Сделай Сам Свою Работу на 5

Прокурорский надзор в обеспечении законности исполнения приговора





Исполнение приговора - завершающая стадия уголовного процесса. Она начинается с момента вступления приговора в законную силу и включает в себя процессуальные действия и решения суда, обеспечивающие реализацию актов правосудия [62, с. 631]. В этой связи важным является точное соблюдение установленного порядка исполнения приговоров, чему существенным образом может способствовать прокурорский надзор за исполнением законов, регламентирующих данную сферу деятельности.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом к исполнению обращаются только приговоры, вступившие в законную силу. Обращение приговора к исполнению производится судом в установленных законом формах и точно в определенные сроки. Согласно закону, приговор подлежит исполнению по истечении установленного десятидневного срока на апелляционное и кассационное обжалование приговора либо в случае его обжалования в кассационном порядке после вынесения определения кассационной инстанции. Оправдательный приговор, а также приговор, освобождающий подсудимого от наказания, подлежат немедленному исполнению.

После вступления приговора в законную силу судьей или председателем суда в трехдневный срок должно быть направлено распоряжение о его исполнении органу или учреждению уголовно-исполнительной системы с обязательным приложением к распоряжению копии приговора. Поскольку закон предписывает суду следить за тем, чтобы приговор был реально исполнен, администрации органов уголовно-исполнительных учреждений должны направлять в суд сообщения об исполнении приговора. За неисполнение приговора суда виновные лица подлежат привлечению к ответственности, в том числе и уголовной (ст. 315 У К РФ). Суды ответственно подходят к реализации полномочий по исполнению приговоров. Вместе с тем в их деятельности могут наблюдаться отступления от установленного законом порядка приведения судебных решений к исполнению. Задача прокуроров состоит в том, чтобы отслеживать допускаемые нарушения закона и информировать о них суды.



В системе действий, направленных на своевременное и точное исполнение приговора, существенная роль принадлежит надзору за законностью освобождения от наказания, надзору за законностью отсрочки исполнения приговора.



Освобождение от наказания проводится строго в порядке и на основаниях, предусмотренных законом. На прокуроре лежит обязанность следить за тем, чтобы предписания закона точно исполнялись в практике освобождения осужденных от наказания.

Следует отметить, что освобождение от наказания может относиться к назначенному наказанию в полном объеме либо касаться неотбытой части наказания. В качестве оснований освобождения от наказания судом Уголовный кодекс Российской Федерации называет состояние здоровья (психическое расстройство, иная тяжкая болезнь); поведение осужденного, свидетельствующее о возможности его исправления без необходимости полного отбывания назначенного судом наказания либо с помощью более мягкого вида наказания; истечение сроков давности обвинительного приговора суда; акт амнистии; возраст осужденного.

Законность освобождения от наказания - проблема особенно актуальная в современных условиях. Используя самые различные средства, преступники стремятся уклониться от отбывания наказания. Прокурорский надзор здесь необходим. Профессионализм и принципиальность являются теми непременными качествами, от которых зависит эффективность работы прокурора на данном участке.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокурор участвует в заседаниях судов, рассматривающих вопросы освобождения осужденных от наказания. В процессе подготовки к судебному заседанию и в ходе его он тщательно анализирует имеющиеся материалы с тем, чтобы иметь полную ясность, прежде всего, по вопросу о наличии или отсутствии оснований для освобождения от наказания. Помимо формального наличия оснований, выясняются также данные о личности осужденного, позволяющие более обоснованно определиться в выводе о возможности освобождения от наказания. Естественно, прокурором оцениваются полнота и достоверность документов, которые по закону должны быть представлены в суд. Кроме того, в ходе судебного заседания прокурор следит за тем, чтобы не было нарушений процессуального порядка рассмотрения судом материалов об освобождении от наказания (ч. 6 ст. 399 УПК РФ)



Основная форма деятельности прокурора в судебном заседании - дача заключения о возможности принятия в отношении конкретного лица решения о его освобождении от наказания. Используются и другие формы участия в рассмотрении дел судами.

