Сделай Сам Свою Работу на 5

Решения Конституционного суда РФ





Лекция 2

Правовые основы деятельности прокуратуры РФ

1. Конституционные основы деятельности прокуратуры РФ;

2. ФЗ «О прокуратуре РФ», как основа правового обеспечения органов прокуратуры;

3. Процессуальное законодательство и иные законодательные акты;

4. Международные договоры РФ, касающиеся прокуратуры РФ;

5. Решения конституционного суда РФ;

6. Организационно-распорядительные документы генеральной прокуратуры РФ.

1)Правовую основу деятельности прокуратуры РФ составляет система, установленных Конституцией РФ, федеральными законами РФ, международными договорами РФ и иными нормативно-правовыми актами положений, определяющих ключевые вопросы организации и деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров.

Высшее место в системе правовых актов занимает Конституция РФ, которая закрепляет исходные базовые положения, определяющие сущность и содержание ключевых положений правового регулирования и практической деятельности органов прокуратуры.

Данные положения в той или иной мере получают свое развитие и детализацию в законодательстве о прокуратуре РФ и практике осуществления прокурорского надзора. Именно Конституция РФ определяет место прокуратуры РФ в системе государственных органов и закладывает основы ее взаимоотношений с различными ветвями государственной власти.



Ст.129 Конституции РФ закрепляет:

· принципы организации и деятельности прокуратуры;

· порядок назначения прокуроров;

· процедуру законодательного определения полномочий;

· организацию и порядок деятельности прокуратуры РФ.

Помимо ст.129 в Конституции РФ имеется еще ряд статей, имеющих значение для характеристики правового статуса прокуратуры:

· п. «о» ст.71 Конституции РФ (деятельность прокуратуры относится к предмету введения государства)

· п. «е» ст. 83 Конституции РФ и п. «з» ст. 82 Конституции РФ (закрепляет особый порядок назначения и освобождения от должности генерального прокурора РФ)

Определенные отношения правового регулирования деятельности прокураторы имеют к Конституции (уставы) субъектов РФ – это обусловлено тем, что в них присутствуют нормы, регламентирующие порядок согласования кандидатуры прокурора субъекта РФ. Кроме того в них присутствуют нормы, наделяющие прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы и правом обращения в органы конституционной юстиции субъектов РФ.



2)В качестве основного нормативно-правового акта, выступающего основой базы прокуратуры РФ, выступает ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.92 г. (ст. 306). Первоначально данный закон состоял из 6 разделов и 47 статей. В последующем в него были внесены ряд существенных изменений и дополнений. В частности ФЗ от 17.11.95 г. «О внесении изменений и дополнений» в закон РФ о прокуратуре РФ была принята новая редакция, а по существу новый закон о прокуратуре РФ. Нормы, включенные в данный закон, регламентируют следующие положения:

1. В первом разделе данного закона излагаются общие положения:

· Функции прокуратуры;

· Принципы организации и деятельности прокуратуры;

· Правовые основы деятельности прокуратуры;

· Ряд общих положений организационно-правового характера.

2. Во втором разделе данного закона дается развернутая характеристика системы и организации прокуратуры РФ.

3. Нормы третьего раздела и следующего за ним четвертого раздела раскрывают содержания и условия осуществления основных функций прокуратуры – прокурорского надзора, а также функции участия прокурора в рассмотрении дел судами.

4. В пятом разделе были закреплены нормы, которые регламентировали особенности кадрового обеспечения органов прокуратуры, реализацию мер правовой и социальной защиты, а также материального и социального обеспечения прокурорских работников.



5. Раздел шестой включал в себя правовые нормы, регламентирующие финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры, формирование статистической отчетности и иных общих положений.

Следует также отметить значение изменений внесенных в ФЗ «О прокуратуре» федеральным законом от 27.01.99 г. и ФЗ от 05.06.97 г., а также изменения, внесенные в данный закон в связи с созданием следственного комитета РФ.

Доклад: Содержание и значение дополнений и изменений внесенных в федеральный закон РФ 1992 Г.

3)В настоящее время процессуальные законы, которые содержатся в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях, регулирует широкий круг вопросов, участие прокурора в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве.

Данные положения развивают и детализируют положения, закрепленные в ст. 30 и ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ». Нормы отраслей данного законодательства, регулируют широкий круг вопросов участия прокуроров в уголовном судопроизводстве:

· Регламентируют участие прокуроров в участии в судопроизводстве

· Закрепляют право обращения прокурора в суд

· Регламентируют порядок прокурора вступления в дело

· Детализируют полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дела

Кроме того уголовно-правовое законодательство закрепляет основные положения, регламентирующее положения прокурора в досудебной стадии уголовного судопроизводства определяя конкретные формы и правовые средства реализации им своих надзорных функций.

