|
Оценка нервно-психического развития детей 4-6 лет
Возраст
| 4 года
| Показатели
| Соответствует норме
| С отклонениями
| I. Мышление и речь
| Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т.п.
| Группирует предметы по несущественному признаку, например, по цвету.
| II. Моторика
| Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед
Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.
| Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.
| III. Внимание и память.
| Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
| Рассеян, невнимателен, часто «отключается» с трудом и непрочно запоминает стихи.
| IV. Социальные контакты
| Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
| Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
| V. Психическое здоровье.
| Без отклонений
| Наличие отклонений соматовегетативного эмоционального, психомоторного характера.
| Возраст
| 5 лет
| I. Мышление и речь.
| Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
| Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя, вместо пересказа сюжета.
| II. Моторика.
| Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.
| Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.
| III. Внимание и память.
| Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
| Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
| IV. Социальные контакты.
| Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.
| Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
| V. Психическое здоровье.
| Без отклонений.
| Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера.
| Возраст
| 6 лет
| I. Мышление и речь
| Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.
| При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.
| II. Моторика.
| Общая: Умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.
Ручная: Умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 сек.
| Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это 70 сек.
| III. Внимание и память.
| Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или мед ленно, после многих повторений, но в целом успешно.
| Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
| IV. Социальные контакты
| Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
| Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
| V. Психическое здоровье
| Без отклонений.
| Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера.
| 1. Рассказ по картинке
Необходимо: набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста,для определения умения ребенка составить рассказ по картинке:
Примеры сюжетов:
- Лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу сидят волки.
- Мальчик провалился в прорубь и зовет на помощь, другой протягивает ему палку.
Примерные схемы рассказов:
Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за хворостом, с другими детьми на прогулку) и отстал, заблудился. На него напали волки, и он залез на дерево. Окончание рассказа: волки убежали, и мальчик благополучно ушел домой, пришли взрослые и прогнали волков, мальчик сам справился с волками (неважно каким способом).
Сюжет 2. Мальчик пошел через речку (он очень спешил, шел в школу и др.) и случайно провалился в прорубь (лед провалился под ним и др.). Он зовет на помощь. Ему поможет его друг, который уже протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его (или придут взрослые и вытащат мальчика).
Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболееблагоприятный ответ - когда в рассказе ребенка герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц.
2. Группирование картинок
Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу и тудавкладывается одна карточка другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляется карточка с изображением посуды и т.д.
Инструкция: посмотри, какая карточка лишняя?
Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель-посуда или звери-птицы или одежда-посуда. Если он справился с заданием, на этом тестирование заканчивается. Если нет - предлагается более легкий вариант: мебель - звери или посуда - птицы и т.д. В случае, если ребенок справился со вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений
Анкета для выявления особенностей нервно-психического здоровья и развития детей от 4 до 6 лет:
1. Вегетативный статус:
- Сон - не спит в дневное время; спит беспокойно, чутко; медленно засыпает, с трудом просыпается, разговаривает, ходит во сне, скрипит зубами.
- Аппетит - имеет много нелюбимых блюд, продуктов питания, снижен аппетит, отказывается есть в дошкольном учреждении, не умеет хорошо жевать, давится пищей.
- Боли - в сердце, в животе - не связанные с определенными заболеваниями.
- Повышенная потливость - общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.
2. Эмоциональный статус:
- Постоянно пониженное настроение, частые колебания настроения, плаксивость, раздражительность. Резкое покраснение или побледнение, пятна налице в острые эмоциональные моменты.
- Страхи - боится темноты, животных, неизвестности, сказочных героев, начинать новое дело, медицинских осмотров, неправильно выполнить поручение взрослого и т.п.
- Раздражителен.
3. Психомоторная стабильность:
- Энурез (дневной, ночной), постоянно или в связи с определенной ситуацией.Энкопрез.
- Двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, особенно если волнуется, не может долго усидеть на месте, делает много лишних движений).
- Шумный, возбужденный.
- Медлительный, заторможенный, долго одевается, убирает игрушки, ест.
- Теребит одежду: теребит, выдергивает волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, мигает, онанирует.
4. Особенности личности:
- Жесток в обращении с другими детьми или животными. Неэмоциональный. Некритичный к своим поступкам. Не понимает дистанции в общении со взрослыми.
- Груб.
5. Моторика:
- Самостоятельно застегивает пуговицы: никогда, редко (иногда), всегда.
- Самостоятельно завязывает шнурки; никогда, редко, иногда, всегда.
- Полностью одевается и раздевается самостоятельно: никогда, редко, иногда, всегда.
6. Социальные контакты:
- Играет с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
- Часто ссорится, обижается, дерется.
- Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
7. Внимание и память:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|