Сделай Сам Свою Работу на 5

В.3.Философия и наука. Научная картина мира.





В.1.Мировоззрение и его исторические формы

Мировоззрениеесть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаци1й, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом. Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М.В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.Знания входят в М. в виде убеждений- это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.В структуру М. входят идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.



М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его формир. начинается с детства. Оно определяет ж. позицию ч.Ф. - это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллект. разработанности проблем и методов подхода к ним. Структура М:1.Психологическое- с-ма знаний, взглядов, отношение Ч к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы. 2.Гносиологическое-основную роль играют естественнонаучные знания. Виды М:1.Индивидуальное;2.Общественное-находит применение в формах общ сознания, идеологии, общ идеале, общ позиции. Типы М:1.Религиозное-база- религия. 2.Научное-база –понимание законов развития природы и общества.3.Обыденное-база-стихийное на основе жизненного опыта.4.Сцентризм-база-естественнонаучное знание, ключ к решению соц прроблем.5.Антисцентризм-база-против господствующей роли науки в жизни Ч и общества, противопоставляет науку и общество.6.Филосовское-база-обобщенный взгляд на мир, основан на принципах и законах бытия. Формы М:1.Религия-форма сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы, кот влияют на судьбу и окр мир. Особенность: духовно- практический характер, тесно связанный с уровнем освоения его Ч и зависимостью от природы бытия. 2.Философия-структура М его теоретическое основание. Относят Ф к чел культуре как целостность, его универсальные законы и принципы единства, связи и развития места и роли Ч в системе мира. Особенности: сложная структура, имеющая субъективный характер, подвержена изменениям эпохи. Изучает как предмет познания, так и механизм познавательной деятельности; занимается вопросами бытия, материи,движения.



 

В.2.Предмет философии и ее функции Философия (любовь к мудрости) - особая форма познания мира, система взглядов по общим проблемам бытия и познания, и прежде всего об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Основной вопрос всякой философии имеет две стороны. Первая сторона - это вопрос о том, что первично - материя или дух, бытие или мышление. Материалисты первичной считают материю, а дух - производной от материи. Идеалисты утверждают, что первично сознание, мышление, дух. Другая сторона основного вопроса философии - вопрос о том, познаваем ли мир. Основная проблема философии - проблема человека. “Познай самого себя!” (Сократ). Основные темы философии: мир в целом (космологический подход) и человек в этом мире (антропологический подход). Предмета философии как такового нет, есть определенный подход к различным проблемам.Функции философии: 1) мировоззренческая (Мировоззрение : мироощущение (эмоционально-психологическая сторона на уровне настроений и чувств); мировоспитание (опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений); миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения). 2) познавательная (философия - особая форма познания мира, осознание уникальности природы, культуры, человека); 3) методологическая (разработка методологии создания целостной картины бытия человека в мире, преодоления фрагментарности естественнонаучного и научно-технического знания); 4) возрастает значение ценностно-регулятивной функции философии (усиление потенциала общечеловеческих ценностей, оценка путей познания и деятельности с позиций их соответствия гуманистическим идеалам).Предпосылки философии: мифология и религия.Составные части философии: онтология (учение о бытие); гносеология (теория познания); логика (наука о формах правильного доказательства исследований); этика (нравственные формы); эстетика (о красоте и прекрасном).



Генезис философского учения: первой была натурфилософия; исторические формы материализма: наивный, механистический, метафизический, исторический, диалектический, антропологический; исторические формы идеализма: субъективный, объективный. Фундаментальные философские категории: Бытие - фил. категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие. Реальное бытие - существование, идеальное - сущность. Субстанция - в обычном понимании синоним материи, вещества; в фил. плане - нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в себе самом, а не благодаря другим и в другом. Материя - вещество; первоначально обозначающее отличительный признак пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие “мертвого вещества”, которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа. Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

 

В.3.Философия и наука. Научная картина мира.

НКМ— целостный образ предмета научного исследования. Он создается посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. НКМ исторична, соответствует уровню развития науки в каждую историческую эпоху. Разновидности:1) общенаучная — обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке; 2) социальная и естественнонаучная КМ; 3) специальные НКМ (представления о мире с точки зрения отдельных наук.

Специальная НКМ создается на основе представлений: a) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной наукой; b) о типологии изучаемых объектах; c) об особенностях их взаимодействия; d) о пространственно-временной организации реальности. Т.о., НКМ является особым типом теоретического знания, теоретической моделью исследуемой реальности. Функции: 1) систематизируют научные знания, объединяют их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, включение научных знаний в культуру. Научные открытия, включаясь в НКМ, влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой деятельности. Следует помнить, что историчны и сами формы НКМ. Так, в 17 веке, в эпоху возникновения естествознания механическая картина была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С обособлением научных дисциплин возникает ряд специально-научных картин мира. Возникает проблема построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.