Принципы прокурорской проверки
Первый и основной принцип - это принцип законности ( был раннее).
Второй принцип - обоснованности - проверки должны проводиться только по тем поводам и основаниям, которые предусмотрены в законе.
Принцип недопустимости вмешательства в хозяйственную и экономическую детельность объектов.
Принцип недопустимости подмены собой других государственных органов.
Принцип полноты прокурорской проверки.
Принцип объективности прокурорской проверки - прокурор должен быть непредвзятым и беспристрастным при решении вопросов законности и незаконности.
Принцип оперативности прокурорской проверки - необходимость оперативного ее проведения.
Этапы прокурорской проверки
Выделяются три этапа:
=подготовка проверки
=сам процесс проведения проверки
=подведение результатов
Подготовка к проверке
1) детальное изучение законов и других НПА, регулирующих деятельность поднадзорных объектов, а также определяющих их особенности. Выборка и тщательного изучение прокурором законодательства, применяемого поднадзорными объектами и субъектами, которых прокурор будет проверять.
2) Изучение материалов ранее проведенных проверок исполнения законов или ревизий на данном объекте с целью установить круг нарушения закона, которые допускались ими раннее, а также установление мер, принятых для устранения этих нарушений и меры по их недопущению и повторению в будущем.
3) ознакомление прокурора с основными организационно-распорядительными актами Генерального прокурора РФ и прокурора субъекта РФ в части предмета проверки.
4) ознакомление прокурора с методическими пособиями и рекомендациями по проведению соответствующих проверок. Прокурор продумывает методику и тактику проведения, то есть выбирает соотвествующие приемы проведения той или иной проверки ( определение последовательности проверочных действий, их характера, определение круга вопросов, подлежащих выяснению, круга лиц, которые будут привлечены к данной проверке, перечень материалов, документов, иных сведений, подлежащих изучению, определение перечня подразделений поднадзорных объектов, и т д.
5) подбор специалистов, которых нужно привлечь к проведению проверки, определение перечня вопросов, на которых они должны будут ответить, направление требование о выделении специалистов.
6) Подготовка подробного плана проверки, в котором необходимо отразить все выше названные вопросы.
Рабочий этап - проведение проверки
Проверка включает в себя комплекс действий. Применяет приемы, методы, может вызывать лиц, задавать вопросы ( как специалистам, так и участвующим представителям поднадзорных объектов).
Итоговый результат
Обсуждение результатов проведенной проверки с руководителями соответствующих поднадзорных объектов, могут присутствовать представители юридических служб, специалисты, которые участвовали при проведении проверки для разъяснения вопросов, на которые они отвечали в ходе проверки. Совместно с прокурором обсуждаются пути устранения закона, какие профилактические меры необходимо применять. Необходимо определить лиц, которые подлежат привлечению к ответственности. По итогам проверки составляется справка по результатам прокурорской проверки. По идее ее составляет руководитель прокуроратуры. Если проверкиа проводилась не руководителем - составляется докладная записка по результатам проверки. В них должны быть подробно отображены характер и объем выполненных в ходе проверки действий, в ней должны быть зафиксированы конкретные выявленные нарушения законов, какие акты прокурорского реагирования должны быть ( будут) применены, сколько и какие виновные лица будут привлечены к отвественности.
Меры реагирования на выявленные нарушения закона
Средства реагирования - предусмотренные законом и совершаемые в установленном порядке действия прокурора в сфере общего надзора по устранению выявленных нарушений закона, способствовавших им причин и условий, привлечению к отвественности виновных лиц, профилактики этих явлению ( восстановление прав и законных интересов лиц, предупреждение совершения новых правонарушений).
Акты прокурорского реагирования
Акты прокурорского реагирования - это специфические средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые применяются в установленном законом порядке компетентными должностными лицами органами прокуратуры, в ходе осуществления ими полномочий в сфере общего надзора.
Требования к актам прокурорского реагирования:
1) каждый акт прокурорского реагирования должен быть законным, то есть должен быть основан только на законе и соответствовать ему.
2) он должен быть императивным ( то есть содержать обязательное предусмотренное законом требование рассмотреть акт и выполнить изложенные в нем требования, также сообщить прокурору о времени, месте и результатах его рассмотрения).
3) каждый акт прокурорского реагирования должен быть оперативным, то есть должен вноситься, рассматриваться и контролироваться в установленные законом сроки.
4) каждый акт должен быть индивидуальным - самостоятельное средство прокурорского реагирования.
5) убедительность акта.
6) акт должен быть результативным.
7) вносить акты прокурорского реагирования могут только прокуроры, либо их заместители.
Классификация актов прокурорского реагирования
1)По сфере применения:
= общие акты - исполняются и пользуются на всех направлениях прокурорской деятельности или на всех участках в сфере общего надзора.