     

Что касается отсрочки исполнения, то можно отметить следующее. Закон допускает возможность переноса исполнения наказания на определенный срок для беременных женщин и женщин, имеющих

малолетних (до 14 лет) детей. Данное правило не применяется к осужденным на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Фактически отсрочка исполнения приговора в данном случае означает освобождение от наказания, но только при условии соблюдения лицом, в отношении которого применена отсрочка, требований, установленных законом. В случае их несоблюдения суд может отменить отсрочку, а также принять решение о возвращении осужденной в исправительное учреждение по достижении ребенком 14-летнего возраста для отбывания оставшейся части наказания. Исполнение приговора может быть отсрочено судом и в случае болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, до его выздоровления, а также по иным основаниям, предусмотренным ст. 398 УПК РФ.

Осуществляя надзор за законностью предоставления отсрочки исполнения приговора, прокурор должен предотвратить случаи как необоснованного и потому противозаконного предоставления отсрочки (предусмотренные законом основания отсутствуют), так и необоснованного отказа судом в отсрочке отбывания наказания (предусмотренные законом основания есть, но они игнорируются). Кроме того, для прокурора, безусловно, важным моментом является недопущение отмены отсрочки, необоснованных решений о возвращении осужденной, ребенок которой достиг 14-летнего возраста, в исправительное учреждение для отбывания оставшейся части наказания.

Необходимо помнить, что вопросы, подлежащие рассмотрению при исполнении приговора, разрешаются судом, вынесшим приговор, либо судом по месту отбывания наказания осужденным, либо судом по месту жительства осужденного (ст. 396 УПК РФ). Следовательно, в судебных заседаниях должны принимать участие прокуроры соответствующего уровня. На постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, может быть подано прокурором представление в кассационном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 45 УПК РФ.

 

54.

Своевременное и качественное планирование работы является одним из условий успешного выполнения прокурорами стоящих перед ними задач по осуществлению надзора за исполнением законов. Генеральный прокурор РФ в приказе № 2 от 17 января 1994 г. "О регламенте работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации" подчеркивает, что планирование работы является эффективным средством руководства и управления деятельностью нижестоящих органов. Продуманное, реальное планирование позволяет руководителям органов прокуратуры мобилизовать коллектив на решение главных, наиболее острых проблем по укреплению законности и правопорядка. Планирование позволяет сделать правильный выбор направления в работе, рационально распределить силы, а также максимально использовать имеющиеся возможности по дальнейшему укреплению законности и правопорядка.

В органах прокуратуры осуществляется как текущее, так и перспективное планирование. Текущий план составляется на полугодие, перспективный - на 3-5 лет. Переход с поквартального на полугодовое текущее планирование позволил сократить объем планов и количество заданий, способствовал развитию инициативы и самостоятельности нижестоящих органов в планировании своей работы. Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов РФ ориентируют нижестоящих прокуроров на составление компактных, небольших по объему планов. Это позволяет обеспечить их качественное выполнение и в то же время без ущерба для дела решение всех "текущих" дел. Как перспективное, так и текущее планирование обеспечивает необходимую целенаправленность, последовательность и согласованность действий как отдельных звеньев, так и всей системы органов прокуратуры. Составители плана должны исходить из глубокого и всестороннего анализа обстановки, состояния законности, структуры и динамики преступности в городе, области, республике. При составлении планов важно не только определить перечень вопросов, требующих своего разрешения, но и наметить конечную цель, которую необходимо достичь выполнением планового задания.

Процесс текущего планирования Генеральной прокуратуры начинается с составления плана на предстоящее полугодие. Управления и отделы вносят свои предложения о включении в план каких-либо мероприятий. В план включаются мероприятия, выполнение которых возложено на одно или несколько управлений и отделов, с привлечением прокуратур республик, краев и областей. Проект выносится на обсуждение Коллегии Генеральной прокуратуры. После одобрения проекта Коллегией Генеральный прокурор РФ утверждает план и направляет его прокурорам субъектов РФ, военным и транспортным прокурорам. В план Генеральной прокуратуры включаются проверки подчиненных прокуратур, связанные с результатами их работы за определенный период или по отдельным отраслям надзора; изучение и распространение положительного опыта работы одной или нескольких прокуратур; проверка деятельности каких-либо министерств, комитетов или ведомств по исполнению законодательства.

