется соответствующим мотивированным постановлением (ч.3 ст. 221 УПК РФ).

При направлении дела вышестоящему прокурору материалы уголовного дела должны быть тщательно изучены, в том числе на предмет наличия оснований для возвращения уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных нарушений.

Признав, что предъявленное лицу обвинение нашло свое подтверждение, отсутствуют обстоятельства исключающие производство по делу, и процессуальные нарушения, препятствующие его рассмотрению судом, а обвинительное заключение соответствует требованиям УПК РФ, прокурор утверждает его своей резолюцией.

О направлении уголовного дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и разъясняет им право ходатайствовать о проведении предварительного слушания.

В соответствии с ч. 2 ст. 222 УПК РФ копия обвинительного заключения с приложениями вручается обвиняемому. Обязанность обеспечить вручение этих документов закон возлагает на прокурора. Если обвиняемый содержится под стражей, то копии указанных документов вручаются ему под расписку администрацией места его содержания под стражей по поручению прокурора. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом.

Следует учитывать, что предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21. 22 и 24-29 УПК РФ, и изъятиями, предусмотренными главой 32 (ст. 223 УПК РФ).

Особенность составления обвинительного акта заключается в том, что если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения под стражу, а если это не представляется возможным сделать в указанный срок, то подозреваемому на общих основаниях и в общем порядке должно быть предъявлено обвинение с соблюдением правил, установленных для предварительного следствия, либо данная мера отменяется.

Обвинительный акт- итоговый документ, составляемый дознавателем по окончании дознания, когда производство предварительного следствия необязательно и утверждается начальником подразделения дознания. Его реквизиты и содержание во многом аналогичны обвинительному заключению и детально перечислены в ч.1 ст. 225 УПК РФ.

Различия выражаются лишь в сроках рассмотрения уголовного дела (материалы дознания рассматриваются в течении 2 суток, а не 10), а так же то, что уголовное дело, поступившее с обвинительным актом органа дознания может быть направлено для производства предварительного следствия (п.4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ), в случае возвращения уголовного дела для производства дознания или пересоставления обвинительного акта установлены жесткие сроки - 10 и 3 суток соответственно (п.1 ч. 1 ст. 226 УПК РФ). Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены ч.ч. 3-5 ст. 223 УПК РФ.

При утверждении обвинительного акта прокурора вправе свои постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Именно на прокурора, утвердившего обвинительное заключение (акт), ложится вся полнота ответственности за законность и обоснованность окончательно сформулированного обвинения, относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств, которые положены в его основу. поэтому недопустимо принятие решения по поступившему уголовному делу без надлежащего изучения всех его материалов, без проверки достоверности фактических данных, полученных в ходе предварительного расследования, и соблюдений требований УПК РФ, регламентирующих порядок обнаружения и закрепления доказательств, а также прав участников уголовного судопроизводства.

Билет №42. Особенности прокурорского надзора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о совершенных преступлениях.

Одним из важнейших этапов прокурорского надзора за законностью предварительного расследования является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Прокурор надзирает за тем, чтобы не было незаконных отказов в принятии заявлений и сообщений о преступлениях и решения по ним принимались в трехдневный срок, а в исключительных случаях — в десятидневный. По поступившим заявлениям и сообщениям могут быть приняты некоторые проверочные действия: истребованы материалы, получены объяснения. Следственные действия до возбуждения уголовного дела производиться не могут, кроме тех, которые специально оговорены в законе (осмотр места происшествия).

Анонимные заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, однако они являются сигналом для проведения оперативно-розыскных мероприятий, особенно если речь идет о таких опасных преступлениях, как террористические акты, убийства, взрывы и т.п. В соответствии с п. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 90 от 15.12.98 г. «обращения граждан, не содержащие сведений о фамилии и месте жительства заявителя, признавать анонимными, оставляя без рассмотрения, а при наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях — направлять в соответствующие правоохранительные органы». По результатам оперативно-розыскных действий, если будут обнаружены признаки состава преступления, уголовное дело должно быть обязательно возбуждено.

По каждому заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче полученного заявления или сообщения по подследственности.

В связи со сказанным необходимо иметь в виду, что Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 24 от 09.04.96 г. (с изменениями, внесенными Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 23.05.97 г. № 26, от 04.08.97 г. № 48 и от 08.12.98 г. № 88) четко определена компетенция специализированных прокуратур — транспортных, военных, войсковых частей, прокура­тур по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний, природоохранных прокуратур. Осуществляя надзор, прокурор должен проверять обоснованность принятого соответствующим органом решения, а также выяснять, сообщено ли заявителю о принятом решении. Последнее обстоятельство важно для обеспечения прав и интересов граждан.

Прокурор обязан в соответствии с Законом (п. 1 ст. 211 УПК РСФСР) не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.

Придавая большое значение данному .участку прокурорской деятельности, Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных ему прокуроров выработать такую систему надзора, чтобы проверками своевременно охватывались все находящиеся на рассмотрении заявления и сообщения о преступлениях, не допускалось промедления в возбуждении уголовных дел при очевидных при­знаках преступления, проведения не вызванных необходимостью проверочных действий, принятия незаконных и необоснованных решений. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации, учета заявлений и сообщений о преступлениях, фальсификации материалов доследственной проверки необходимо ставить вопрос об ответственности виновных лиц вплоть до возбуждения уголовного преследования. Прокуроры должны строго следить за фактическим устранением вскрытых нарушений.

Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступления, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступления, и предупреждения случаев привлечения лица невиновного или непричастного к преступлению.