Кроме вышеуказанных отраслей законодательства можно выделить еще ряд федеральных законов РФ, которые устанавливают правовые основания осуществления прокурорского надзора в отдельных сферах правовых отношений и правоприменительной деятельности:

· ФЗ «О полиции» от 07.12.07 г.

· ФЗ «Об учреждениях и органах» от 21.07.93 г.

· ФЗ «О федеральной службе безопасности» от 03.04.95 г.

· ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 г.

· ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.96 г.

· ФЗ «О судебных приставах» от 21.06.97 г.

· ФЗ «О неведомственной охране» от 14.04.99 г.

· ФЗ «О противодействии коррупции» от 29.12.

· ФЗ «О следственном комитете РФ» от 28.12.10 г.

· Ряд иных законов

В вышеуказанных федеральных законах детализируется право генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров осуществлять надзор за исполнением федерального законодательства соответствующими органами. Кроме того они определяют полномочия, основания и формы деятельности прокурора в процессе осуществления надзора за законодательной деятельностью соответствующих органов и служб.

Наряду с законодательными актами отдельные вопросы, относящиеся к деятельности прокуратуры, могут регламентироваться и нормативно-правовыми актами президента РФ. Так в частности положения о координации деятельности по борьбе с преступностью, которая регулирует деятельность прокуратуры в данной сфере, принята указом президента РФ №567 от 18.94.96 г. Также указом президента РФ от 30.06.97 г. утверждено положение о классных чинах прокурорских работников.

4)Так как прокуратура не относится к системе органов исполнительной власти, то решения, принимаемые правительством, федеральными министерствами и ведомствами, на нее не распростятся, но в то же время прокуратура должна обеспечивать надзор за соответствием заключенных положений Конституции РФ и действующего законодательства. Кроме того на прокуратуру в ряде заключенных соглашений могут возлагаться определенные обязанности. В последнем случае правовой основой для выполнения этих обязанностей могут выступать федеральные законы, постановления государственной думы, указ президента РФ и межведомственные соглашения прокуратуры с федеральными правоохранительными министерствами и службами.

Доклад: Международно-правовые соглашения, Решения Конституционного суда.

 


Лекция 3

Решения Конституционного суда РФ

Хотя Конституционный суд РФ не относится к органам законодательной власти, отдельное решение оказывают реальное влияние на режим правового регулирования деятельности органов прокуратуры.

Можно выделить 2 основных направления такого влияния:

1. Решения Конституционного суда, связанные с конституционным толкованием законодательства, непосредственно регламентирующего вопросы организации деятельности прокуратуры.

2. Решения Конституционного суда, в которых содержатся конституционно-правовая оценка законов, которые непосредственно не регламентируют деятельность прокуратуры, но оказывают влияние на осуществление отдельных функций.

Пример: постановления и определения Конституционного суда РФ, касающихся судопроизводства (в первую очередь уголовного).

Постановления от 10.03.2005 г. По жалобе гражданина А. И. Головкина на нарушение его конституционных прав положениями п. 3 ч.2 ст.82 УПК РФ, ч.12 ст.27.10 КоАП РФ и постановления Правительства РФ.

Решения, принятые в рамках данного направления деятельности, имеют существенно значение в понимании и определении сферы применения судебного контроля и прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства и определения их соотношения и взаимодействия.

Организационно-распределительные документы Генеральной прокуратуры РФ

Приказы и указания генерального прокурора относятся к подзаконным НПА (нормативно-правовым актам). И хотя они не определяют основные направления деятельности прокуратуры, в них конкретизируются общие нормы законов, регламентирующих деятельность прокуратуры, формулирующие правила реализации отдельных нормативных предписаний и находят свое выражение оптимальные формы реализации деятельности прокурорских работников всех уровней и почти на всех направлениях деятельности прокуратуры.

Можно выделить 3 основных группы актов подобного рода:

1. Приказы генерального прокурора РФ, посвященные вопросам работы прокуроров по отдельным направлениям деятельности прокуратуры.

2. Документы, связанные с вопросами организационного, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности прокуратуры РФ в целом и по отдельным направлениям.

3. Приказы, определяющие правовой статус структурных подразделений генеральной прокуратуры РФ, а также документы инструкционального характера.

 


 

Лекция 5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.