План работы Генеральной прокуратуры является в определенной мере ориентиром для прокуратур субъектов РФ, нижестоящих

прокуратур. Прокуроры субъектов РФ включают в свои планы те мероприятия, которые они считают актуальными для своих территорий. Генеральный прокурор РФ не связывает инициативы нижестоящих прокуроров в планировании их работы. Из запланированных Генеральным прокурором мероприятий нижестоящие прокуроры включают в свои планы лишь те, которые приемлемы для них с учетом состояния законности, структуры и динамики преступности, а также местных особенностей. При составлении планов местные прокуроры учитывают те "болевые" точки, которые на данный период требуют внимания органов прокуратуры. Например, при анализе состояния законности прокурор выявил рост преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Это не может быть оставлено без внимания. Совместно с другими правоохранительными органами, местными органами власти и управления прокурор должен включить в план работу по борьбе с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних. К сожалению, не всегда руководители прокуратур видят негативные явления, носящие распространенный характер, вызывающие справедливое возмущение граждан и требующие их внимания. Например, в районе или городе процветают массовые хищения и обман потребителей, а прокуроры не замечают этих преступлений и не включают в планы работы борьбу с ними.

Для того, чтобы план работы нижестоящих прокуратур, в особенности районных и городских, был актуальным и реальным для исполнения, вышестоящие прокуроры должны изучать планы этих прокуратур. Если в них. есть недостатки, руководители должны на них указать, высказав свои советы и рекомендации. Планирование работы будет успешным только тогда, когда руководители органов прокуратуры будут осуществлять контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий и за исполнением плана в целом. Контроль за исполнением плана - неотъемлемая часть научной организации труда и управления в органах прокуратуры. Руководителю прокуратуры в каждом случае надлежит выяснить причины невыполнения плана, и при отсутствии уважительных причин строго взыскать за это с виновных работников прокуратуры. Это повышает ответственность исполнителей за своевременное и качественное выполнение заданий. Обсуждение хода и итогов выполнения планов на оперативных совещаниях или на заседаниях коллегий способствует также укреплению плановой и исполнительской дисциплины.

56.

4. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРИЕМА, УЧЕТА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

 

Одним из важнейших этапов прокурорского надзора за законностью предварительного расследо­вания является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Прокурор надзирает за тем, чтобы не было незаконных отказов в принятии заявлений и сообще­ний о преступлениях и решения по ним принимались в трехдневный срок, а в исключительных случа­ях — в десятидневный. По поступившим заявлениям и сообщениям могут быть приняты некоторые про­верочные действия: истребованы материалы, получены объяснения. Следственные действия до возбуждения уголовного дела производиться не могут, кроме тех, которые специально оговорены в за­коне (осмотр места происшествия).

Анонимные заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, однако они являются сигналом для проведения оперативно-розыскных мероприятий, особенно если речь идет о таких опасных преступлениях, как тер­рористические акты, убийства, взрывы и т.п. В соответствии с п. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 90 от 15.12.98 г. «обращения граждан, не содержащие сведений о фамилии и месте жительства заявителя, признавать анонимными, оставляя без рассмотрения, а при наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях — направлять в соответствую­щие правоохранительные органы». По результатам оперативно-розыскных действий, если будут обна­ружены признаки состава преступления, уголовное дело должно быть обязательно возбуждено.

По каждому заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений:

 

— о возбуждении уголовного дела;

 

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

 

— о передаче полученного заявления или сообщения по подследственности.

 

В связи со сказанным необходимо иметь в виду, что Приказом Генерального прокурора Россий­ской Федерации № 24 от 09.04.96 г. (с изменениями, внесенными Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 23.05.97 г. № 26, от 04.08.97 г. № 48 и от 08.12.98 г. № 88) четко определена компетенция специализированных прокуратур — транспортных, военных, войсковых частей, прокура­тур по надзору за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний, природоохранных проку­ратур. Осуществляя надзор, прокурор должен проверять обоснованность принятого соответствующим органом решения, а также выяснять, сообщено ли заявителю о принятом решении. Последнее обстоя­тельство важно для обеспечения прав и интересов граждан.

Прокурор обязан в соответствии с Законом (п. 1 ст. 211 УПК РСФСР) не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.

Придавая большое значение данному .участку прокурорской деятельности, Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных ему прокуроров выработать такую систему надзора, чтобы проверками своевременно охватывались все находящиеся на рассмотрении заявления и сообще­ния о преступлениях, не допускалось промедления в возбуждении уголовных дел при очевидных при­знаках преступления, проведения не вызванных необходимостью проверочных действий, принятия не­законных и необоснованных решений. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации, учета заявлений и сообщений о преступлениях, фальсификации материалов доследственной проверки необхо­димо ставить вопрос об ответственности виновных лиц вплоть до возбуждения уголовного преследова­ния. Прокуроры должны строго следить за фактическим устранением вскрытых нарушений.

Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступления, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступле­ния, и предупреждения случаев привлечения лица невиновного или непричастного к преступлению.

Нередки на практике случаи укрытия от регистрации нераскрытых преступлений. Укрытие пре­ступлений от учета и безнаказанность должностных лиц, допустивших эти нарушения, разлагающе влияют на лиц, производящих дознание, а также на сотрудников оперативно-розыскной службы. Поми­мо этого, подобное негативное явление не позволяет государственным органам знать истинное состоя­ние преступности, ее динамику и структуру и правильно определить свою стратегию и тактику по борь­бе с преступностью.

 

Подавляющее большинство заявлений и сообщений о совершенных преступлениях разрешается органами внутренних дел. Этот фактор является определяющим в оценке этой деятельности в районе, городе, области и в государстве в целом.

 

Существующий порядок приема заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся к со­вершению преступлении регулируется Инструкцией «О порядке приема, регистрации, учете и разреше­нии заявлений и сообщений в органах и учреждениях внутренних дел и другой информации о преступ­лениях и происшествиях», утвержденной Приказом МВД СССР № 415 от 11.11.90 г.

 

В соответствии с требованиями указанной Инструкции оперативный дежурный органа внутренних дел, участковый инспектор милиции, а также иные лица, имеющие право осуществлять прием заявлений и сообщений о преступлениях, получив заявление или сообщение, обязаны выдать заявителю талон-уведомление, являющийся документом строгой отчетности и имеющий единый регистрационный номер. Заявителю вручается отрывная часть талона-уведомления с указанием даты получения заявления и све­дений о должностном лице, его принявшем.

Зарегистрированные заявления и сообщения о преступлениях передаются на рассмотрение на­чальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления: возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке ст. 109 УПК РСФСР, провести досудебную подготовку материалов по протокольной форме и т.д.

В Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУП) об этом делается пометка. В после­дующем в КУП указывается номер и дата возбуждения уголовного дела или номер отказного материала и дата вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении материала по подследственности.

 

При установлении фактов укрытия преступлений от учета прокурор принимает меры к их немед­ленной регистрации и учету. От виновных в нарушении закона в каждом случае отбирается объяснение. Затем прокурор предлагает зарегистрировать преступление; возбуждает уголовное дело, если есть к тому повод и основания; отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и поручает произве­сти по делу Дознание или предварительное следствие; ставит вопрос о наказании виновных в допущенных нарушениях и предупреждении подобных нарушений в будущем. В необходимых случаях прокурор вно­сит представление об устранении нарушений закона. При обнаружении признаков состава преступления в действиях должностных лиц правоохранительных органов прокурор возбуждает уголовное дело.

57.

2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

 

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции: 1) требует от этих органов для проверки уголовные дела, документы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; 2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание; 3) дает письменные указания о расследовании преступлений; об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнении других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры; 5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу; 6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях и порядке, установленных законами;

7) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 8) изымает от органа дознания и передает следователю любое уголовное дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования; 9) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела; 10) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производством уголовные дела; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает обвинительное заключение (постановление), направляет уголовные дела в суд (ст. 211 УПК).

Прокурор осуществляет и другие полномочия, предоставляемые ему уголовно-процессуальным законодательством. В частности, прокурор разрешает вопрос об отводе следователя и лица, производящего дознание (ст. 64 УПК), рассматривает жалобы на действия органа дознания или следователя (ст. 218—219 УПК), а также жалобы следователя на указания начальника следственного отдела (ч. 4 ст. 1271 УПК) и т.д.

Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном УПК, являются для этих органов обязательным. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК. Точно так же указания прокурора по уголовным делам обязательны для начальника следственного отдела.

Широкий круг полномочий прокурора по отношению к органам дознания и предварительного следствия, императивный характер его решений (указания, отмена незаконных актов и т.д.) породили мнение об осуществлении прокурором в отношении органов расследования функции руководства. Однако законодатель не применяет термин “руководство” при характеристике взаимоотношений между прокурором и органами расследования. Более того, закон подчеркивает процессуальную самостоятельность следователя и его единоличную ответственность за принимаемые решения (ст. 127 УПК). Представляется также, что прокурорский надзор по своей сущности не может быть совмещен в осуществлении руководства поднадзорной деятельностью. Отношения между прокурором и органами расследования, полномочия, которыми прокурор наделяется при этом, имеют надзорный, а не административный характер. Административное руководство прокурор осуществляет лишь по отношению к следователям прокуратуры, но при этом характер надзорных отношений не меняется.