Нередки на практике случаи укрытия от регистрации нераскрытых преступлений. Укрытие преступлений от учета и безнаказанность должностных лиц, допустивших эти нарушения, разлагающе влияют на лиц, производящих дознание, а также на сотрудников оперативно-розыскной службы. Помимо этого, подобное негативное явление не позволяет государственным органам знать истинное состояние преступности, ее динамику и структуру и правильно определить свою стратегию и тактику по борьбе с преступностью.

Подавляющее большинство заявлений и сообщений о совершенных преступлениях разрешается органами внутренних дел. Этот фактор является определяющим в оценке этой деятельности в районе, городе, области и в государстве в целом.

Существующий порядок приема заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении регулируется Инструкцией «О порядке приема, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой информации о преступлениях и происшествиях», утвержденной Приказом МВД СССР № 415 от 11.11.90 г.

В соответствии с требованиями указанной Инструкции оперативный дежурный органа внутренних дел, участковый инспектор милиции, а также иные лица, имеющие право осуществлять прием заявлений и сообщений о преступлениях, получив заявление или сообщение, обязаны выдать заявителю талон-уведомление, являющийся документом строгой отчетности и имеющий единый регистрационный номер. Заявителю вручается отрывная часть талона-уведомления с указанием даты получения заявления и сведений о должностном лице, его принявшем.

Зарегистрированные заявления и сообщения о преступлениях передаются на рассмотрение начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления: возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке ст. 109 УПК РСФСР, провести досудебную подготовку материалов по протокольной форме и т.д.

В Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУП) об этом делается пометка. В последующем в КУП указывается номер и дата возбуждения уголовного дела или номер отказного материала и дата вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении материала по подследственности.

При установлении фактов укрытия преступлений от учета прокурор принимает меры к их немедленной регистрации и учету. От виновных в нарушении закона в каждом случае отбирается объяснение. Затем прокурор предлагает зарегистрировать преступление; возбуждает уголовное дело, если есть к тому повод и основания; отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и поручает произвести по делу Дознание или предварительное следствие; ставит вопрос о наказании виновных в допущенных нарушениях и предупреждении подобных нарушений в будущем. В необходимых случаях прокурор вносит представление об устранении нарушений закона. При обнаружении признаков состава преступления в действиях должностных лиц правоохранительных органов прокурор возбуждает уголовное дело.

Билет №43. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

До 1992 г. ОРД регулировалась исключительно закрытыми, носящими ведомственный характер нормативными актами.

Принятый 17 января 1992 г. Закон о прокуратуре, еще до появления федерального законодательства об оперативно-розыскной деятельности, закрепил в качестве одного из основных направлений реализации прокуратурой своих полномочий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В принятом позднее Законе об оперативно-розыскной деятельности были определены субъекты, имеющие право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, порядок их проведения, а также нормы, предусматривающие, что надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные ему прокуроры.

Рассматриваемое направление деятельности органов прокуратуры имеет свою специфику, которая определяется, с одной стороны, обязанностью прокурора от имени Российской Федерации осуществлять уголовное преследование (ч. 1 ст. 37 УПК), а также координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 8 Закона о прокуратуре), а с другой – обязанностью осуществлять надзор за законностью уголовного преследования и деятельности правоохранительных органов, способствовать охране прав и свобод личности.

В соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности последняя представляет собой специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В приведенном законодательном определении четко указаны цели, для достижения которых проводится ОРД.

Вместе с тем в законе закреплено выполнение и задач частного характера, решение которых способствует достижению целей ОРД. К ним относятся:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а с другой – в охране конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.

Деятельность уполномоченных прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

На территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется подразделениям следующих правоохранительных органов: Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, внешней разведки Министерства обороны РФ, Министерства юстиции РФ.

Оперативные подразделения органов внешней разведки проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных правоохранительных структур.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только в законодательном порядке. Указанные органы решают определенные Законом об оперативно-розыскной деятельности задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ.

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 21.12.2007 № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности“» предметом прокурорского надзора является обеспечение: 1) гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 4) законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Поводами для проведения прокурорской проверки законности действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются:

жалобы граждан и обращения должностных лиц на незаконные действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях.

Прокурорская проверка осуществляется также в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Законодательно также определены пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

1. В пределы прокурорского надзора не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых актов, принятых в развитие положений федерального законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем прокурор для обоснования своих выводов о соблюдении законов в действиях и решениях поднадзорных органов, вне всякого сомнения, должен знать положения этих документов.

2. Прокурор не вправе своим указанием отстранить сотрудника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам (например, вследствие обнаружившейся его некомпетентности).

3. Прокурор не вправе своим решением отменить незаконные или необоснованные решения сотрудника, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

4. Прокурор не может опротестовать судебное решение о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

5. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

6. Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ прокурор может истребовать только исключительно в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.

7. В ходе проведения надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор должен изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии со ст. 21 Закона об оперативно-розыскной деятельности возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Это положение конкретизируется в приказе Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56. Согласно указаниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение требований закона соответствующими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в аппаратах Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются уполномоченные прокуроры, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций по рассматриваемому направлению деятельности.

Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказами назначают из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномоченных прокуроров для осуществления надзора.

Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам ОРД.

Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за законностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД, должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного пользования.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе:

знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРД, а также с иными оперативно-служебными материалами, необходимыми для осуществления надзора за исполнением Закона об оперативно-розыскной деятельности;

требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона;

давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекращении;

опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий следователю (органу дознания, в суд);

отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;

опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты, принятые руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;

проводить проверку при обнаружении признаков преступления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;

направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

При обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченным прокурорам надлежит направлять руководителю органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.

В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств надзирающий прокурор должен рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований необходимо принять меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.

Надзирающие за законностью ОРД прокуроры, используя предоставленные им полномочия, обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлекать виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. Руководители соответствующих прокуратур обязаны обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в предоставленных документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.