= специальные акты - применяются только на отдельных направлениях ( например, в сфере борьбы с коррупцией или экстремизмом).
2) по характеру:
= предупредительные - используются для предупреждения возможного нарушения закона.
= пресекательные - для пресечения длящихся нарушений.
= карательные - для привлечения виновных лиц к ответственности.
Протест прокурора
Необходимо рассматривать в сравнении спредставлением прокурора.
Смотри табличку по сравнению внизу!
И протест, и представление прокурора - о выполнении сообщается прокурору. Протест может быть отозван, а представление - для него законодательно не определено.
Протест прокурора - это акт прокурорского реагирования в сфере общего надзора, содержащий официальное возражение прокурора ( его заместителя) на противоречащий закону НПА должностного лица или органа, которые его издали, содержащий в себе мотивированное требование об отмене данного акта или о приведении его в соответствие с законом. Определение закреплено в ст 23 ФЗ "О прокуратуре".
Признак
| представление
| протест
| Нормативное закрепление
| ст 24 ФЗ
| ст 23 ФЗ
| основания
| совокупность нарушений закона, выраженных в действиях или бездействиях поднадзорных, кроме издания незаконного НПА.
| издание поднадзорных объектом или субъектом незаконно НПА
| по адресатам ( кому вносится)
| компетентным органам и ДЛ, полномочным устранить данные нарушения законов.
| органу/ДЛ, издавшим незаконный НПА, либо вышестоящему ДЛ или органу, в суд.
| По целям
| устранить выявленные нарушения законов, устранить причины и условия, способствовавшие их совершению, восстановить нарушенные права потерпевших лиц, поставить вопрос о привлечении к отвественности виновных лиц.
| отменить незаконный НПА либо полностью либо в части, не соответствующей закону.
| По срокам рассмотрения
| рассмотрение безотлагательно с момента получения адресатом.
| в течение 10 дней с момента получения адресатом ( исключения - срок менее 10 дней, который определяется прокурора в протесте).
| По срокам исполнения требований прокурора
| Срок определен: в течение 1 месяца со дня его внесения.
| нормативный срок не установлен. По сути, разумный срок.
|
Представление прокурора - это акт комплексного прокурорского реагирования в сфере общего надзора, имеющий цель ( цели) устранить выявленные нарушения закона, причины и условия, ему способствовавшие, восстановить нарушенные права потерпевших лиц и поставить вопросы о привлечении к отвественности виновных лиц.
Структура и содержание протеста и представления.
Структура и содержание протеста прокурора.
Можно выделить три составные части: вступительная, описательно-мотивировочная, заключительная ( резалютивная).
Основные элементы протеста:
1.Вступительная часть: Наименование самой прокуратуры ( место вынесения); Сейчас все делается на сцепилась подготовленных бланках. Наименование адресата - наименование органа или ФИО ДЛ. Название самого акта ( "Протест"). Наименование опротестовываемого акта, содержащего нарушения закона.
2.Описательная часть: Юридическое обоснование протеста, основания, в силу которых,опротестовываемый акт признается незаконным с обязательным указанием конкретных норм нарушенного закона, реквизиты этого НПА ( дата, год, номер, название, его содержание и место опубликования).
3.Заключительная часть: Указываются требования прокурора - конкретные предложения по поводу устранения допущенных нарушений - прокурор должен указать, что незаконный акт должен быть либо отменен полностью или в части нарушения или изменен каким-либо образом. Излагается требование рассмотреть протест в 10-ти дневный срок с момента его получения и незамедлительно сообщить о результатах рассмотрения в письменной форме, с приложением другого НПА, которым отменяется или приводится в соответствие данный НПА. Коллегиальные органы - рассмотрение протеста происходит на ближайшем заседании. Указывается должностное положение, классный чин или звание прокурора или его заместителя. Подпись данного ДЛ. Указывается также дата, подпись и расшифровка подписи ДЛ или руководителя органа, которому адресован протест в виде следующих слов: "протест мне объявлен. Сущность и право обжалования вышестоящему прокурору или в суд разъяснено". Практика: иногда в протесте ставят вопросы о привлечении к ответственности.
При направлении в суд протеста, он превращается в ненадзорный акт реагирования - заявление ( АПК, ГПК).
Протест в суд:
1.после отклонения протеста законодательными ( представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления.
2.в случае, если протест не удовлетворен на стадии обсуждения и принятия правового акта.
3.после неоднократного отклонения протеста прокурора.
4.в случае, когда проест адресован коллегиальному органу и отмена незаконного НПА не требует отлагательств, а созыв данного коллегиального органа приходится на более поздний период.
Ст 30.10 и 30.11 КоАП РФ до сих пор говорят о протесте прокурора ( обжалование решения мирового судьи). Основанием протеста иногда ( на практике) может служить устное волеизъявление лица. Однако, это не верно, так как требование к НПА - письменность.