Круг имеющихся полномочий прокурора обеспечивает возможность активного и действенного надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия.

 

58.

Надзор за законностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела.

Важной гарантией обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор. Прокурор осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ" является: "…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно - розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие". В стадии возбуждения уголовного дела прокурор обязан надзирать за соблюдением указанными лицами и органами требований ст.109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений и сообщений о преступлении, их несвоевременную регистрацию, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела. Прокурор также обязан осуществлять надзор за соблюдением требований ст.112 и 113 УПК. При осуществлении надзора прокурор проверяет документы и материалы, указывающие на признаки преступления, он ставится в известность о возбуждении каждого уголовного дела, так как ему немедленно направляется копия постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 112 УПК). Если в ходе проверки возникают сомнения в законности решения следователя или органа дознания, то проверке подвергаются материалы, послужившие основанием к возбуждению уголовного дела. Законность возбуждения уголовного дела проверяется также при осуществлении надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.

В соответствии с ч.2 ст.116 УПК "Если дело возбуждено без законных поводов и оснований, прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания, отказывая в возбуждении уголовного дела, либо прекращает дело, если по нему были произведены следственные действия". В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело или предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в этом случае производство следствия может быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела и отказ в его возбуждении представляют собой одно процессуальное действие, которое оформляется мотивированным постановлением, и может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

При проверке материалов, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, прокурор выясняет следующие обстоятельства:

- Достаточно ли полно исследованы обстоятельства, указанные в сообщении;

- соблюдены ли требования закона о передаче в необходимых случаях материалов на разрешение в административном или дисциплинарном порядке;

- уведомлен ли заявитель о принятом решении и разъяснен ли ему порядок обжалования этого решения.

- соответствуют ли мотивы решения нормам материального и процессуального законов и фактическим данным.

При обнаружении неосновательного возбуждения уголовного дела или неосновательного отказа в его возбуждении судьей или судом, прокурор приносит протест в кассационном порядке по правилам ст. 331 УПК, а после истечения кассационного срока, в порядке надзора в соответствии с правилами ст. 373 УПК.

Надзор за законностью возбуждения уголовных дел прокурор осуществляет также при рассмотрении поступающих к нему жалоб. Прокурор следит за тем, чтобы все поступившие сообщения о преступлениях были рассмотрены. Прокурор также осуществляет надзор за соблюдением требований закона о подследственности. Он следит за тем, чтобы дела, которые относятся к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, передавались органами дознания следователю немедленно после производства всех неотложных следственных действий, Прокурор следит за тем, чтобы следователи органов милиции, налоговой полиции, органов безопасности и прокуратуры производили расследование по делам, отнесенным к их компетенции, и не допускали нарушения закона о подследственности.

 

59.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции

 

В соответствии со ст. 35 Закона о прокуратуре, участвуя в судеб­ном разбирательстве по уголовным делам, прокурор осуществляет уголовное преследование в форме поддержания государственного обвинения. Ни закон, ни ведомственные нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ не дают оснований для вывода о том, что прокурор осуществляет надзор за соблюдением судами законов при рассмотрении ими уголовных дел'. Выступая в качестве обви­нителя, прокурор занимает положение стороны в уголовном про­цессе. Его полномочия определяются уголовно-процессуальным законодательством. Они, по существу, равны правам защитника в судебном разбирательстве. Прокурор принимает участие в исследовании доказательств, дает заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои сооб­ражения по поводу применения уголовного закона и меры наказа­ния в Отношении подсудимого (ст. 248 УПК). То обстоятельство, что закон, определяя полномочия прокурора, использует термин «дает заключения», а применительно к правам защитника в судебном разбирательстве — «высказывает свое мнение по возникающим вопросам», не имеет принципиального значения. Заключение про­курора не обязательно для суда, равно как и мнение защитника. В ч. 3 ст. 123 Конституции РФ сказано, что судопроизводство осу­ществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Вместе с тем участие прокурора в качестве государственного обви­нителя в судебном разбирательстве по уголовным делам призвано способствовать установлению истины судом, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального законов, вынесе­нию законного и обоснованного приговора.

В соответствии с УПК участие прокурора в судебном разбира­тельстве по уголовному делу оставляется на его усмотрение. Про­курор или его заместитель одновременно с направлением уголов­ного дела с обвинительным заключением сообщает суду, считаетли он необходимым поддерживать в суде обвинение. Согласно прика­зу Генерального прокурора РФ от 18 августа 1994 г. № 44 «О по­вышении качества и эффективности участия прокуроров в судеб­ных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной ре­формы» прокурорам предложено обеспечить поддержание госу­дарственного обвинения по всем делам, рассматриваемым судом присяжных, по делам об организованной преступности, бандитиз­ме, умышленных убийствах, контрабанде и других опасных пре­ступлениях, когда в силу важности или сложности дела прокурор сам сочтет необходимым поддержать обвинение либо его участие признает необходимым суд. Поостальным делам согласно приказу № 44 прокуроры должны решать вопрос о поддержании обвинения исходя из реальной возможности.

В ст. 217 УПК говорится об уведомлении суда о намерении (или отсутствии такового) поддерживать обвинение прокурором или его заместителем, утвердившим обвинительное заключение. Одна­ко на практике во многих случаях в качестве государственного об­винителя в судебном разбирательстве участвуют старшие помощ­ники и помощники прокуроров районов и городов (приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур), стар­шие прокуроры, прокуроры управлейиа-и отделов прокуратур субъектов Федерации и приравненных к ним иных прокуратур. Такая практика не противоречит закону. Вместе с тем в ряде указа-" ний Генеральной прокуратуры РФ подчеркивается необходимость участия в поддержании государственного Обвинения по наиболее сложным или получившим наибольший общественный резонанс уголовным делам руководителей органов прокуратуры.

Подготовка к поддержанию государственного обвинения начи­нается с изучения уголовного дела, что является необходимым для прокурорских работников, не надзиравших за ходом предвари­тельного расследования. Любой государственный обвинитель дол­жен хорошо знать материалы уголовного дела, чтобы быть готовым определить свое отношение к решению вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства, Сопоставлять содержание прото­колов следственных и других процессуальных действий с показа­ниями допрашивающихся в суде лиц, наметить тактику допросов.

 

Прокурорский работник, которому поручено поддержание го­сударственного обвинения руководителем прокуратуры, должен быть убежден в достаточности доказательств виновности подсуди­мого. Государственный обвинитель осуществляет в суде функцию уголовного преследования. Поэтому, если в результате изучения уголовного дела он приходит к выводу о допущенной ошибке, свой вывод он должен доложить (и аргументировать его) прокурору, ут­вердившему обвинительное заключение. Руководителю прокура­туры, поручившему подчиненному ему работнику поддержание го-, сударственного обвинения, вряд ли правильно настаивать на вы­полнении последним своего решения. Для него всегда есть более правильный выход из создавшейся ситуации — идти в суд и под­держивать обвинение самому, i

В суде прокурор, независимо от занимаемой должности, приоб­ретает определенный законом процессуальный статус •— государ­ственного обвинителя. Часть 2 ст. 248 УПК предусматривает, что при поддержании обвинения прокурор (имеется в виду любой про­курорский работник) руководствуется требованиями закона И своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела.

В подготовительной части судебного разбирательства государ­ственный обвинитель вправе заявить отвод судьям (судье), переводчику, специалисту, эксперту при наличии для этогопредус-мотренных законом оснований (ст. 59, 61, 65—67 УПК).

Государственный обвинительможет заявить отвод также адво­кату, представителю профессионального союза и другой Общест­венной организации, участвующим в деле в качестве защитника или представителя потерпевшего, гражданского истца и граждан­ского ответчика в случаях, когда имеются сведения об обстоятель­ствах, препятствующих выполнению ими взятых на себя процессу­альных обязанностей (ст. 66,67 УПК).

По отводам, заявленным другими участниками судебного раз­бирательства, государственный обвинитель дает заключение. Но и ему самому может быть заявлен отвод при наличии тех же обстоя­тельств, которые являются, основаниями для отвода судьи (ст. 63 УПК). Вопрос об отводе государственного обвинителя решается судом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.