Представление прокурора
Части: Вводная, описательная, заключительная части.
1.Вводная часть: реквизиты прокуратуры, дата вынесения, адресат, название документа и указываются нарушения, на которые представление вносится ( например, экологическое законодательство).
2.Описательно-мотивировочная: указание источников информации, откуда прокурору стало известно о нарушении закона, оценочные выводы о состоянии законности, то есть по сути прокурор анализирует причины и условия совершения правонарушения, цифровые показатели статистики, излагаются факты конкретных правонарушений с указанием норм нарушенных законов.
3.Заключительная: логические выводы, вытекающие из анализа состояния законности и содержит требование прокурора о принятии мер по устранению нарушений закона, а также причин и условий им способствовавших, указывается требование о привлечении к установленной ответственности, а именно к материальной и дисциплинарной, а также требование безотлагательно рассмотреть данное представление и в течение месяца с момента получения представления принять конкретные меры.
Постановление прокурора
1.Постановление о возбуждении административного дела;
2.Постановление об освобождении лица
3.Постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в органы дознания и следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и дальнейшего престледования лиц.
Постановление о возбуждении административного дела - это акт прокурорского реагирования, содержащий мотивированное требование о привлечении к административной ответственности правонарушителя как непосредственно так и путем предъявления соответствующих требований об этом компетентному органу или ДЛ.
Цель - карательная, то есть привлечение к ответственности виновных лиц и наложение на них наказания.
Помимо ФЗ "О прокуратуре", также и ст 28.1 КоАП РФ.
Вынесение Постановления возможно при наличии определенных условий:
а) наличие состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность ( еще законы субъектов РФ).
б) полное и тщательное выяснение обстоятельств совершенного правонарушения, а также мотивов, вины, последствий, наличие объяснений лиц и проверка доводов участников административных отношений.
в) давность привлечения к административной ответственности.
Прокурор освобожден от необходимости составления протокола о совершении административного правонарушения. Некоторые составы выходят только в компетенцию прокурора ( например, ст 7.24, 15.10 и т д).
Сроки вынесения: выносится прокурором в два основных срока:
= немедленно после выявления данного правонарушения - ч 2 ст 28.4 и ч ест 28.5 КоАП РФ.
= в течение 2 суток с момента выявления данного правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств по делу - ч 2 ст 28.5 КоАП РФ.
Случаи направления по подведомственности: органы и ДЛ, которым адресовано данное постановление должны рассмотреть данное поставление в течение 15 дней со дня получения ими данного постановления ( ст 29.6 КоАП РФ). Более сокращенный срок - 5 дней, если речь идет о нарушении избирательных прав граждан.
ст 25.11 КоАП РФ - прокурора должны извещать о месте и времени рассмотрения дела.
Содержание и требования:
В общем виде закреплены в ч 2 ст 28.2 КоАП РФ. Структурные части: Вступительная, описательно-мотивировочная, заключительная.
1.Вступительная часть: место и дата вынесения, указывается адресат, наименование акта.
2.Описательная часть: изложение фактических обстоятельств содеянного в хронологической последовательности, а также предшествующих поступку обстоятельств. Доводы правонарушителя.
3.Мотивировочная часть: оценка правонарушения ( юридическое и фактическое обоснование). Юридическое основание - норма права, а фактические - включает степень тяжести проступка).
4.Заключительная часть: содержит указание на возбуждение производства об административном правонарушении. Обязательна ссылка на конкретную нормы, указывается на необходимость привлечения лица к ответственности. Отметка о направлении постановления по подведомственности, указывается на обязанность рассмотреть постановление в сроки, установленные законом, и требование сообщить прокурору в письменной о результатах рассмотрения постановления. Указываются реквизиты прокурора ( должность, чин, ФИО, подпись).
Постановление о направлении материалов проверки в орган дознания или следствия.
Данное постановление направляется в порядке п 2 ч 2 ст 37 УПК РФ. Данное поставнноение является основание для возбуждения уголовного дела. Об этом постановление говорится в п 2 ст 1 ФЗ "О прокуратуре" - но не прямо, а путем анализа нормы. Приказ Генерального прокурора от 7.12.07 № 290.
Придумать структуру самостоятельно.
Постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутому административному задержанию.
Данное постановление применятся на узком участке общего надзора. Специфика этого постановления заключается в том, что оно носит высокий властный характер. П 3 ст 22 ФЗ "О прокуратуре" - это право прокурора выносить такое постановление. Прокурор посещает специальные места содержания лиц, если лица были помещены туда решение административного органа - прокурор может вынести такое постановление. Для суда иной порядок. В силу того, что прокурорские работники заняты по работе, данное постановление используется в действии очень редко. Структура данного постановления схожа с выше указанными видами постановлений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|